Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Шурловой Л.А.
судей Калединой Е.Г, Чернышовой Н.И.
с участием секретаря Хубиевой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Исимова Р.М. по доверенности Лонкиной А.В. на решение Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 16 июля 2019 года по делу по иску Исимова Р.М. к государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Буденновскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) о признании отказа в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности, по докладу судьи Шурловой Л.А,
УСТАНОВИЛА:
Исимов P.M. обратился в суд с исковым заявлением и указал, что решением государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Левокумскому району Ставропольского края (межрайонное) N26 от 08.05.2018г. ему был не включен в стаж педагогической деятельности период его работы: с 11.09.1995 года по 31.08.2002 года (6 лет 11 месяцев 21 день) в должности преподавателя ОБЖ (руководителя ОБЖ) и отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением Нефтекумского районного суда от 02.11.2018г. данное решение ГУ УПФ РФ было признано незаконным и суд обязал ответчика включить в льготный стаж данный период его работы с 11.09.1995г. по 31.08.2002 года (6 лет 11 месяцев 21 день) в должности учителя в сельской местности в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа N13" а.Новкус-Артезиан.
Между тем, решением ГУ УПФ РФ N26 от 08.05.2018г. ему не был включен в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период:
прохождения действительной военной службы с 15.11.1990 г. по 25.11.1992 г. (2 года 10 дней), несмотря на то, что при подаче заявления о назначении досрочной страховой пенсии представлял свой военный билет и поэтому с учетом решения суда от 02.11.2018г. его стаж педагогической деятельности составил менее 25 лет, досрочная страховая пенсия ему не была назначена, с чем он не согласен.
Так, Положение, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N1397, согласно которому служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж для назначения пенсии за выслугу лет, действовало до 31.12.1991 года, истец в это время проходил службу в составе Вооруженных Сил СССР. Кроме того, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17 статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Более того, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 года N2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N320-0 указал на то, что в отношении граждан приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации действовавшего на момент приобретения права. Таким образом, период его службы по призыву относится к периоду деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначений досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, и поэтому период его службы подлежит включению в стаж по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
По состоянию на 28.02.2018 года - момент обращения его с заявлением в ГУ УПФ РФ о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости его стаж педагогической деятельности составлял 24 года 06 месяцев 12 дней. Однако, он продолжает работать по педагогической деятельности с 28.02.2018 года по сегодняшний день и на день составления данного иска педагогический стаж увеличился еще на 1 год 3 месяца, что в общей сложности составляет 25 лет 09 месяцев 12 дней, то есть более 25 лет, что дает право для назначения ему досрочной страховой пенсии.
Просил признать незаконным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Буденновскому муниципальному району Ставропольского края (межрайонное) N26 от 08.05.2018г. в части невключения в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости период прохождения им службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с 15.11.1990г. по 25.11.1992г, обязать включить данный период в стаж, дающий право для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости и назначить досрочную страховую пенсию по старости на момент вынесения решения суда, в связи с осуществлением им не менее 25 лет педагогической деятельности.
Решением Нефтекумского районного суда СК от 16 июля 2019 года в удовлетворении исковых требований, отказано.
В апелляционной жалобе истец Исимов Р.М. просит решение отменить, как незаконное, полагая о необоснованности невключения в специальный стаж периода службы в вооруженных силах СССР.
Представителем истца Лонкиной А.В. поданы замечания на протокол судебного заседания от 16.07.2019 года, отклоненные определением Нефтекумского районного суда от 29.07.2019 года.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ УПФ РФ Грибко Е.Н. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что служба в ВС РФ могла быть засчитана учителям в стаж работы по специальности, при условии наличия 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), от требуемого для назначении пенсии. Исимов Р.М. начал педагогическую деятельность с 01.11.1994г. На дату обращения 28.02.2018г. такой стаж составил 15 лет 6 месяцев 19 дней, других заявлений о назначении досрочной пенсии не поступало, период прохождения военной службы засчитан в страховой стаж как "иной" период.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в возражении, заслушав пояснения истца Исимова Р.М, поддержавшего доводы жалобы и просившего об ее удовлетворении, представителя ответчика по доверенности Грибко Е.Н. об отклонении доводов жалобы, как необоснованных, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения по жалобе, судебная коллегия не находит оснований к удовлетворению доводов жалобы.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Закон N 400-ФЗ) устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии. Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 (далее - Постановление N 665) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, применимо ко всем периодам педагогической деятельности;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Исимов P.M. 28.02.2018г. обратился в УПФР по Левокумскому району Ставропольского края (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании п.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона от 28.12.2013г. N400 - ФЗ "О страховых пенсиях", представлен пакет документов, а именно: трудовая книжка от 26.08.1992г АТ N7425744; уточняющая справка МКОУ "СОШ N13" от 28.02.2018г. N19; акт документальной проверки от 20.04.2018г.;выписка из ИЛС).
