Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шеховцовой Э.А,
судей Строчкиной Е.А, Шишовой В.Ю,
при секретаре судебного заседания Жегулине А.А,
с участием прокурора Колячкиной И.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Омариеву Н.М.
на решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 28 июня 2019 года по административному иску начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по СК к Омариеву Н.М. об установлении административного надзора,
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А,
установила:
Начальник ФКУ ИК - 2 УФСИН России по СК обратился в суд с административным исковым заявлением к Омариеву Н.М. об установлении административного надзора.
В обоснование требований указано, что Омариеву Н.М. осужден приговором Лакского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ по п. "а" "данные изъяты" РФ к 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима с ограничением свободы сроком на 1 год. В действиях осужденного судом установлен опасный рецидив преступлений. Является нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Просит установить в отношении осужденного Омариеву Н.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения административный надзор на срок 8 лет, возложив на него следующие административные ограничения:
1) запретить Омариеву Н.М. посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них;
2) запретить Омариеву Н.М. пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица, в ночное время с 22 часов вечера до 6 часов утра следующего дня;
3) обязать являться Омариеву Н.М. 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Обжалуемым решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 28 июня 2019 года административное исковое заявление начальника ФКУ ИК - 2 УФСИН России по СК об установлении административного надзора в отношении Омариеву Н.М. удовлетворено.
Установлен в отношении Омариеву Н.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административный надзор на срок 8 лет со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, возложив на него следующие административные (ограничения:
1) запретить Омариеву Н.М. посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них;
2) запретить Омариеву Н.М. пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица, в ночное время с 22.00 часов вечера до 6.00 часов утра следующего дня, за исключением случаев, когда такое отсутствие связано с характером его работы;
3) обязать Омариеву Н.М. являться 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Разъяснить осужденному, что за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ, а за уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений, к уголовной ответственности по ст. 314.1 УК РФ.
В апелляционной жалобе административный ответчик Омариеву Н.М. просит изменить решение в части установления административного надзора сроком на 1 год. Считает решение суда незаконным и необоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Кочубеевского района Вороняк Д.С. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Колячкиной И.В, полагавшую, что имеются основания для оставления административного иска без рассмотрения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Пунктом 2 части 2 статьи 3 Закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены статьей 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, согласно которой в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В силу требований части 2 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона, установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Исходя из части 8 статьи 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Как следует из материалов дела, Омариеву Н.М. осужден за совершение тяжкого преступления. Приговором Лакского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ установлено обстоятельство, отягчающее наказание подсудимого Омариеву Н.М. - опасный рецидив преступлений.
Омариеву Н.М. осужден за совершение тяжкого преступления. Согласно ст.86 УК РФ/в редакции от ДД.ММ.ГГГГ 218-ФЗ/ судимость в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, погашается по истечении 8 лет со дня отбытия наказания.
Разрешая заявленные ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю требования, суд первой инстанции, учитывая, что Омариеву Н.М. имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, руководствуясь положениями пункта 2 части 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", пришел к выводу об установлении в отношении административного ответчика (поднадзорного лица) административного надзора.
Судебная коллегия отмечает, что, принимая решение, суд первой инстанции не учел положения части 4 статьи 5 и пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, пункта 2 части 1 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в силу которых, в случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы. Заявление об установлении административного надзора не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного вида наказания, обязаны подавать органы внутренних дел.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 Постановления от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" разъяснил, что в силу части 3 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ администрация исправительного учреждения должна обратиться в суд с заявлением об установлении административного надзора за лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, а орган внутренних дел в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы либо не отбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, с таким заявлением должен обратиться по месту жительства или пребывания этого лица не позднее чем за один месяц до истечения срока ограничения свободы.
Таким образом, действующим законодательством, регулирующим порядок установления административного надзора, установлен специальный субъект обращения с заявлением об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы - орган внутренних дел, и срок обращения с таким заявлением - не позднее чем за один месяц до истечения срока ограничения свободы.
Учитывая, что Омариеву Н.М. приговором Лакского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ осужден "данные изъяты" УК РФ и назначено наказание в виде 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы сроком на 1 (один) год, которое Омариеву Н.М. еще не отбыл, исправительное учреждение не могло обратиться в суд с заявлением об установлении административного надзора. С таким заявлением мог обратиться орган внутренних дел по месту жительства Омариеву Н.М.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска у суда первой инстанции не было, судом не применены положения части 4 статьи 5 и пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ и не учтены вышеуказанные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд оставляет административное заявление без рассмотрения в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд.
Согласно положению части 4 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене, административный иск оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь частью 1 статьи 308, пунктом 2 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 28 июня 2019 года отменить, административный иск начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по СК об установлении административного надзора оставить без рассмотрения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.