Письмо Правительства РФ от 30 апреля 1998 г. N 2212п-П8
"О проекте федерального закона "О неотложных мерах по государственной
поддержке начального профессионального образования"
(К решению Совета Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации от 31 марта 1998 г. (протокол N 131))
По существу проекта федерального закона "О неотложных мерах по государственной поддержке начального профессионального образования" имеются следующие замечания.
1. В представленном проекте федерального закона в основном предлагаются оперативные меры, направленные на преодоление острого финансового кризиса в системе начального профессионального образования, стабилизацию начального профессионального образования, и практически не содержится правовых норм и механизмов по его развитию в условиях складывающейся ситуации на рынке труда. Не мобилизуется собственный потенциал системы начального профессионального образования в области совершенствования образовательного процесса, улучшения подготовки рабочих кадров, а также возможности, которые открывает академическая и ресурсная интеграция начального профессионального образования с другими уровнями профессионального образования.
В законопроекте не в полной мере отражена роль субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по поддержке образовательных учреждений начального профессионального образования.
2. Отдельные нормы проекта подготовлены без учета действующего законодательства.
Так, вопросы изменения статуса образовательных учреждений начального профессионального образования должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Имущество, закрепленное за государственными учреждениями на праве оперативного управления, в соответствии со статьями 120 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, находится в государственной собственности независимо от момента закрепления. Кроме этого, государственная собственность в Российской Федерации, в соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, делится на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации. Исходя из изложенного и принимая во внимание, что вопросы права собственности и оперативного управления имуществом урегулированы в Гражданском кодексе Российской Федерации, пункт 3 статьи 1 необходимо исключить.
Статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривает создание учреждения двумя и более собственниками. Исходя из изложенного, статью 2 также необходимо исключить.
Статья 7, согласно которой органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разрешается устанавливать образовательным учреждениям начального профессионального образования льготы по оплате коммунальных услуг, электрической и тепловой энергии, является лишней. Это право органы субъектов Российской Федерации имеют на основании действующей Конституции Российской Федерации.
Предлагаемый статьей 4 проекта порядок установления на 1999 год федеральных нормативов финансирования образовательных учреждений начального профессионального образования не согласуется с пунктом 3 статьи 41 закона "Об образовании" в редакции федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ, согласно которому федеральные нормативы финансирования устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год.
Статья 4 проекта регламентирует вопросы финансирования образовательных учреждений начального профессионального образования в 1999 г. Между тем нецелесообразно помещать нормы временного характера в федеральных законах, рассчитанных на длительное действие.
3. На реализацию мероприятий, предусмотренных указанным проектом федерального закона, потребуется дополнительное выделение средств из федерального бюджета в сумме свыше 5 млрд.рублей. В условиях крайней ограниченности финансовых средств, как на 1998 год, так и ближайшую перспективу, предложения, влекущие увеличение расходной части федерального бюджета, неприемлемы, поскольку не могут быть обеспечены необходимыми денежными ресурсами.
В настоящее время Минфином России совместно с министерствами и ведомствами Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11 декабря 1997 года N 1278 "О мерах по оздоровлению государственных финансов" проводится работа по инвентаризации бюджетной сети, численности и условий труда работников организаций, содержание которых финансируется из средств федерального бюджета, а также внебюджетных источников.
В этой связи целесообразно из проекта закона исключить пункты, связанные с оплатой труда работников, материальным обеспечением учащихся учреждений начального профессионального образования и других мероприятий, направленных на увеличение расходной части федерального бюджета (п.4 ст.1; п.2 ст.3, п.1 ст.5 и ст.6).
4. Что касается социальной поддержки учащихся учреждений начального профессионального образования, то вопрос об увеличении размера стипендий и других социальных выплат поднимался неоднократно, в том числе для учащихся, находящихся на полном государственном обеспечении.
Федеральным законом "О повышении минимального размера оплаты труда" от 9 января 1997 год N 6-ФЗ для учащихся, находящихся на полном государственном обеспечении, установлена стипендия не менее 50% от минимального размера оплаты труда.
Вопрос об увеличении размера стипендий для других категорий учащихся начального профессионального образования целесообразно было бы рассмотреть одновременно с повышением размеров стипендий для студентов учебных заведений всех уровней.
Включать в законопроекте порядок и нормативы финансирования образовательных учреждений начального профессионального образования нет необходимости. Эти вопросы могут быть решены Правительством Российской Федерации.
Предлагаемое в законопроекте введение федеральных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося должно регулироваться законом "О государственных минимальных социальных стандартах", проект которого находится в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации.
Проблему повышения доли расходов бюджета на развитие системы образования, в том числе на профтехобразование, начиная с 1999 года, в условиях отсутствия возможности для увеличения расходов на образование в федеральном бюджете, целесообразно решать при проработке бюджетов всех уровней на соответствующие годы.
Для расширения источников финансирования системы профтехобразования полагали бы целесообразным использовать договорную систему подготовки кадров, привлечение средств предприятий и организаций, а также внебюджетных фондов, в том числе Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.
Включать в данный законопроект вопрос о введении дополнительных льгот некоторым категориям работников образовательных учреждений начального профессионального образования сейчас вряд ли целесообразно, поскольку в настоящее время Правительством Российской Федерации разработан проект федерального закона "О государственном регулировании оплаты труда работников бюджетной сферы", в котором определен порядок оплаты труда, компенсационных надбавок и других выплат, в том числе и для работников образования.
В связи с изложенным данный проект федерального закона не может быть поддержан.
Заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации |
О.Сысуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 30 апреля 1998 г. N 2212п-П8 "О проекте федерального закона "О неотложных мерах по государственной поддержке начального профессионального образования"
Текст письма официально опубликован не был