Правительство Российской Федерации рассмотрело подготовленный Государственной Думой проект федерального закона "О лизинге" и сообщает.
В связи с тем, что в представленных с законопроектом материалах не содержится финансово-экономическое обоснование по мерам государственной поддержки лизинговой деятельности, дать заключение по нему не представляется возможным.
Вместе с тем, по существу указанного законопроекта считаем целесообразным отметить следующее.
В настоящее время лизинговые отношения регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). Федеральным законом "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге", принятыми нормативными актами в виде указа Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
Следует отметить, что в ГК РФ вопросы финансового лизинга представлены в общем виде и не учитывают специфических вопросов лизинговой деятельности:
правовые основы возврата оборудования при задержке выплаты лизинговых платежей;
юридические аспекты права собственности на оборудование и операции передачи его в пользование при различных вариантах лизинга (включая возвратный лизинг);
проблемы бухгалтерской и финансовой отчетности при осуществлении лизинговых операций;
мобилизация кредитных ресурсов для лизинговых операций и разработка различных схем финансирования при ведении лизинговых сделок, включая вопросы обеспечения залога;
использование вексельных форм оплаты в лизинговых операциях;
страхование лизингового имущества.
Для эффективного решения поставленных вопросов возможно создание специального законодательного акта.
Вместе с тем, следует отметить, что в представленном законопроекте требует более четкого определения предмет регулирования.
Так, согласно статье 1 ГК РФ, договорные обязательства регулируются гражданским законодательством. Регламентации арендных правоотношений посвящена глава 34 ГК РФ, которая не предусматривает разработки и принятия специальных законов, регулирующих отдельные виды договора аренды (в том числе и финансовую аренду - лизинг). При этом, в соответствии со статьей 625 ГК РФ, к отдельным видам договора аренды (в том числе и к финансовой аренде) применяются общие положения ГК РФ об аренде, если иное не установлено правилами ГК РФ об этих договорах (в данном случае - правила параграфа 6 главы 34).
Проект устанавливает различные "виды" лизинга (статья 7), что не согласуется с положениями параграфа 6 главы 34 ГК РФ. "Финансовый лизинг", по существу, представляет собой собственно лизинг (финансовую аренду) с правом выкупа арендованного имущества, правоотношения в области которого регулируются статьей 624 ГК РФ.
Из определения оперативного лизинга, данного в статье 7 проекта (и признаков указанного вида лизинга) не следует, что он имеет какие-либо специфические особенности по сравнению с обычной арендой.
Понятие предмета лизинга (статья 3 проекта) не вполне согласуется со статьей 666 ГК РФ.
Большинство положений проекта, касающихся взаимоотношений сторон договора лизинга, воспроизводят соответствующие положения главы 34 ГК РФ регулирующей договор аренды (например, пункт 4 статьи 10 проекта-статьи 670 ГК РФ; пункт 5 статьи 10 проекта - статьи 612 ГК РФ, статья 17 проекта, статей 611, 616, 622, 623 ГК РФ, пункт 2 статьи 18 проекта - пункта 2 статьи 615 ГК РФ; статья 27 проекта - ряд положений статьи 614 ГК РФ).
Следует также отметить, что предлагаемые в статье 35 проекта льготы при осуществлении лизинговых операций требуют дополнительного финансово-экономического обоснования и должны сопровождаться предложениями по изменению действующего налогового, валютного и банковского законодательства.
В этой связи до согласования с Правительством Российской Федерации мер по оказанию государственной поддержки лизинговой деятельности, влияющих на формирование федерального бюджета, указанную статью из текста законопроекта исключить.
Учитывая, что проект федерального закона "О лизинге" в значительной степени затрагивает правовые нормы, регулируемые ГК РФ и действующим законодательством, Правительство Российской Федерации считает его принятие возможным только после значительной доработки.
Поправки по отдельным статьям законопроекта прилагаются
Приложение: на 5 листах.
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации |
Я.Уринсон |
Приложение
Поправки к проекту федерального закона "О лизинге"
Статья 1. В пункте 1 необходимо указать, что земельные участки и другие природные объекты не могут быть предметом договора финансовой аренды.
Пункт 2 необходимо исключить, либо перечислить все конкретные объекты лизинга. Отсутствие в этом перечне какого-либо из них, например, оборудования, позволяет сделать вывод, что на него не распространяется действие ГК РФ.
Статьи 2. Следует исключить приведенные в статье понятия "валютные операции", "нерезиденты Российской Федерации", "резидент Российской Федерации", "таможенная граница", "текущие валютные операции", так как они раскрыты в Законе Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и Таможенном Кодексе Российской Федерации и не являются предметом регулирования данного законопроекта.
