Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Юдин А.В., рассмотрев жалобу защитника Государственного казенного учреждения Республики Коми "Управление автомобильных дорог Республики Коми" (далее - ГКУ РК "УправтодорКоми") Богрий А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Морозовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 19.03.2019 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23.04.2019
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ГКУ РК "УправтодорКоми",
установил:
постановлением мирового судьи Морозовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 19.03.2019 ГКУ РК "УправтодорКоми" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23.04.2019 приведённое постановление оставлено без изменения, жалоба ГКУ РК "УправтодорКоми" - без удовлетворения.
В жалобе защитник ГКУ РК "УправтодорКоми" Богрий А.А. просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы приводит доводы и дает свою оценку обстоятельствам и доказательствам по делу.
Изучив материалы истребованного дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Исходя из положений ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч. 1 ст. 17 указанного закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Основные положения) регламентирует, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Как усматривается из материалов дела и установлено судьями предыдущих инстанций, основанием для возбуждения дела об административном правонарушении явились выявленные 20.12.2018 в 10 часов 20 минут на участке автомобильной дороги "Подъезд к г. Усинску" автодороги "Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар" недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) на участках с 8 по 18 км и с 19 по 29 км, выразившиеся в искажении поперечного профиля проезжей части в виде колейности в снежном накате глубиной 6 см и 4 см соответственно, что является нарушением требований обеспечения безопасности дорожного движения, в частности п. 8.1 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, п. 13 Основных положений.
Факт совершения учреждением указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия учреждения квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о фиксации нарушений, указанных в протоколе 11 СС 180765 от 25.02.2019, с нарушением закона безоснователен, поскольку замеры колейности проведены уполномоченным лицом с использованием рейки дорожной универсальной РДУ-КОНДОР N 158 (поверка от 03.12.2018, действительно до 02.12.2019), которая предназначена для измерения колейности покрытий автомобильных дорог.
Согласно п. 5.1 "ГОСТ 32825-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений" метод измерения величины колейности заключается в измерении клиновым промерником или металлической линейкой максимального просвета под трехметровой рейкой, уложенной на дорожное покрытие перпендикулярно к оси автомобильной дороги. Измерение величины колейности произведено инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Усинску в соответствии с указанным пунктом ГОСТа.
Довод жалобы об отсутствии вины учреждения несостоятелен в силу следующего.
В соответствии с требованиями ст. 12.34 КоАП РФ субъектами административного правонарушения являются лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переезда или других дорожных сооружений. Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Статьей 15 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения и частные автомобильные дороги, что регламентировано ст. 5 указанного закона.
Согласно ч. 6 ст. 6 Закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности осуществление дорожной деятельности автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъекта.
Постановлением Правительства Республики Коми от 28.08.2017 N 456 утверждено Положение о Министерстве строительства и дорожного хозяйства Республики Коми.
По уставу ГКУ РК "УправтодорКоми" Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми исполняет функции и полномочия учредителя учреждения.
В соответствии с положениями устава за ГКУ РК "УправтодорКоми" на праве оперативного управления уполномоченным органом Республики Коми закрепляется имущество, которым учреждение владеет, пользуется и распоряжается в соответствии с его назначением, целями направлением деятельности учреждения, действующим законодательством и уставом.
Пунктом 15 устава предметом деятельности учреждения является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации, в пределах определенной уставом компетенции, полномочий Министерства и Правительства Республики Коми.
В соответствии с целями, определенными уставом, ГКУ РК "УправтодорКоми" обязано обеспечивать сохранность автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми (п.16.1); улучшение, сохранение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального значения (п.16.2); создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении дорог регионального значения (п.16.4); осуществление контроля за выполнением работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.16.5); обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального значения (п.16.7).
Для осуществления целей учреждение осуществляет контроль, в том числе лабораторный контроль, за соответствием выполняемых подрядными организациями работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения, требованиям технических регламентов, заключенных государственных контрактов (п.17.4 устава).
Учреждение самостоятельно распоряжается денежными средствами, полученными из республиканского бюджета Республики Коми, в соответствии с их целевым назначением (п.25 устава).
Из материалов дела следует, что автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми "Подъезд к г. Усинску" от автодороги "Сыктывкар-Ухта-Усинск-Нарьян-Мар" включена в реестр государственного имущества Республики Коми и передана в оперативное управление ГКУ РК "УправтодорКоми".
