Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Шурловой Л.А.
судей Калединой Е.Г, Чернышовой Н.И.
при секретаре судебного заседания Ахтырской С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Магомедова Э.С.О. на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 16 апреля 2019 года по делу по иску Мамедову Э.С.о. к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения единого российского образца, выдаваемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, заслушав доклад судьи Шурловой Л.А,
установила:
Мамедову Э.С.о. обратился с настоящим исковым заявлением, обоснование требований указал, что работал на предприятии Бакинском монтажном управлении треста по монтажу энергетического оборудования атомных и тепловых электростанций "КавказЭнергоМонтаж" г. Баку Азербайджанской ССР в должности слесаря-монтажника 3,2 разрядов (в последствии переименованного - ООО "Али Байрамлымонтаж"). На основании приказа предприятия, 16.03.1986 был направлен в командировку в г. Припять на Украину, в Чернобыльское монтажное управление для монтажа энергетического оборудования атомной электростанции, где находился до 10.06.1986. В день аварии, 26.04.1986, он находился в г. Припять, ежедневно продолжая работы на станции по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, после чего вернулся на основное место работы в г.Баку.
По месту жительства в г. Баку, на основании имеющихся документов, подтверждающих его нахождение в период чернобыльской катастрофы и его участие в ликвидации ее последствий, он был признан подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а Министерством энергетики и электрификации СССР в январе 1991 года ему было выдано удостоверение единого образца участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, бессрочно, действующее на всей территории СССР, серии А N 194230.
После переезда в Российскую Федерацию ему отказывают в замене указанного удостоверения на удостоверение российского образца участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС по форме, установленной в соответствии с приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 08.12.2006 N 727/831.
Считает указанные действия незаконными, ущемляющими его право в признании статуса участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, и ставящими под сомнение действия Министерства энергетики и электрификации СССР, выдавшего ему в 1991 году удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, серии А N194230.
Просил признать незаконным отказ Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 17.10.2017 N 14170-04-02 о выдаче ему удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986 года российского образца, как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; обязать Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края выдать ему удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 года российского образца.
Решением Промышленного районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 16 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований, отказано.
В апелляционной жалобе истец Мамедов Э.С.О. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, указывает, что порядок оформления и выдачи удостоверений лицам, участвовавшим в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС предусматривает обязательную замену только удостоверений союзного образца. Ссылается на определение Верховного Суда РФ от 27.04.2004 N КАС 04-135 об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 19.02.2004 N ГКПИ03-1519, которым был признан частично недействующим пункт 4 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которыми признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п.4 Положения от 29.02.2000 года.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель министерства труда и социальной защиты Ставропольского края Редькина С.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что документы, послужившие основанием для выдачи ему ранее удостоверения, истец не представил. Документы, подтверждающие, что в период с 26.04.1986 года Мамедовым Э.С.О. выполнялись какие-либо работы на Чернобыльской АЭС, отсутствуют.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 ГПК РФ коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав пояснения представителя истца по доверенности Криницына А.И, поддержавшего доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта, судебная коллегия находит основания к отмене решения в силу ст.330 ч.1 п.4 ГПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Мамедову Э.С.о. в период с 1.10.1985 работал слесарем третьего разряда в Бакинском монтажном управлении треста по монтажу энергетического оборудования атомных и тепловых электростанций "КавказЭнергоМонтаж" (л.д.13).
Согласно выписке из списка работников треста "КавказЭнергоМонтаж" (л.д.20), Мамедов Э.С.О. был командирован на Чернобыльскую АЭС 16.03.1986 года.
Мамедову Э.С.О. 02.01.1986 было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС серии А N 194230 (л.д.16).
При обращении в Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края за получением удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 года, российского образца, Мамедову Э.С.О. было отказано (л.д.22) в выдаче удостоверения, в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы.
При этом из письма Управления документационного обеспечения Госкорпорации "Росатом" от 22.10.2012 N 1-6.2/39873 (л.д.17) следует, что документов об участии Мамедова Э.С.О. в ЛПА-ЧАЭС не обнаружено. При этом указано, что основной массив документов, отражающих участие гражданских лиц в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, находится в Институте проблем безопасности АЭС "(ИПБ АЭС) Национальной академии наук Украины. Кроме того, за представлением указанных сведений рекомендовано обратиться в Российский Государственный архив экономики и Министерство энергетики РФ.
Из письма Департамента административной и законопроектной работы Министерства энергетики РФ (л.д.19) следует, что специализированным строительным объединением "Энергомонтаж" Государственного союзного треста по монтажу энергетического оборудования атомных и тепловых электростанций "КавказЭнергоМонтаж", письмом от 16.05.1990 N 07-32/32, подтверждается факт включения Мамедова Э.С.О. в список работников треста, находившихся в момент аварии на Чернобыльской АЭС.
Из письма Департамента государственной службы и мобилизационной подготовки Министерства энергетики РФ (л.д.24) усматривается, что в направленных копиях документов хотя и не значится фраза "зона отчуждения", письмо Треста "Кавказэнергомонтаж" содержит фразу "список лиц, находившихся в момент аварии на ЧАЭС", министерство полагает, что она указывает на непосредственное присутствие Мамедова Э.С.О. в зоне отчуждения.
