Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО7,
судей Даурбекова М.М. и Плиевой И.М.
при секретаре ФИО7
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к МВД по "адрес" о признании незаконными отказа в принятии на учет и протокола жилищно-бытовой комиссии, обязании постановить на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилья
по апелляционной жалобе истца на решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия
установила:
ФИО7 обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что с 1999 г. по 2013 г. проходил службу в органах внутренних дел. Приказом МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ N л/с уволен со службы из органов внутренних по состоянию здоровья. Является инвали "адрес"-ой группы и пенсионером по инвалидности. Стаж службы в календарном исчислении составляет 16 лет.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Заявление и приложенные документы у него приняли, при этом никаких замечаний относительно представленных документов сделано не было.
В начале 2015 года сотрудник ЖБК МВД по РИ попросил представить выписки из домовой книги и лицевого счета дома, расположенного по адресу: г Карабулак, "адрес", где проживал его отец, а также выписку и ЕГРП на его супругу ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ он подал в ЖБК заявление с приложением запрошенных документов о приобщении их к его учетному делу.
В декабре 2015 года ему стало известно о том, что он не принят на учет на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что его учетное дело не соответствовало постановлению Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, что на момент рассмотрения его заявления отсутствовали сведения с регистрационной палаты на супругу об отсутствии или наличии у нее жилья.
Считая свои права нарушенными, он обратился в Магасский районный суд Республики Ингушетия, решением которого ДД.ММ.ГГГГ отказал в удовлетворении его исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, на МВД по РИ была возложена обязанность рассмотреть заявление и приложенные документы для решения вопроса о принятии или отказе в принятии его на учет.
Во исполнение судебного постановления ЖБК МВД по РИ рассмотрела соответствующий вопрос и приняла решение об отказе в постановке его на учет, что подтверждается протоколом от ДД.ММ.ГГГГ
Полагая, что данное решение нарушает его жилищные права, просит признать его недействительным и обязать ответчика поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в очереди с мая 2015 года.
Решением Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на незаконность судебного постановления, просит его отменить.
ФИО7, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав мнение представителя истца ФИО7, поддержавшего доводы жалобы, представителя МВД по "адрес" ФИО7 о законности судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, приказом МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ N л/с ФИО7 уволен со службы в органах внутренних дел по состоянию здоровья. Стаж службы составляет 16 лет в календарном исчислении.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился на имя министра внутренних дел РИ ФИО7 с просьбой о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения, что подтверждается соответствующим рапортом.
ДД.ММ.ГГГГ во исполнение апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия жилищно-бытовой комиссией МВД по РИ рассмотрен рапорт ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ МВД по РИ истцу направлено уведомление N об отказе в принятии на учет в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, поскольку в прилагаемых документах отсутствуют копия финансового лицевого счета, выписка из домовой книги за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника, сведения подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности супруги заявителя жилых помещений.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требовании, руководствуясь ст. 56 ГПК РФ, Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила), дав оценку письменным доказательствам, суд пришел к выводу о том, что решение жилищно-бытовой комиссии МВД по "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным ввиду следующего.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в редакции с декабря 2012 г..по августа 2013 г, (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 247-ФЗ) сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
В силу ч. 5 ст. 4 данного Закона порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяется Правительством РФ.
Согласно п. 5 Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи. копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника; справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении; копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы; копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).
В п. 15 Правил указано, что решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
В соответствии с п. 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведённой комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учёт.
Из приведенных норм усматривается, что действующим правовым регулированием определён перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учёт для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам МВД России не предоставлено право, запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учёт по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, даёт комиссии право отказать в постановке сотрудника на такой учёт.
Как следует из материалов дела, с заявлением о приобщении к его учетному делу выписки из домовой книги, лицевого счета, выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество ФИО7 обратился только ДД.ММ.ГГГГ.
Реализация ФИО7 права на постановку на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья носит заявительный характер, и обязанность предоставить необходимые документы возлагается на него как на лицо, претендующее на такую выплату.
Учитывая, что истец при обращении с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты, для приобретения или строительства жилого помещения не предоставил необходимые документы, суд правомерно признал решение жилищно-бытовой комиссии МВД по "адрес" законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что при рассмотрении рапорта истца в 2018 г. у ЖБК не имелось оснований для отказа в постановке на учет, коллегия считает несостоятельным, поскольку комиссия принимает решение о постановке на учет с 2013 г, тогда как необходимый пакет документов был сформирован лишь в 2015 г.
Иные доводы жалобы сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Магасского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО7 к МВД по "адрес" о признании незаконными отказа в принятии на учет и протокола жилищно-бытовой комиссии, обязании постановить на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилья, оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.