Статья 3. Согласовать понятие предмета лизинга со статьей 666 ГК РФ.
Статья 4. Абзацы 2, 3, 4 пункта 1 соответственно после слов лизингодатель, лизингополучатель, продавец (поставщик) дополнить словами "юридическое или физическое лицо" и далее по тексту.
Абзацы 5,6 и 7 исключить, так как указанные в этой статье "инвестор", "страховщик" и "гарант (поручитель)" не являются субъектами лизинга.
В пункте 2 уточнить понятие "предприятия с иностранными инвестициями". В соответствии со статьей 132 ГК РФ, предприятие является объектом прав, а для субъектов права данное понятие сохранено только по отношению к государственным и муниципальным унитарным предприятиях (статьи - 48, 113 ГК РФ).
Статья 5. Пункт 3 исключить как дублирующий пункт 4.
Статья 7. В пункте 1 (абзац 3) после слов "... лизингополучатель" добавить "...или поставщик..." далее по тексту.
Для приведения классификации видов лизинга в соответствие международному опыту следует исключить из проекта закона "смешанный" и "комплексный" виды лизинга, изложенные в абзацах 5 и 6 пункта 3.
Целесообразно дополнить статью пунктом следующего содержания: "Перечень, объем и стоимость дополнительных услуг должны быть указаны в договоре лизинга".
Статья 9. Абзац 2 следует исключить, так как в соответствии с Федеральным законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и статьей 4 данного законопроекта страховщик не может быть лизингодателем.
Статья 10. В пункте 7 вместо слов "подлежат обязательному пересмотру" написать: "по соглашению сторон могут быть пересмотрены".
Статья 11. Пункт 4 исключить, как повторяющий положения статьи 136 ГК РФ.
Статья 12. Пункт 1 изложить в следующей редакции: "Предмет лизинга, переданный лизингополучателю по договору финансового лизинга, учитывается на балансе лизингополучателя или лизингодателя по соглашению сторон", как это предусмотрено в постановлении Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 752 "О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации".
Пункт 3 исключить, как дублирующий пункт 2 и противоречащий ему.
Статья 13. Статью следует исключить, так как в ней предусматривается право бесспорного взыскания денежных сумм и бесспорного изъятия предмета лизинга в случаях, указанных в пункте 1. Статьей 854 ГК РФ установлено, 410 без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, предусмотренных договором между банком и клиентом.
Статья 14. Пункт 1 исключить, как не соответствующий пункту 2 статьи 335 ГК РФ, согласно которому залогодателем вещи может быть ее собственник либо лицо, имеющее на нее право хозяйственного ведения.
Пункт 3 привести в соответствие с пунктом 3 статьи 342 ГК РФ, согласно которому последующий залог допускается, если он не запрещен предыдущими договорами залога.
Статья 15. Исключить договор страхования из числа "обязательных договоров", так как это не соответствует принципам страховых правоотношений.
В абзаце 6 пункта 3 после слова "перечень" добавить слово "дополнительных" и далее по тексту.
Дополнить пункт абзацем следующего содержания:
"определение обязанности лизингодателя или лизингополучателя застраховать предмет лизинга от связанных с договором лизинга рисков, если иное не предусмотрено договором".
Наряду с этим исключить в пункте 5 и 6 абзацы о страховании объекта лизинга, в связи с тем, что двойное страхование недопустимо в соответствии со статьями 947 и 951 ГК РФ.
Статья 16. Исключить абзац 3 пункта 1, как повторяющий пункт 3 статьи 27 данного законопроекта.
Положения статей 16, 27, 28 проекта привести в соответствии с пунктом 1 статьи 616 ГК РФ, согласно которому порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором.
Статья 17. Пункт 3 изложить в редакции: "Гарантийное обслуживание предмета лизинга может осуществляться продавцом, если это предусмотрено договором купли-продажи".
Статья 18. Пункт 2 исключить как повторяющий статью 8 "Сублизинг".
Положения пунктов 1 и 7 данной статьи целесообразно исключить, как повторяющие статьи 382 и 391 ГК РФ.
Статья 20. В статье уточнить порядок "регистрации недвижимого имущества - предмета лизинга". В соответствии со статьями 131 и 164 ГК РФ, а также Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" осуществляется государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а не имущества как такового. Кроме того, законом может быть установлена государственная регистрация сделок с движимым имуществом определенных видов (пункт 2 статьи 164 ГК РФ), а в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией прав могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (пункт 2 статьи 131 ГК РФ).
