Проект федерального закона
"О едином налоге на вмененный доход для определенных видов
деятельности, осуществляемых субъектами малого
предпринимательства"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Статья 1. Общие положения
Настоящий Федеральный закон определят правовые основы введения и порядок применения единого налога на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства, в соответствии со статьей 3 настоящего закона юридических лиц (далее Организации) и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - Предприниматели).
Единый налог на вмененный доход вводится на всей территории Российской Федерации и обязателен к применению всеми Организациями и Предпринимателями, являющимися в соответствии с настоящим Федеральным законом плательщиками единого налога на вмененный доход.
Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:
Единый налог на вмененный доход - федеральный налог, уплата которого подразумевает отмену уплаты совокупности налогов и сборов, подлежащих уплате в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, за исключением:
1) государственной пошлины;
2) таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
3) лицензионных и регистрационных сборов;
4) налога на приобретение транспортных средств;
5) налога с владельцев транспортных средств;
6) земельного налога;
7) налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
8) подоходного налога, уплачиваемого Предпринимателями, на доходы, получаемые при осуществлении видов деятельности, не указанных в статье 3 настоящего Федерального закона.
Вмененный доход - потенциально возможный валовой доход Организации или Предпринимателя за вычетом потенциально необходимых затрат и рассчитываемый по типовым показателям.
Типовой показатель - расчетная величина, определяемая величиной базовой доходности с учетом повышающих (понижающих) коэффициентов.
Базовая доходность - условная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя (единица площади, численность работающих, единица производственной мощности и др.), характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях.
Повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора (место деятельности, вид деятельности), влияющего на результат предпринимательской деятельности.
Патент - официальный документ, содержащий сведения о налогоплательщике и типовые показатели, на основании которых производится расчет единого налога на вмененный доход.
Статья 3. Плательщики налога
1. Плательщиками единого налога на вмененный доход являются Предприниматели и Организации (далее Налогоплательщики) при следующих условиях:
а) совокупный валовый доход, представляющий собой сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов, в течение календарного года не должен превышать суммы 100 млн.рублей в год;
б) осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах:
ремонтно-строительные услуги (строительство завершенных зданий и сооружений или их частей, оборудование зданий, подготовка строительного участка и иные услуги по ремонту и строительству зданий и сооружений или их частей, благоустройство территорий);
бытовые услуги населению (ремонт обуви, изделий из кожи, меха; пошив и ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий; ремонт бытовой техники и предметов личного пользования, не включенных в другие группировки, ремонт металлических изделий, машин и оборудования и приборов, оргтехники и периферийного оборудования, автомобилей и иные бытовые услуги населению);
услуги в области проката;
парикмахерские услуги (деятельность парикмахерских и косметических салонов);
фото и кино услуги;
деятельность гостиниц, мотелей, других мест краткосрочного проживания;
квалифицированные консультации (в том числе бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги);
риэлторская деятельность;
деятельность в области рекламы;
выставочная деятельность, за исключением художественных галерей и музеев;
общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых и других мест общественного питания);
розничная торговля пищевыми продуктами и промышленными товарами (розничная торговля в магазинах пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями; промышленными и хозяйственными товарами, бытовой техникой и приборами, оборудованием различных видов, оргтехникой и ЭВМ, мебелью, канцелярскими принадлежностями, книгами, газетами, другими полиграфическими изданиями и прочими предметами потребления);
розничная торговля (палатки, рынки, лотки и другие места временной организации торговли, включая выездную торговлю) пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиям, промышленными и хозяйственными товарами, бытовой техникой и приборами, оборудованием различных видов, оргтехникой и ЭВМ, мебелью, канцелярскими принадлежностями, книгами, газетами, другими полиграфическими изданиями и прочими предметами потребления;
розничная торговля горюче-смазочными материалами;
продажа автомобилей, запасных частей и сопутствующих товаров к ним;
транспортные слуги;
услуги по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей;
деятельность в области туризма и экскурсий, физической культуры и спорта;
функционирование кинотеатров, видеосалонов, видеопроката и иная деятельность по организации досуга, отдыха и развлечений;
оказание медицинских и косметологических услуг;
ветеринарные и зооуслуги;
услуги связи и телекоммуникационные услуги;
обучение и репетиторство, преподавание и иная деятельность в области образования.
2. Под субъектами малого предпринимательства в целях настоящего закона в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" понимаются коммерческие организации в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющаяся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников (исключая работающих по временным договорам гражданско-правового характера и по совместительству), а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), попадают под действие настоящего Федерального закона при условии, что хотя бы один из осуществляемых ими видов деятельности соответствует критериям настоящего Федерального закона.
На Налогоплательщиков, попадающих под действие настоящего Федерального закона, не распространяется действие Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
Статья 4. Объект налогообложения и порядок ведения бухгалтерской отчетности при применении налогообложения по принципу вмененного дохода
1. Объектом налогообложения при применении единого налога на вмененный доход является вмененный доход на очередной календарный год (внутри календарного года - на количество месяцев до конца года).