Согласно выписке (л.д.26) из списка работников Треста "Кавказэнергомонтаж" от 16.05.1890 года N 07-32/32, Мамедов Э.С.О. находился в момент аварии на Чернобыльской АЭС.
Ответом Министерства труда и социальной защиты населения СК (л.д.34) истцу отказано в выдаче удостоверения в связи с непредоставлением необходимых документов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из представленных истцом документов не следует, что Мамедов Э.С.О. принимал участие (выполнял какие-либо работы) по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться в силу вышеизложенных доказательств о предоставлении правоподтверждающих документов.
Государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, определена Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (статья 1).
Порядок утвержден уполномоченными федеральными органами исполнительной власти на основании части 5 статьи 15 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 818 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных определять порядок и условия оформления и выдачи удостоверений отдельным категориям граждан из числа лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и гражданам из подразделений особого риска".
Порядок устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 13 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1).
В соответствии с пунктом 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются паспорт гражданина Российской Федерации и удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (абзацы первый - третий).
Абзац четвертый названного пункта содержит предписание о том, что при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи гражданину ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме перечисленных выше один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка.
Приведенное положение не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, ясности и недвусмысленности нормы, не отвечает требованиям закона и фактически направлено на преодоление законной силы решения Верховного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2004 г. N ГКПИ03-1519, которым признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 4 Положения от 29 февраля 2000 г, в части, обязывающей граждан, имеющих удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, при обращении с заявлением о выдаче удостоверений нового образца представлять иные документы кроме копии ранее выданного удостоверения, что отмечено в Апелляционном определении Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 27.06.2019 N АПЛ19-215 "Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 09.04.2019 N АКПИ19-97, которым был признан частично недействующим со дня вступления в силу решения суда абзац 4 пункта 4 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. Приказом МЧС РФ N 727, Минздравсоцразвития РФ N 831, Минфина РФ N 165н от 08.12.2006.
Верховный Суд РФ в своем решении от 09.04.2019 N АКПИ 19-97 указал об освобождении участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС от обязанности представлять повторно документы для подтверждения факта выполнения работ в зоне отчуждения, указал, что Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", закон в его действующей редакции не содержит норм, обязывающих граждан повторно подтверждать ранее установленный им в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также право на меры социальной поддержки, обусловленные этим статусом.
Указано, что приведенным законом не предусмотрена обязанность граждан, указанных в его пунктах 3 и 4 части первой статьи 13, получившим ранее удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС установленного образца, которые не признаны недействующими или недействительными, при замене таких удостоверений на предусмотренные указанным Порядком удостоверения нового образца повторно представлять иные документы, подтверждающие выполнение работ в зоне отчуждения, в связи с отсутствием в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи гражданину ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему соответствующее удостоверение, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения.
Кроме того, подобные положения Порядка без законных оснований могут возлагать на участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, статус которых ранее признан и не требует изменения, обозначенную выше обязанность в том числе, например, и при утрате уполномоченным органом личного дела или имевшихся в нем документов, подлежащих постоянному хранению. Этот вывод следует из содержания оспариваемого нормативного положения, в котором причины отсутствия личного дела с материалами или определенных документов, послуживших основанием для выдачи гражданину ранее удостоверения, или иные конкретные условия применения такой нормы не определены.
Устанавливая единые обязательные правила оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на территории Российской Федерации, Положение от 29 февраля 2000 г. предусматривало, что ранее выданные гражданам удостоверения действительны для предоставления льгот и компенсаций до замены их на удостоверения нового образца по формам согласно приложениям N 1 и N 2 к данному положению до 1 января 2006 г. При этом пункт 13 такого акта определял, что удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющееся у инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, переоформлению на удостоверение нового образца не подлежит.
Порядок устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и предписывает, что удостоверения российского образца, оформленные и выданные гражданам до принятия данного порядка, действительны для предоставления им мер социальной поддержки, а удостоверения союзного образца действительны для предоставления гражданам мер социальной поддержки до 1 января 2007 г. (пункт 1).
Таким образом, Порядок предусматривает обязательную замену только удостоверений союзного образца.
В то же время положения пункта 4 Порядка не исключают право граждан, имеющих удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обратиться в уполномоченный орган с заявлением о его замене на удостоверение нового образца.
Выдача удостоверения, подтверждающего право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки, является завершающим этапом правоприменительной процедуры и представляет собой формальное подтверждение специального статуса участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, к получению которого Мамедовым Э.С.о. иных обстоятельств уполномоченным органом не заявлено, следует признать незаконным оспариваемый отказ и возложить обязанность на Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края рассмотреть вопрос о выдаче Мамедову Э.С.о. соответствующего удостоверения российского образца.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 16 апреля 2019 года отменить, принять новое решение, которым удовлетворить иск Мамедову Э.С.о. к Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения единого российского образца, выдаваемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Признать незаконным отказ Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 17.10.2017 N 14170-04-02 о выдаче Мамедову Э.С.о. удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986 года российского образца, как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Возложить обязанность на Министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края рассмотреть вопрос о выдаче Мамедову Э.С.о. удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986 года российского образца, как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.