Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Филимоновой И.В., при секретаре судебного заседания Львовой Е.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску и.о. Шумерлинского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов Бражновой М.Ф. о признании бездействия администрации г.Шумерли незаконным и возложении обязанности осуществить ремонт системы отопления, поступившее по апелляционной жалобе и дополнению к ней администрации г.Шумерли Чувашской Республики на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 10 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, судебная коллегия
установила:
Исполняющий обязанности Шумерлинского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов Бражновой М.Ф. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать бездействие администрации г.Шумерля, выразившееся в не проведении ремонта (замены) радиатора отопления в зале муниципальной квартиры... незаконным и возложить на администрацию г.Шумерля в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить ремонт (замену) радиатора отопления в зале муниципальной квартиры...
Требование мотивировано тем, что Межрайонной прокуратурой по обращению Бражновой М.Ф. проведена проверка исполнения жилищного законодательства в администрации г..Шумерля, в рамках которой было установлено, что Бражнова М.Ф. 23 августа 2018 года обратилась в администрацию г..Шумерля с заявлением, содержащим, в том числе, требование о ремонте системы отопления в муниципальной квартире, расположенной по адресу:.., где она проживает. Из ответа администрации 12 сентября 2018 года N 6165 следует, что Бражновой М.Ф. в ремонте (замене) радиаторов отопления отказано со ссылкой на отнесение указанных работ к текущему ремонту, который обязан производить наниматель жилого помещения. Между тем, по результатам визуального осмотра 27 ноября 2018 года установлено, что в квартире... проведена замена стояка системы отопления, на подводке к прибору отопления имеются отсекающие краны. В нижней части прибора отопления имеются следы намокания. Таким образом, ввиду наличия на радиаторе отключающих устройств (запорной арматуры) и фактическом обслуживании обогревающим элементом только квартиры Бражновой М.Ф, указанный радиатор к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома не относится. Согласно приложению N 3 (рекомендуемому) к Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурною назначения" (утв. приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года N 312) (далее ВСН 58-88 (р). Срок минимальной продолжительности эффективной эксплуатации радиаторов чугунных (стальных) при закрытых схемах составляет 40 и 30 лет, при открытых 30 и 15 лет соответственно. Таким образом, работы по ремонту или замене радиаторов отопления к перечню работ, выполняемых при проведении капитального ремонта жилищного фонда и обязанность по их проведению, возложена на наймодателя, как на собственника жилого помещения.
Из вышеизложенного следует, что администрация г..Шумерля будучи собственником жилого помещения, расположенного по адресу:... обязана была по требованию нанимателя Бражновой М.Ф. провести ремонт радиатора отопления в указанной квартире, в связи, с чем отказ администрации в производстве данных работ является незаконным и нарушает жилищные права заявителя. По результатам выявленных нарушений межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации г..Шумерля 3 декабря 2018 года было вынесено представление. В соответствии с ответом администрации г..Шумерля на указанное представление проведение капитального ремонта в вышеуказанной квартире по замене батареи отопления возможно после погашения заявителем задолженности за социальный наем перед администрацией г..Шумерля, виновному в допущенных нарушениях должностному лицу администрации г..Шумерля объявлено замечание. По информации администрации г..Шумерля от 8 февраля 2019 года произвести замену батареи в вышеуказанной квартире не представляется возможным в связи с заморозкой счетов в администрации г..Шумерля. На момент контрольной проверки замена либо ремонт радиаторов отопления в квартире... не проведены. Бражнова М.Ф.... самостоятельно не может обратиться в суд за защитой своих жилищных прав.
В судебном заседании суда первой инстанции помощник Шумерлинского межрайонного прокурора Чувашской Республики Бойцова Л.В. административный иск поддержала.
Представитель административного ответчика администрации Шумерлинского района Чувашской Республики Кириллов А.П. административный иск не признал.
Заинтересованное лицо Бражнова М.Ф. в судебном заседании не присутствовала.
Решением Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 10 июня 2019 года административный иск удовлетворен.
Не согласившись с данным решением, администрация г.Шумерли Чувашской Республики подала апелляционную жалобу и дополнение к ней, в которых ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения по мотивам незаконности и необоснованности.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика администрации Шумерлинского района Чувашской Республики Кириллов А.П. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения.
В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для признания решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии действий или бездействия административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") следует, что органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в статьях 14 - 16.2 названного Федерального закона.
В частности, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения городского поселения.
Из дела следует, и данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается, что Бражнова М.Ф. на основании ордера... является нанимателем муниципальной квартиры, расположенной по адресу:...