2. При расчете типовых показателей, необходимо для определения вмененного дохода, базовая доходность единицы физического показателя для определенных видов деятельности, а также верхние и нижние показатели повышающих (понижающих) коэффициентов в зависимости от факторов, влияющих на результаты предпринимательской деятельности (место деятельности, вид деятельности), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пределах показателей повышающих (понижающих) коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации, законодательные (представительные) органы законодательной власти субъекта Российской Федерации или, при делегировании им полномочий, органы местного самоуправления устанавливают в течение 30 календарных дней со дня выхода соответствующего постановления Правительства Российской Федерации конкретные значения этих коэффициентов, и на протяжении налогового периода установленные значения изменению не подлежат. В случае, если в установленный срок конкретные знания этих коэффициентов не будут определены, то в целях налогообложения считаются действующими минимальные предельные значения каждого из коэффициентов до принятия соответствующего решения законодательными (представительными) органами власти субъекта Российской Федерации или, при делегировании им полномочий, органами местного самоуправления.
3. Налоговым периодом является календарный год.
4. Налогоплательщикам предоставляется право выбора методов ведения бухгалтерского учета, в том числе по упрощенной форме (без применения способа двойной записи).
5. При осуществлении нескольких видов деятельности учет доходов и расходов ведется раздельно по каждому виду деятельности.
6. Если Налогоплательщик получает доход от других видов деятельности, не указанных в пункте 1 статьи 3 настоящего закона, он должен вести раздельный бухгалтерский учет и отчетность и уплачивать налоги по этим видам деятельности в общеустановленном порядке.
Статья 5. Ставки единого налога на вмененный доход
Ставка единого налога на вмененный доход составляет 20 процентов от вмененного дохода Налогоплательщика.
Статья 6. Порядок исчисления и сроки уплаты единого налога на вмененный доход
1. Порядок исчисления единого налога на вмененный доход определяется Правительством Российской Федерации.
Для Налогоплательщиков, осуществляющих несколько видов деятельности, вмененный доход, учитываемый при исчислении суммы единого налога на вмененный доход, представляет собой сумму вмененных доходов по каждому виду деятельности.
2. Уплата единого налога на вмененный доход производится в течение календарного года равными долями по истечении каждого квартала не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
По желанию Налогоплательщика уплата единого налога может быть осуществлена ранее указанных сроков.
3. В случае изменения условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона, количества или качества установленных физических показателей единый налог на вмененный доход должен быть пересчитан начиная с даты официальной регистрации налоговым органом совершения изменений в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.
Статья 7. Порядок зачисления сумм единого налога на вмененный доход
1. Суммы единого налога на вмененный доход зачисляются в федеральный бюджет, в государственные внебюджетные социальные фонды, а также в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты в следующей пропорции от общей суммы налога:
1) в федеральный бюджет - в размере 25 процентов;
2) в государственные внебюджетные социальные фонды - в размере 25 процентов, которые в дальнейшем распределяются между различными фондами в следующих пропорциях:
в Пенсионный фонд Российской Федерации - 73,4 процента;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0,5 процента;
в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 8,6 процента;
в Фонд социального страхования Российской Федерации - 13,7 процента;
в Фонд занятости Российской Федерации - 3,8 процента.
Налогоплательщики, уплачивающие единый налог на вмененный доход, представляют Пенсионному фонду Российской Федерации сведения в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования";
3) в бюджет субъекта Российской Федерации и (или) местный бюджет - в размере 50 процентов.
2. Распределение сумм единого налога на вмененный доход между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами устанавливаются решением законодательного (представительного) органа власти субъекта Российской Федерации.
Статья 8. Патент
1. Форма патента и порядок его выдачи устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории Российской Федерации. При выдаче патента заполняется также второй экземпляр, который хранится в налоговом органе.
2. В патенте указывается наименование или фамилия, имя, отчество Налогоплательщика, вид(ы) осуществляемой им деятельности, место его нахождения, номера расчетных и иных счетов, открытых им в учреждениях банков, размер вмененного ему дохода по каждому виду деятельности, сумма единого налога на вмененный доход, натуральные показатели, характеризующие предпринимательскую деятельность, показатели базовой доходности и значения повышающих (понижающих) коэффициентов, используемых при исчислении суммы указанного единого налога на вмененный доход.
3. Патент выдается сроком на один налоговый период налоговым органом по месту постановки Налогоплательщика на налоговый учет.
4. На патент распространяются правила обращения с документами строгой отчетности, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.
При утрате патент подлежит возобновлению налоговым органом с соблюдением указанных в настоящей статье условий. Налогоплательщики оплачивают стоимость дубликата патента в размере, устанавливаемом законодательными органами субъектов Российской Федерации.
5. Взимание отдельной платы при первичной выдаче патента не допускается.
Статья 9. Ответственность налогоплательщиков за нарушения при уплате единого налога с вмененного дохода
1. Ответственность Налогоплательщиков наступает в соответствии с Федеральным законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации, включая настоящий Федеральный закон.
2. В целях настоящего Федерального закона непредставление, неполное представление или искажение Налогоплательщиками информации о количестве или качестве установленных физических показателей, а также несвоевременное информирование об их изменениях квалифицируется как искажение объекта налогообложения.
Статья 10. Заключительные положения
1. Настоящий Федеральный закон вступает в действие с 1 января 1999 года.
2. Поручить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в двухмесячный срок:
подготовить и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении законодательных актов по вопросам налогообложения, действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом;
привести свои нормативные акты в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации |
Б.Ельцин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.