Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Матвеевой Н.Н.
судей Рыжих Е.В, Квасовой О.В,
при секретаре Левиной И.В,
с участием прокурора Тарченко Н.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Квасовой О.В. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района "Козельский район" Калужской области на решение Козельского районного суда Калужской области от 7 февраля 2019 года по делу по иску прокурора Козельского района Калужской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района "Козельский район" о возложении обязанности создать на территории муниципального района специализированную службу по вопросам похоронного дела,
УСТАНОВИЛА:
15 ноября 2018 года прокурор Козельского района Калужской области в интересах неопределенного круга лиц, обратившись в суд с иском к администрации муниципального района "Козельский район" Калужской области, просил обязать ответчика в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу создать на территории Козельского района специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В обоснование требований указано, что по результатам проведенной проверки установлено отсутствие в нарушение требований Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" специализированной службы по вопросам похоронного дела. Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела затрагивает права всех без исключения граждан, проживающих на территории муниципального образования, поскольку в правоотношениях по поводу смерти человека, его погребения участвует неограниченное число субъектов.
В судебном заседании помощник прокурора Козельского района Калужской области Афанасьева Е.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации муниципального района "Козельский район" Калужской области Фролов И.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица ООО "Ритуал" Годз А.Н, представитель третьего лица ООО "Бытсервис" Исакова Л.И, представитель третьего лица ритуальной компании "Ева", индивидуальный предприниматель Акимов Е.Е, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в Козельском районе создано достаточно организаций по вопросам похоронного дела.
Третьи лица ООО "Успение", ООО "Ритуал-Сервис", ООО "Журавли", извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Решением Козельского районного суда Калужской области от 7 февраля 2019 года исковые требования удовлетворены, постановлено: обязать администрацию муниципального района ""Козельский район" в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В апелляционной жалобе администрации муниципального района "Козельский район" ставится вопрос об отмене решения суда как не основанного на законе и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Козельского района Калужской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя администрации муниципального района "Козельский район" Романовой О.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 названного закона органы местного самоуправления органов поселений, муниципальных образований и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений для решения вопросов местного значения.
В силу части 2 статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 названного закона установлен гарантированный перечень услуг по погребению, а именно: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В силу статьи 12 указанного закона на специализированные службы по вопросам похоронного дела также возложены функции по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению в пределах размера социального пособия на погребение и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 N1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных положениями статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", устанавливающей гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.
Таким образом, приведенные выше нормы закона предоставляют гражданам определенные гарантии по погребению, реализация которых осуществляется посредством создания специализированных служб, уполномоченных оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе и невыполнение которых нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории соответствующего поселения.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения законодательства об организации погребения и похоронного дела в деятельности администрации муниципального района "Козельский район" установлено, что на территории муниципального района "Козельский район" специализированной службы по вопросам похоронного дела ответчиком не создавалось.
В силу положений вышеприведенных статей 9, 25, 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ именно органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Доказательств того, что органом местного самоуправления поселения были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, ответчиком представлено не было.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводов, свидетельствующих о наличии оснований для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Козельского районного суда Калужской области от 7 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района "Козельский район" Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.