В ходе прокурорской проверки, проведенной Шумерлинской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики по обращению Бражновой М.Ф, выявлено, что 23 августа 2018 года Бражнова М.Ф. обратилась в администрацию г. Шумерля с заявлением, содержащим, в том числе, требование о ремонте системы отопления в занимаемой ею муниципальной квартире. Однако письмом от 12 сентября 2018 года N 6165 в ремонте (замене) радиаторов отопления ей отказано со ссылкой на отнесение указанных работ к текущему ремонту, который обязан производить наниматель жилого помещения.
По результатам выявленных нарушений Шумерлинской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в адрес главы администрации г.Шумерля 3 декабря 2018 года было внесено представление.
Указанное представление рассмотрено 27 декабря 2018 года и по результатам рассмотрения главой администрации г.Шумерли межрайонному прокурору сообщено, что замена батареи отопления возможна после погашения заявителем (Бражновой М.Ф.) задолженности за социальный наем перед администрацией г.Шумерля, должностному лицу администрации г.Шумерля объявлено замечание о недопущении выявленных нарушений впредь.
По информации администрации г.Шумерли от 8 февраля 2019 года произвести замену батареи в вышеуказанной квартире не представляется возможным в связи с заморозкой счетов в администрации г.Шумерля.
В апреле 2018 года ООО "... " проведен ремонт системы отопления дома... с заменой стояков и установкой отсекающих устройств (кранов) перед радиаторами отопления.
30 августа 2018 года по результатам проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики по обращению Бражновой М.Ф, составлен акт, которым, в том числе, на основании документов, связанных с осуществлением ООО "... " деятельности по управлению домом... установлено, что в зале в квартиры N... указанного дома проведена замена стояка систем отопления, на подводке к прибору отопления имеются отсекающие краны. В нижней части прибора отопления имеются следы намокания.
На момент контрольной проверки замена либо ремонт вышеуказанных радиаторов отопления в квартире... не проведены.
Удовлетворяя административный иск, районный суд руководствовался вышеизложенными нормами ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также требованиями ст. ст. 2, 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. п. 2, 6 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, и исходил из того, что администрация г.Шумерля являясь собственником занимаемой нанимателя Бражновой М.Ф. квартиры, обязана была по требованию нанимателя провести ремонт (замену) радиатора отопления в указанной квартире.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться, поскольку он мотивирован, сделан на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в деле доказательств, которым дана надлежащая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.
Согласно ст. 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и договором социального найма данного жилого помещения.
Права и обязанности наймодателя и нанимателя жилого помещения по договору социального найма, установлены положениями статей 65 и 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым наймодатель жилого помещения по договору социального найма, обязан, в том числе: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (пункт 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В свою очередь, п. 3 ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации на нанимателя жилого помещения по договору социального найма возложены обязанности: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения, а также выполнять и другие обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2005 N 315 (далее - Типовой договор), наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения, к которому относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения).
Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет наймодателя организацией, предложенной им.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N170, предусмотрен примерный Перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, указанный в приложении N8.
Поскольку обязанность по установке (замене) радиаторов отопления в квартире... лежит на наймодателе (с привлечением компетентных организаций), у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа прокурору в удовлетворении заявленного требования в интересах нанимателя Бражновой М.Ф.
Доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней о том, что чугунный радиатор отопления в зале муниципальной квартиры... не достиг срока минимальной продолжительности эффективной эксплуатации, составляющий согласно приложению N 3 (рекомендуемому) к ВСН 58-88 (р) при закрытых схемах 40 лет, а соответственно, не нуждается в капитальном ремонте, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку данные нормы регулируют вопросы сроков эксплуатации элементов зданий и объектов, в то время как необходимость замены либо ремонта определяется на основании физического износа элементов отопления.
Не служит основанием для отмены постановленного решения и доводы о том, что заявленное прокурором требование подлежало разрешению в порядке искового, а не административного судопроизводства со ссылкой на то, что подтекание трубы отопления началось в день проведения ООО "Система управления" ремонтных работ системы отопления дома.., поскольку предметом заявленного иска требование о возмещении ущерба не заявлено.
Таким образом, в целом доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению позиции относительно обоснованности заявленного прокурором требования и необходимости переоценки доказательств, из которых исходил суд первой инстанции при постановке своих выводов, которые по изложенным выше основаниям не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
Предусмотренных ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке также не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу и дополнение к ней администрации г.Шумерли Чувашской Республики на решение Шумерлинского районного суда Чувашской Республики от 10 июня 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: И.Н. Орлова
И.В.Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.