Пояснительная записка
к проектам федеральных законов "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых субъектами малого предпринимательства" и "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
Важной составной частью проводимой в Российской Федерации экономической реформы является совершенствование налогового законодательства.
Современное состояние экономики характеризуется значительной долей теневого оборота капитала. Наиболее ярко это выражено в отраслях, где по условиям хозяйствования финансовые операции проводятся с широким использованием наличных денежных средств, что позволяет предприятиям уходить от уплаты налогов.
В первую очередь это характерно для отраслей торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, выполнения строительных и ремонтных работ, а также оказания иных платных услуг населению.
Учитывая, что указанные виды деятельности являются экономически приоритетными с точки зрения получения быстрой прибыли, большинство малых предприятий создается и работает именно в этих отраслях. Стабильного развития малого предпринимательства можно ожидать в условиях ослабления налогового гнета, максимального упрощения процедур ведения учета и отчетности, решения проблем криминального рэкета и бюрократического произвола.
Принятие Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых субъектами малого предпринимательства" позволит отчасти решить указанные проблемы.
Действующий в настоящее время Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" не обеспечивает наиболее полного учета доходов субъектов малого предпринимательства, работающих в указанных сферах.
Одновременно действующая система налогообложения субъектов малого предпринимательства оказалась малоэффективной и с точки зрения упрощения расчетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также снижения налогов.
Проект федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых субъектами малого предпринимательства" направлен на:
повышение доходов бюджетов всех уровней за счет расширения базы налогообложения в связи с легализацией укрываемых в настоящее время доходов;
снижение уровня налогового бремени для добросовестных налогоплательщиков;
упрощение системы учета и отчетности.
Принципиальными отличиями налогообложения вмененного дохода от действующих схем налогообложения являются следующие:
введение единого налога на вмененный доход подразумевает отмену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации (за исключением государственных, таможенных пошлин, земельного налога и некоторых других);
объект налогообложения - вмененный доход, это потенциально возможный валовой доход за вычетом потенциально необходимых затрат, - определяется не по отчетности (поэтому ее можно существенно упростить и сократить), а рассчитывается по типовым показателям. Определение доходности различных видов деятельности связано с физическими параметрами деятельности малых предприятий (занимаемая площадь, количество посадочных мест и др.) и их местоположением (столица, село, в центре, на окраине и т.д.);
базовая доходность единицы физического показателя для отдельных видов деятельности, верхний и нижний пределы корректирующих коэффициентов и порядок исчисления единого налога устанавливаются Правительством Российской Федерации, а конкретные значения этих коэффициентов - субъектами Российской Федерации;
сумма налога устанавливается на год и не полежит корректировке в течение года.
Законопроект состоит из 10 статей:
статья 1 - устанавливает введение единого налога на вмененный доход на всей территории Российской Федерации;
статья 2 - дает основные понятия, применяемые в законе;
статья 3 - определяет плательщиками единого налога субъектов малого предпринимательства и сферы деятельности, в которых он применяется;
статья 4 - определяет объектом налогообложения вмененный доход, устанавливает налоговый период, предоставляет право вести упрощенный бухгалтерский учет. Этой же статьей определена компетенция Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в установлении размеров базовой доходности и корректирующих коэффициентов;
статья 5 - фиксирует ставку единого налога в размере 20% от вмененного дохода;
статья 6 - устанавливает, что порядок исчисления налога определяется Правительством Российской Федерации, и определяет сроки уплаты налога;
статья 7 - устанавливает процентное соотношение зачисления сумм налога в федеральный бюджет, в государственные внебюджетные социальные фонды, а также в бюджете субъектов Российской Федерации и местные бюджеты;
статья 8 - посвящена патенту, являющемуся официальным документом налогоплательщика единого налога на вмененный доход;
статья 9 - устанавливает ответственность налогоплательщиков за нарушение при уплате налога;
статья 10 - о вступлении закона в действие с 1 января 1999 г.
Выполняя задачу увеличения налоговых поступлений, упрощения процедур расчета и сбора налогов, введение единого налога на вмененный доход значительно усложнит использование различных схем уклонения от уплаты налогов. Впервые будет затронут налогообложением ранее не контролируемый налично-денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, реализуется сегодня от 40% до 70% товаров и услуг предприятий малого бизнеса.
По предварительной оценке, введение единого налога с вмененного дохода может гарантировать стабильный систематический поток средств в бюджеты разных уровней и позволит увеличить налоговые поступления от соответствующих категорий налогоплательщиков как минимум в 5 раз.
Одновременно введение закона снизит бюджетные затраты на привлечение квалифицированных налоговых инспекторов и полицейских для осуществления многоступенчатого контроля при систематических проверках балансовой отчетности малых предприятий.
Принятие представленного законопроекта не потребует дополнительного увеличения расходов федерального бюджета.
Учитывая, что вышеуказанным проектом закона вводится новый федеральный налог, требуется внесение изменений в основы налогового законодательства.
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусматривается:
внести в Закон Российской Федерации " Об основах налоговой системы в Российской Федерации" следующие изменения:
статью 19 дополнить пунктом "т" - единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых субъектами малого предпринимательства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.