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по Левокумскому району Ставропольского края (межрайонное) N26 от 08.05.2018г. истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии ввиду отсутствия у него требуемой продолжительности стажа педагогической деятельности (25 лет). Исимову P.M. засчитаны в стаж периоды педагогической деятельности с 01.11.1994 года.
Вступившем в законную силу решением Нефтекумского районного суда от 02.11.2018г. (л.д.23) данный отказ пенсионного органа N26 от 08.05.2018г. признан незаконным в части и включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды его работы с 11.09.1995г. по 31.08.2002г. в должности учителя в сельской местности в МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N13" а.Новкус-Артезиан.
В настоящем споре Исимов P.M. ссылаясь на прохождение воинской службы в составе Вооруженных Сил СССР с 15.11.1990 по 25.11.1992г, что подтверждено военным билетом серии НД N7267766, выданным Георгиевским объединенным городским военным комиссариатом Ставропольского края 15.11.1990г. (л.д.7), на постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", полагал о праве на включение данного периода службы в стаж по специальности, и поскольку действительно не имел на дату решения пенсионного органа N26 от 08.05.2018г. требуемого стажа, однако на момент разрешения настоящего спора в суде, по его мнению, такой стаж им выработан и просил суд назначить ему досрочную страховую пенсии по старости, то есть без обращения заявителя в пенсионный орган.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что поскольку Исимов P.M. служил с 15.11.1990 по 25.11.1992г, начал свою педагогическую деятельность с 01.11.1994 года, при определении права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктами 3 и 4 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, Постановлением N 665 применены: Список от 06.09.1991 N 463 (действовал с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно) и Список от 22.09.1999 N 1067 (действовал с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно). Нормы постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (утратившего силу с 01 октября 1993 года) к периодам педагогической деятельности Исимова P.M. не применялись и не могли быть применены. Кроме того, согласно Постановления N 1397 не имел 2/3 стажа (16 лет 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, на работе в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда об отсутствии условий к удовлетворению иска.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), применяется - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В силу пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, действовавшего в период обучения истца в педагогическом училище, в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (по педагогическим специальностям), засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Так, в силу пп "г" пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных Сил СССР, однако данное Положение применялось для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
По записям трудовой книжки истца следует о периодах его работы:
16.07 -16.08.1989 -зачислен временно рабочим з/тока; уволен в связи с окончанием работ;
01.09.1989- 12.06.1994 г. Георгиевский индустриальный педагогический колледж (диплом ПТ N586374) и в этот обучения период был призван к прохождению срочной службы с 15.11.1990 по 25.11.1992г,
01.09.1994г. принят в Нефтекумскую районную заочную школу учителем истории (пр.N18 от 01.09.1994г.
Истец начал свою педагогическую деятельность с 01.11.1994 года.
В рамках постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 (утратило силу 01.10.1993г.) ни до прохождения истцом военной службы ни после не имелось периодов педагогической деятельности.
С 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. (период службы в Вооруженных силах РФ) действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463. Возможности зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 предусмотрено не было.
При таких обстоятельствах выводы суда об отсутствии оснований для включения периода службы в армии в специальный стаж являются обоснованными.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На момент обращения 28.02.2018 года в пенсионный орган с соответствующим заявлением Исимов Р.М. не имел требуемого стажа педагогической деятельности, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось. Других заявлений о назначении досрочной страховой пенсии по старости в уполномоченный орган не поступало и предметом разрешения не являлось, тогда как суд не является таким полномочным органом по первоначальной подаче и рассмотрению пакета документов и принятия решения по нему, что не препятствует заявителю обратиться с таким заявлением в пенсионный орган.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ требования заявителя в части возмещения расходов по оплате услуг представителя могут быть разрешены судом первой инстанции по соответствующему заявлению стороны спора.
В апелляционной жалобе доводы отклоняются, как несостоятельные, поскольку направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции по правилам ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 ГПК РФ, коллегия
определила:
Решение Нефтекумского районного суда СК от 16 июля 2019 года по оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.