Статья 21. Статью привести в соответствие с правилами об обязательном страховании, установленными статьями 935 и 936 ГК РФ (не определены страхователи и выгодоприобретатели, объекты страхования, страховые риски минимальные размеры страховых сумм). Кроме того, целесообразно выделить пункты 4, 6 и 7 в отдельную статью или исключить, в связи с тем, что они регулируют правоотношения, не связанные со страхованием.
Статья 24. Положения пунктов 4 и 5 исключить, так как они относятся к предмету регулирования Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". При этом, подпункт "а" пункта 5 противоречит статье 103 названного Федерального закона.
Статья 25. Начало статьи изложить в редакции: "Утрата предметом лизинга своих функций по вине лизингополучателя не освобождает"... далее по тексту.
Статья 26. Статья требует согласования с действующими нормативными актами, так как она содержит понятия, не предусмотренные действующим законодательством об инвестиционной деятельности: реальные инвестиции, инвестиционные затраты, инвестиционные платежи.
Статья 27. Абзацы 2 и 3 целесообразно исключить, так как изложенные и них положения должны регулироваться в договорах, заключаемых участниками лизинговой сделки.
Статью 28 предлагается изложить в следующей редакции:
"Лизинговые платежи".
1. Оплата владения и пользования предоставленным по договору лизинга имуществом осуществляется лизингополучателем в виде лизинговых платежей, уплачиваемых лизингодателю. Размер, способ, форма и периодичность выплат устанавливаются в договоре по соглашению сторон.
2. В лизинговые платежи, кроме платы за основные услуги (процентные вознаграждения), включаются амортизация имущества за период, охватываемый сроком договора, оплата процентов за кредиты, использованные лизингодателем на приобретение имущества-предмета договора, плата за дополнительные услуги лизингодателя, предусмотренные договором, налог на добавленную стоимость, страховые взносы за страхование имущества-предмета договора, если оно осуществлялось лизингодателем, а также налог на это имущество, уплаченный лизингодателем.
3. Лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя".
Статья 29. Абзац 2 изложить в редакции: "оплату услуг по осуществлению лизинговой сделки".
Статья 30. Исключить, так как вопросы ускоренной амортизации должны регулироваться не на уровне закона, а иного нормативного акта.
Статья 33. Статью исключить, так как ее положения противоречат Федеральному "О валютном регулировании и валютном контроле". Федеральному закону "О таможенном тарифе" и Таможенному кодексу.
Статья 35. Статью исключить, так как большинство ее положении противоречит действующему законодательству.
Следует иметь в виду, что лизинговой деятельности оказывается государственная поддержка наравне с другими видами предпринимательской деятельности. Кроме того, государственная поддержка лизинговой деятельности путем предоставления государственных гарантий для высокоэффективных быстроокупаемых инвестиционных проектов будет осуществляться за счет средств Бюджета развития Российской Федерации.
В соответствии с действующим налоговым законодательством установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется законодательными (представительными) органами государственной власти, Правительству Российской Федерациитакого права по установлению налоговых льгот не предусмотрено.
Кроме того, изменение режима налогообложения по федеральным налогам (НДС, налог на прибыль, налог на пользователей автодорог и другие, по которым данным законопроектом предлагается устанавливать льготы) должно осуществляться путем внесения изменений и дополнений в действующие законодательные акты Российской Федерации по конкретному налогу.
При рассмотрении вопроса предоставления государственной поддержки лизинговых компаний следует учитывать нормы и требования Всемирной торговой организации (ВТО), участником которой собирается стать Россия. Правилами ВТО по промышленным субсидиям не допускается оказание государственной финансовой поддержки коммерческим предприятиям различными способами, в том числе в виде предоставления им индивидуальных тарифных льгот, влияющих на конкурентоспособность товаров и затрагивающих интересы товаропроизводителей аналогичных товаров.
В соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе" тарифные льготы не могут носить индивидуального характера, ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом.
Статья 36. Пункт 1 изложить: "Лизингодатель имеет право" и далее по тексту.
В пункте 3 заменить слово "инспекторам" на "лизингодателем".
Имеются также иные замечания, в том числе технико-юридического и редакционного характера.
Первый заместитель Руководителя
Аппарата Правительства
Российской Федерации |
С.Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 11 апреля 1998 г. N 1866-П5 "Отзыв Правительства Российской Федерации на проект федерального закона "О лизинге" (второе чтение)"
Текст письма официально опубликован не был