Согласно положениям устава учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления государственным имуществом Республики Коми в соответствии с назначением имущества, целями и направлениями деятельности Учреждения, действующим законодательством и Уставом (п. 19 Раздела 3 устава).
Таким образом, суд правильно исходил из того, что лицом ответственным за состояние автомобильной дороги является ГКУ РК "УправтодорКоми", которому автодорога "Подъезд к г. Усинску" от автодороги "Сыктывкар-Ухта-Усинск-Нарьян-Мар" передана на основании решения Дорожного Агентства Республики Коми "О передаче государственного имущества Республики Коми в оперативное управление" от 01.01.2015 N 1 и принята по акту приема-передачи 01.01.2015.
Доводы о том, что ГКУ РК "УправтодорКоми" не является субъектом вмененного административного правонарушения со ссылкой на заключение 08.12.2017 государственного контракта с ООО " У" на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в МО МР "Усинск, МО МР "Печора" в 2018-2019 годах на автомобильных дорогах и дорожных сооружениях, где в п. 1.2 прямо предусмотрено, что в период действия контракта подрядчик является ответственным за состояние дорог и дорожных сооружений, обеспечение безопасности дорожного движения, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства не исключают вину ГКУ РК "УправтодорКоми" в совершенном административном правонарушении.
Вопреки указанным доводам, заключение с ООО " У" контракта на выполнение комплекса подрядных работ по содержанию автомобильных дорог не освобождало ГКУ РК "УправтодорКоми" от выполнения возложенных на него полномочий по обеспечению надлежащего содержания дороги регионального значения, а также от контроля за исполнением контракта в силу условий, как самого контракта, так и вышеприведенных положений устава учреждения.
Так, п. 1.3 контракта определено, что конкретные виды, объемы работ на месяц по содержанию автомобильных дорог, сроки их выполнения определяются ежемесячно "Ежемесячным заданием на выполнение работ по содержанию автомобильных работ" выдаваемым подрядчику заказчиком по форме согласно Приложению N 2 к данному контракту, составленным в соответствии с Техническими заданиями.
В соответствии с п. 3.2.1 контракта ГКУ РК "УправтодорКоми" осуществляет контроль за качеством выполненных работ и контроль за качеством применяемых подрядчиком материалов.
В силу п. 3.2.2 контракта ГКУ РК "УправтодорКоми" имеет право расторгнуть контракт в соответствии с разделом 7 упомянутого контракта.
Согласно пункту 7.7 заказчик вправе провести экспертизы выполненных работ с привлечением экспертов и (или) экспертных организаций.
Таким образом, у ГКУ РК "УправтодорКоми" имелась возможность для соблюдения законодательства в области безопасности дорожного движения, за нарушение которого ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Ссылка в жалобе о том, что выполнение работ по надлежащему содержанию автомобильной дороги подтверждается журналом производства работ, представленным ООО " У" (далее - подрядчик) несостоятельна, поскольку опровергается представленным в материалы дела актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 20.12.2018 и фототаблицей к нему.
Доводы жалобы о том, что в ходе ежемесячной приемки выполненных работ по контракту (28.12.2018) учреждением было выдано предписание подрядчику об устранении выявленных несоответствий фактического содержания автомобильных дорог установленным требованиям, в соответствии с которым подрядчику предписывалось устранить колейность и завышение обочин с 0 по 31 км автомобильной дороги "Подъезд к г. Усинску", которые были устранены 29.12.2018, также не свидетельствуют об отсутствии вины учреждения в совершении вменяемого правонарушения.
Принимая во внимание изложенное, судьями предыдущих инстанций дана верная юридическая оценка действиям привлекаемого лица по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, сводятся к переоценке доказательств и не могут служить основанием для отмены судебных актов. Выводы судов основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и сомнения в своей правильности не вызывают.
Наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей назначено с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ ниже минимального размера, предусмотренного санкцией статьи, согласуется с его предупредительными целями и соответствует принципам законности, справедливости и целесообразности юридической ответственности, в установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи Морозовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 19.03.2019 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23.04.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении ГКУ РК "УправтодорКоми" оставить без изменения, жалобу защитника ГКУ РК "УправтодорКоми" Богрий А.А. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Заместитель председателя - А.В. Юдин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.