Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Туглаковой Л.Г,
судей Гусаровой Л.В. и Харина Р.И,
при секретаре Гордееве А.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска к Головкову В.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени,
по апелляционной жалобе административного истца ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 26 июня 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска обратилась суд с административным исковым заявлением, в обоснование указала, что административный ответчик состоит на учете в ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска с 10.09.2015, ему на праве собственности принадлежит транспортное средство (данные изъяты) (с 22.04.2012 по настоящее время).
В нарушение требований статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 3 Закона Иркутской области от 04.07.2007 N53-ОЗ "О транспортном налоге" Головков В.С. своевременно не уплатил транспортный налог за 2016 год, который ему начислен в размере 5 033 рубля (165 л.с. х 30,50 рублей х 12/12 месяцев, в связи с чем имеет задолженность по транспортному налогу 2 988 рублей (с учетом частичной уплаты налога в размере 620 рублей и 1 425 рублей), пени в размере 82,05 рубля.
В соответствии со статьей 52 НК РФ 18.07.2017 налогоплательщику было направлено налоговое уведомление от 06.07.2017 N 7810693 о необходимости уплаты недоимки по транспортному налогу за 2016 год.
В связи с неисполнением Головковым В.С. обязанности по уплате транспортного налога ему 14.02.2018 было направлено требование N 6874 от 09.02.2018, в котором было предложено уплатить задолженность по транспортному налогу, пени за 2016 год.
После обращения налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, который был вынесен мировым судьей 25.09.2018, судебный приказ отменен определением мирового судьи от 02.11.2018 в связи с поступлением возражений относительно его исполнения.
Административный истец просил суд взыскать с Головкова В.С. задолженность в размере 3 070,05 рублей: по транспортному налогу за 2016 год в размере 2 988 рублей, пени по транспортному налогу за 2016 год за период с 02.12.2017 по 08.02.2018 в размере 82,05 рубля.
Решением суда в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска к Головкову В.С. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. Указывает, что в инспекцию поступили сведения, согласно которым за Головковым В.С. в 2016 году числилось зарегистрированным транспортное средство (данные изъяты) с мощностью двигателя 165 л.с. Сведения в порядке межведомственного взаимодействия в отношении Головкова В.С. о зарегистрированном транспортном средстве (данные изъяты) с мощностью двигателя 150 л.с в инспекцию не поступали. У инспекции отсутствуют основания для расчета транспортного налога, исходя из сведений мощности двигателя автомобиля марки (данные изъяты) в размере 150 л.с, поскольку внесение изменений о мощности двигателя может быть устранено только в случае внесения соответствующих изменений подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Головков В.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Туглаковой Л.Г, объяснения представителя ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска Новичковой О.А, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги предусмотрена также подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу требований пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу требований пунктов 1, 3 статьи 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Судом установлено, что Головков В.С. в налоговый период (2016 год) являлся налогоплательщиком транспортного налога, поскольку на его имя в органах МВД России было зарегистрировано транспортное средство (данные изъяты) (в период с 22.04.2012 по настоящее время), в связи с чем он обязан уплатить транспортный налог за 2016 год.
Согласно расчёту задолженности за 2016 год, а также расчету налога, указанному в налоговом уведомлении от 06.07.2017 N 7810693, требовании N6874 от 09.02.2018, налоговый орган, руководствуясь сведениями, представленными в порядке пункта 4 статьи 85 НК РФ, произвел расчет транспортного налога Головкову В.С. исходя из мощности двигателя транспортного средства (данные изъяты), - 165 л.с. (30,50 рублей х 165 л.с. х 12\12 месяцев).
В соответствии со ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах.
Согласно ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Иркутской области от 04.07.2007 N 53-ОЗ "О транспортном налоге" налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства:
- автомобили легковые с года, следующего за годом выпуска которых по состоянию на 1 января текущего года прошло 7 лет и более, с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы), свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно в размере 9,50 рублей;
- автомобили легковые с года, следующего за годом выпуска которых по состоянию на 1 января текущего года прошло 7 лет и более, с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы), свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно в размере 30,50 рублей.
Анализ положений Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств", Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных приказом МВД России от 26.06.2018 N 399, а также действующих по состоянию на 22.04.2012 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденным приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, показывает, что основным документом для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении является паспорт транспортного средства.
Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе одобрение мощности двигателя типа транспортного средства (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.
Таким образом, паспорт транспортного средства - это основной документ, содержащий в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, в том числе и о мощности двигателя транспортного средства.
Исходя из содержания изложенных правовых норм, представляемые в налоговые органы регистрационные данные по конкретному автотранспортному средству, принадлежащему налогоплательщику - физическому лицу, определяются органами, осуществляющими государственную регистрацию этих средств, на основании сведений, указанных в паспорте транспортного средства.
В судебном заседании установлено, что фактически мощность двигателя (данные изъяты), составляет 150 л.с. (112,5 кВт), что подтверждается паспортом транспортного средства 25 ТС 936397, выданным Владивостокской таможней 14.10.2005, из которого усматривается, что ранее собственниками транспортного средства являлись Харлампов И.Г, Лавыгин А.Е, с 22.04.2012 по настоящее время является Головков В.С.
Принимая во внимание, что согласно паспорту транспортного средства мощность двигателя автомобиля ответчика указана как 150 л.с, с учетом положений п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что произведенный истцом расчет налога является ошибочным.
В данном случае сведения о мощности двигателя присутствуют в паспорте транспортного средства - 150 л.с, в связи с этим, налоговая база берется из технической документации на транспортное средство (паспорт транспортного средства), и определяется как мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах.
Исходя из изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции верно определилвсе обстоятельства имеющие значение для дела, доказательствам представленным сторонами дал надлежащую оценку и вынес решение в соответствии с требованиями закона. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
Довод апелляционной жалобы о том, что в инспекцию поступили сведения, согласно которым за Головковым В.С. в 2016 году числилось зарегистрированным транспортное средство (данные изъяты) с мощностью двигателя 165 л.с, использованная при расчете налога, не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Обязанность представлять в налоговый орган сведения о зарегистрированных за налогоплательщиком транспортных средствах законом возложена на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств (ст. 362 НК РФ).
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм процессуального права, на законность принятого судом решение не влияют и его отмену не влекут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 26 июня 2019 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи: Л.В. Гусарова
Р.И. Харин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.