Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданской обороне"
Проект федерального закона "О гражданской обороне" был принят Государственной Думой 26 декабря 1997 года. За период после его принятия Государственной Думой вступили в силу Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998 год" и Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". При внимательном анализе выявился ряд существенных противоречий между положениями названных законов и положениями Федерального закона "О гражданской обороне". Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданской обороне" призван устранить возникшие правовые противоречия путем изменения отдельных положений Федерального закона "О гражданской обороне", а также дополнения его рядом новых положений. В ряде случаев предлагается незначительно уточнить редакцию законопроекта.
В абзаце четвертом статьи 1 слова "в военное и мирное время", а в пункте 2 статьи 9 слова "в военное время" предлагается заменить словами "при ведении военных действий или вследствие этих действий", поскольку именно такая формулировка применяется системно по всему тексту закона.
В пункте 3 статьи 4 слова "объявления состояния войны, фактического начала военных действий или" предлагается исключить, так как согласно статьи 87 Конституции Российской Федерации и пунктам 4 и 5 статьи 4 Федерального закона "Об обороне" во всех названных случаях Президентом Российской Федерации вводится военное положение.
В связи с вступлением в силу Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" предлагается внести изменения в абзац третий статьи 6, абзац третий статьи 7, статью 12, пункт 3 статьи 16 и исключить статью 13 Федерального закона "О гражданской обороне". Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" устанавливает. что функция руководства гражданской обороной возложена непосредственно на Правительство Российской Федерации. В тоже время в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочия по формированию системы федеральных органов исполнительной власти, определению их полномочий и организации работы Правительства Российской Федерации возложены на Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации. В этой связи предлагается в статье 6 Федерального закона "О гражданской обороне" записать, что руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации, а также исключить из текста закона все упоминания о федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны. На недопустимость прямого указания в законах на обязательность создания каких-либо федеральных органов исполнительной власти, а также установление их полномочий неоднократно обращалось внимание в заключениях Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации на законопроекты, рассматриваемые Государственной Думой. Необходимо также учитывать и то, что в своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации поставил задачу проведения административной реформы, которая предполагает проведение мер по качественной модернизации институтов власти, уточнение структуры органов исполнительной власти. В этой связи очевидно требуется устранить положения, неправомерно и неоправданно ограничивающие Председателя Правительства Российской Федерации я предложениях по структуре и составу Правительства Российской Федерации.
В целях уточнения полномочий начальников гражданской обороны предлагается изменить редакцию пункта 5 статьи 11. Поскольку ведение гражданской обороны начинается после введения военного положения, то очевидно, что и вводить в действие планы гражданской обороны и принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей начальники гражданской обороны могут только после введения военного положения. До введения военного положения все действия по спасению населения, материальных и культурных ценностей осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Внесение поправок в статью 12 и в пункт 3 статьи 16 Федерального закона "О гражданской обороне" в части уточнения порядка комплектования военнослужащими органов управления гражданской обороны, а также прохождения военнослужащими службы в федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области гражданской обороны, обусловлена вступлением в силу Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Статья 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает исчерпывающий перечень войск, федеральных органов исполнительной власти, других органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба. Среди них названы войска гражданской обороны, но нет упоминания о федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном на решение задач в области гражданской обороны, и органах управления гражданской обороны. Статья 44 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определяет возможность прикомандирования военнослужащих к федеральным органам государственной власти, другим органам, учреждениям и организациям. Поскольку пункт 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации непосредственно указывает на Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" как на основной закон, регулирующий вопросы несения военной службы, предлагается в Федеральном законе "О гражданской обороне" записать норму, предполагающую возможность комплектования органов управления гражданской обороны военнослужащими в порядке, установленном статьей 44 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Поскольку не ясно, по какой причине женщины, получившие среднее или высшее медицинское образование теряют право на освобождение от зачисления в гражданские организации гражданской обороны после достижения их детьми возраста трех лет, в то время как для других женщин освобождение дается до достижения их детьми возраста восьми лет, предлагается в пункте 2 статьи 17 слова ", а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до трех лет" исключить. В существующей редакции закона существенно ущемлены права детей, что не допустимо. У женщин, имеющих медицинское образование, дети взрослеют не быстрее и требуют не меньшего ухода и внимания, чем иные дети. Кроме того не учитывается ситуация, когда женщина, получившая медицинское образование, длительное время не работает по специальности.
Статья 18 Федерального закона "О гражданской обороне" устанавливает, что расходы на подготовку и проведение мероприятий гражданской обороны, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями подлежат возмещению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако на сегодняшний день такой порядок не установлен. Кроме того во вступившем в действие Федеральном законе "О федеральном бюджете на 1998 год" не предусмотрены средства на возмещение названных расходов. В этой связи предлагается отложить вступление в действие положений Федерального закона "О гражданской обороне", возлагающих на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации соответствующие полномочия в области гражданской обороны. Для этого предлагается дополнить пункт 1 статьи 19 соответствующей записью, в которой указать, что статьи 8 и 9 вступают в действие с 1 января 1999 года.
Принятие предлагаемого законопроекта не предполагает выделения средств из федерального бюджета и заключения Правительства Российской Федерации не требует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.