Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего Боджокова Н.К,
судей Сиюхова А.Р. и Тачахова Р.З,
при секретаре судебного заседания Аутлевой Д.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело N 2а-2047/2019 по апелляционной жалобе административного истца ФИО1 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 10 июля 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея о признании безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки по страховым взносам в размере 64 489 руб, по налогам в размере 61 130, 46 руб. и по пене в размере 3 358, 54 руб, а также по транспортному налогу в размере 12 800 руб. - отказать.
Заслушав доклад судьи Боджокова Н.К, объяснения представителя административного истца Пшихожевой Р.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя административного ответчика Берсировой А.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Адыгея о признании безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки по страховым взносам, по налогам и пене. В обоснование иска указал, что по состоянию на 26.10.2018 г. за истцом числится задолженность по страховым взносам в размере 64 489 руб, в том числе по налогам 61 130, 46 руб. и по пене в размере 3 358, 54 руб. Считает, что по условиям ст. 10 Федерального закона от 28.12.2017г. N 436-Ф3 "О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанная сумма подлежит признанию безнадежной к взысканию и подлежит списанию, поскольку ранее ему не были направлены требования об уплате указанных сумм налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование МИФНС и ПФР в соответствии с условиями и порядком установленными законодательством за налоговые периоды до 01.01.2017 г.
Указанные обязательные платежи не были взысканы судебным актом, в связи с чем в силу ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 г. N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию.
Кроме того, ответчик не выслал требование об уплате налога на транспорт за налоговый период до 01.01.2015 г. В нарушение положений НК РФ на адрес регистрации истца не поступало соответствующих требований об оплате, а также не выносились судебные акты о взыскании недоимки и пеней, образовавшейся задолженности по страховым взносам за период и налогам до 01.01.2017 г. и налога на транспорт и пени за период до 01.01.2015 г.
В связи с тем, что предусмотренные ст. 46,47,48 НК РФ сроки истекли и инспекцией утрачена возможность взыскания задолженности, просил признать безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года на сумму 64489.00 рублей, по налогам 61130.46 рублей, по пене 3358.54 рублей; - признать безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимки по транспортному налогу по состоянию на 01.01.2015 года на сумму 12 800 руб.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика против иска возражал, просил в его удовлетворении отказать ввиду необоснованности, а также виду несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Суд постановилобжалуемое решение.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 10 июля 2019 года и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования.
В возражениях на апелляционную жалобу МИФНС России N 1 по РА. указывает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами I и 5 пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Как установлено судом первой и следует материалов дела, за ФИО1 числится задолженность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 года на сумму 64 489 рублей, по налогам 61 130,46 рублей, по пене 3358, 54 рублей, а также недоимка по транспортному налогу по состоянию на 01.01.2015 года на сумму 12 800 руб.Также из материалов дела усматривается, что ответчиком было произведено списание задолженности истца по налогам и сборам на сумму 13 930, 56 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, обоснованно исходил из того, что утрата налоговым органом права на принудительное взыскание налога в связи с пропуском срока само по себе не влечет прекращение налоговой обязанности истца. Также истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
С данными выводами судебная коллегия согласна по основаниям, изложенным в решении.
Кроме того, согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с данной статьей признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Таким образом, данная статья признает безнадежной к взысканию и подлежащей списанию не всю недоимку по страховым взносам и пени на указанную недоимку за периоды до 01.01.2017, а только недоимку, исчисленную в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Частью 11 ст. 14 вышеприведенного Федерального закона предусматривалось взыскание страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, то есть в повышенном размере.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета индивидуального предпринимателя) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов."
Согласно ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
С учетом вышеперечисленных положений закона МИФНС Росси по РА произвела списание сумм задолженности за налоговые периоды до 01.01.2017 года в размере 18533,73 руб. в т.ч. по налогам 3629.38 руб, по пене 14904,35 руб.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы несостоятельны, основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 308- 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 10 июля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную ФИО1 без удовлетворения
Председательствующий - Н.К. Боджоков
Судьи: А.Р. Сиюхов, Р.З. Тачахов
Копия верна:
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Н.К. Боджоков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.