Письмо Минэкономики РФ
от 9 апреля 1996 г. N 1201-П
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации Минэкономики России с участием Минюста России, МВЭС России, МИД России рассмотрело проект федерального закона "О защите экономических интересов Российской Федерации" и докладывает.
Представленный проект федерального закона "О защите экономических интересов Российской Федерации" по ряду аспектов вызывает серьезные замечания.
В проекте отсутствует четкое определение предмета правового регулирования. Его положения носят неконкретный, декларативный характер и не содержат механизма, обеспечивающего их реализацию на практике.
Статья 1 не содержит заметной смысловой нагрузки, поскольку декларирует общеизвестные и уже общепринятые в мировой практике нормы взаимоотношений иностранных предпринимателей с властями стран, на территории которых они осуществляют свою деятельность.
На предпринимательскую деятельность российских граждан и юридических лиц за рубежом распространяется действие норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации применяются к гражданским правоотношениям, в том числе с участием лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые применяются гражданским законодательством, применяются правила международного договора (пункт 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статья 7 Гражданского кодекса Российской Федерации ).
В этой связи представляется целесообразным правовое регулирование вопросов, касающихся действия актов иностранных государств в отношении российских субъектов предпринимательской деятельности за рубежом, осуществлять не путем принятия внутригосударственного законодательного акта, а посредством заключения международных договоров и участия Российской Федерации в деятельности соответствующих международных организаций.
В статье 2, пункт "а" не учитывается возможность введения ограничительных мер, применяемых в рамках санкций ООН.
Кроме того, вряд ли можно согласиться и с формулировкой пункта "б" той же статьи с учетом того, что как международное право, так и российское законодательство, гарантируя иностранным предпринимателям защиту от экспроприации, предусматривают обязательную адекватную компенсацию их потерь в случае национализации капитала и имущества.
Вызывает сомнение правомерность и реальная возможность "обязывать" российских предпринимателей, как это предусматривается статьей 3, информировать МИД России и МВЭС России по тем или иным вопросам их деловой активности, и тем более "запрещать" им давать "какую-либо информацию в каком бы то ни было виде" представителям третьих стран.
По проекту имеются также замечания редакционного характера. Так, является неясным содержание применяемого в части первой статьи 1 проекта понятия "юридические лица, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации".
Кроме того, в проекте используются нормативно неопределенные термины: "акт, имеющий экстерриториальный характер" (статья 1, абзац второй, статья 2, абзац первый), "экспроприация" (статьи 2, пункт "б").
С учетом вышеизложенного считаем, что законопроект в данной редакции не достигает поставленной цели и что урегулирование имеющейся проблемы в настоящее время возможно осуществить скорее дипломатическими средствами, нежели мерами законодательного характера.
С Минюстом России (Реновым Э.Н.), МВЭС России (Огурцовым А.П.), МИД России (Ивановым И.С.) согласовано.
Минфин России свои замечания по проекту федерального закона не представил.
И. С. Матеров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минэкономики РФ от 9 апреля 1996 г. N 1201-П
Текст письма официально опубликован не был