Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е,
судей Гринюк М.А. и Клюкиной О.В,
при секретаре Харченко Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Капитонова Игоря Рудольфовича на решение
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 июня 2019 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления Капитонова Игоря Рудольфовича к УМВД России по г. Йошкар-Оле о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, компенсации морального вреда, судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Капитонов И.Р. обратился в суд с иском к УМВД России по
г. Йошкар-Оле, в котором просил взыскать с ответчика денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за 2018 год в размере 104709,87 руб, компенсацию морального вреда в размере 30000 руб, судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 10000 руб.
В обоснование иска указано, что Капитонов И.Р. с 21 июля 2017 года проходил службу в органах внутренних дел в должности "... " УМВД России по г. Йошкар-Оле. В период работы в 2018 году количество подлежащих компенсации часов выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, составило
646 часов или 81 день (без учета 11 дней в период нахождения в командировке в г. Казань за период с 25 мая 2018 года по 11 июля 2018 года). Вместе с тем, после увольнения соответствующая компенсация была начислена и выплачена истцу лишь за 4 дня 2018 года. Соответственно, денежная компенсация за оставшиеся 77 дней подлежит взысканию с ответчика, наряду с компенсацией морального вреда.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Капитонов И.Р, считая решение незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указано, что судом неправильно применены нормы материального права, неправильно истолкован закон. Полагает, что исходя из норм права, работник вправе требовать оплаты сверхурочных работ и в том случае, когда они неправильно оформлены, либо продолжительность сверхурочных работ превысила
120 часов в год. В связи с этим считает выводы судьи несостоятельными, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.
Выслушав объяснения Капитонова И.Р, его представителя
Яликова Д.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы и просивших решение суда отменить, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с Федеральным законом от
19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от
30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13, статьи 76 указанного Федерального закона).
В соответствии с частью 6 статьи 54 Федерального закона N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Аналогичное нормативное предписание содержится в пункте 274 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N 50, согласно которому руководителю предоставлено право привлекать сотрудников в случае служебной необходимости к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности.
Сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха (пункт 284 указанного Порядка).
В соответствии с пунктом 286 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N 50, сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Закона о службе.
Пунктом 287 данного Порядка установлено, что привлечение сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление им в связи с таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляются в соответствии с главой XIII "Служебное время" данного Порядка.
В соответствии с пунктами 290 - 293 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 года N 50, предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром, заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности.
Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в пункте 290 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.
Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
Из дела видно, что Капитонов И.Р. проходил службу в органах внутренних дел в должности "... " УМВД России по г. Йошкар-Оле в период с 21 июля
2017 года по 21 марта 2019 года, когда был уволен приказом МВД по Республике Марий Эл от 21 марта 2019 года "N" на основании рапорта об увольнении по собственному желанию.
Приказом МВД по Республике Марий Эл от 2 марта 2017 года
"N" истцу установлен ненормированный служебный день.
Приказом УМВД России по г. Йошкар-Оле от 16 июля 2018 года
"N" постановлено произвести компенсационную выплату за выполнение служебных обязанностей в ночное время и праздничные дни за период служебной командировки в г. Казань с 25 мая 2018 года по 11 июля 2018 года - 85 часов (10,63 дн.). За указанный период времени истцу выплачена компенсация в размере 14445,90 руб. (за вычетом НДФЛ - 12568,90 руб.).
19 марта 2018 года истец обратился к министру внутренних дел Республики Марий Эл с рапортом о замене денежной компенсацией за сверхурочную работу за 2017-2018 годы, в связи с непредставлением компенсации в виде дополнительных дней отдыха.
Судом установлено, что в 2018 году у истца имелась переработка (время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени) - 81 день или
646 часов. В указанное время не входил период служебной командировки в
г. Казань с 25 мая 2018 года по 11 июля 2018 года (85 часов или 10,63 дн.).
Приказом МВД по Республике Марий Эл от 29 марта 2019 года
"N" приказ МВД по Республике Марий Эл от 21 марта 2019 года
"N" был дополнен указанием, в частности, на выплату истцу денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2018 году за 4 дня.
Приказом МВД по Республике Марий Эл от 29 марта 2019 года в приказ МВД по Республике Марий Эл от 29 марта 2019 года "N" внесены изменения слова "в 2018 году за 4 дня" заменены словами "в 2018 году за 4,37 дня".
Дополнительные дни отдыха истцу до момента увольнения не были предоставлены, поскольку в период службы он с соответствующим рапортом не обращался, в связи с чем отработанные в 2018 году 77 дней остались некомпенсированными.
Разрешая спор, суд первой инстанции, правильно руководствовался нормами права, подлежащими применению, и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Капитонова И.Р.
Отклоняя доводы жалобы, судебная коллегия отмечает, что в соответствии с пунктом 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России N 65 от 31 января 2013 года, сотруднику, по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Количество дней, за которое в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (пункт 58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России N 65 от 31 января 2013 года).
Исходя из содержания статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 120 часов в год.
Таким образом, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
Из системного анализа указанных выше норм следует, что действующее специальное законодательство, регламентирующее порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам органов внутренних дел, установило ограничение по оплате работы в сверхурочное время в размере не более 120 часов в год.
То есть возможность получения денежной компенсации за сверхурочную работу ограничена 120 часами в год (15 дней), при этом, как следует из материалов дела, в 2018 году истцу указанная компенсация в максимально предусмотренном размере была начислена.
Остальные часы переработки могли быть компенсированы только дополнительными днями отдыха, которые предоставляются лишь по заявлению (рапорту) сотрудника.
Компенсировать переработку отгулами является правом работника, данных о том, что в период службы истец обращался с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, материалы дела не содержат. Доказательств того, что истец был лишен возможности реализовать указанное право, в том числе по вине ответчика, суду не представлено.
Таким образом, истец имеет право по получению денежной компенсации за сверхурочную работу, но не более 120 часов в год, остальное могло быть компенсировано дополнительными отгулами, что вытекает из анализа специальных норм, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия отмечает, что в целом доводы апелляционной жалобы заявителя являлись предметом проверки и исследования при рассмотрении дела в суде первой инстанции и правильно признаны несостоятельными по мотивам приведенным в оспариваемом решении суда, не согласиться с которыми судебная коллегия оснований не находит, поскольку они фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, и сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции об установленных им обстоятельствах дела, основаны на субъективном восприятии обстоятельств дела, что не является основанием, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.
Решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Капитонова Игоря Рудольфовича - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи М.А. Гринюк
О.В. Клюкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.