Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М., при секретаре Тхагужоковой М.М., с участием гражданина Турецкой Республики Сабанджиоглу Назим Азиз, его защитника- адвоката Бориева Сосланбека Асланбековича, действующего на основании ордера N34 от 06 августа 2019 года, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - старшего инспектора отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Жилова А.А., переводчика ФИО1., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении гражданина Турецкой Республики Сабанджиоглу Назим Азиз по его жалобе на постановление судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 июля 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
31 июля 2019 года старшим инспектором отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Жиловым А.А был составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту нарушения гражданином Турецкой Республики Сабанджиоглу Назим Азиз, временно пребывающим в Российской Федерации, требований статьи 25.10 Федерального закона N114 -ФЗ от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", выразившегося в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока действия визы (л.д.3).
Определением начальника Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 31 июля 2019 года указанный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами был передан по подведомственности в Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики (л.д.2).
Постановлением судьи Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 июля 2019 года гражданин Турецкой Республики Сабанджиоглу Н.А. по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Он признан виновным в том, что, будучи гражданином Турецкой Республики, въехав на территорию Российской Федерации согласно миграционной карте на срок до 15 марта 2014 года, находится на территории Российской Федерации с нарушением миграционного законодательства, уклоняясь от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
В жалобе на указанное постановление судьи, поданной 06 августа 2019 года в Верховный Суд Кабардино - Балкарской Республики через Нальчикский городской суд, защитник Сабанджиоглу Н.А. -адвокат Бориев С.А. просит изменить постановление, исключив из него указание о назначении дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Как указано в жалобе, судья районного суда, решая вопрос о назначении Сабанджиоглу Н.А. наказания, не учел все обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности, не было учтено то, что он не мог своевременно покинуть территорию Российской Федерации из-за того, что привлекался к уголовной ответственности и содержался под стражей в Следственном изоляторе Министерства внутренних дел по Кабардино - Балкарской Республике ( далее МВД по КБР) с 05 октября 2012 года по 01 августа 2016 года. Не мог он продлить и срок действия, выданного ему вида на жительства, поскольку не мог явиться в миграционный орган лично для подачи заявления.
Кроме того, считает заявитель, районным судьей не учтена необходимость нахождения Сабанджиоглу Н.А. в настоящее время на территории Российской Федерации, в связи с тем, что по уголовным делам он признан потерпевшим и свидетелем и у него имеются кредиторская и дебиторская задолженности, которые он намеревается погасить.
В судебном заседании Сабанджиоглу Н.А. и его защитник Бориев С.А. поддержали жалобу и просили удовлетворить ее, по изложенным в ней доводам, должностное лицо, составившее по делу протокол об административном правонарушении- старший инспектор отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Жилов А.А, полагая, что действия Сабанджиоглу Н.А. правильно квалифицированы по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просил жалобу отклонить.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, соответствие выводов по делу фактическим обстоятельствам и доказательствам, прихожу к следующему.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно статье 2 указанного Федерального закона законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением установленных данной нормой случаев.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что приговором Нальчикского городского суда Кабардино - Балкарской Республики от 15 декабря 2017 года гражданин Турецкой Республики Сабанджиоглу Н.А. был осужден по части 4 статьи 159, части 2 статьи 309, статье 196 Уголовного Кодекса Российской Федерации с применением части 3 статьи 69 данного Кодекса по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний окончательно к отбытию 5 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Кабардино - Балкарской Республики от 04 октября 2018 года Сабанджиоглу Н.А. был освобожден от отбывания наказания по указанному приговору Нальчикского городского суда от 15 декабря 2017 года за отбытием наказания.
15 сентября 2017 года старшим инспектором отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Жиловым А.А было выявлено, что гражданин Турецкой Республики Сабанджиоглу Н.А. 19 февраля 2008 года въехал на территорию Российской Федерации со сроком пребывания до 15 марта 2014 года и до настоящего времени находится в Российской Федерации, уклоняясь от выезда по истечении срока пребывания в стране, о чем в отношении него был составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 31 июля 2019 года, из которого следует, что Сабанджиоглу Н.А. с 15 марта 2014 года находится на территории Российской Федерации без правовых оснований; объяснениями Сабанджиоглу Н.А, из которых следует, что с 1991 года по 2014 год он имел виды на жительство в Российской Федерации. С 2012 года находился в Следственной изоляторе МВД по КБР и не мог обратиться за оформлением документов, подтверждающих его право пребывания в Российской Федерации (л.д.3); данными из базы СПО "Мигрант -1", подтверждающими факт истечения срока пребывания Сабанджиоглу Н.А. на территории Российской Федерации 15 марта 2014 года (л.д.4-8).
Все указанные доказательства получили оценку судьи в совокупности с другими материалами дела по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности. На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения: событие административного правонарушения, иностранный гражданин, нарушивший режим пребывания в Российской Федерации, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Действия Сабанджиоглу Н.А. правильно квалифицированы по части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности и порядок привлечения Сабанджиоглу Н.А. к административной ответственности не нарушены.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Сабанджиоглу Н.А. не отрицает, что по истечении определенного срока пребывания в Российской Федерации территорию указанного государства не покинул и продолжал оставаться в России нелегально, в том числе и после освобождения его апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Кабардино - Балкарской Республики от 04 октября 2018 года от отбывания наказания в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы по приговору Нальчикского городского суда от 15 декабря 2017 года.
При этом, в настоящем судебном заседании Сабанджиоглу Н.А, давая объяснения об административном правонарушении, указал, что близких родственников граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации не имеет, его семья, состоящая из супруги и пятерых детей, проживает в Турции.
Довод жалобы о том, что применение к Сабанджиоглу Н.А. такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым не может повлечь отмену или изменение обжалуемого постановления судьи.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории. Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека отметил, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения, в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
В соответствии с требованиями статьи 27 Федерального закона N- ФЗ от 15 августа 1996 года " О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд на территорию Российской Федерации иностранному гражданину может быть не разрешен, в случае если он имеет неснятую или непогашенную судимость.
На основании данной нормы в связи с осуждением Сабанджиоглу Н.А. по приговору Нальчикского городского суда от 15 декабря 2017 года к лишению свободы начальником Управления по вопросам миграции МВД по КБР Баховым А.Х. N от 28 октября 2018 года было принято решение о неразрешении Сабанджиоглу Н.А. въезда на территорию Российской Федерации и о необходимости покинуть территорию Российской Федерации в течение трех суток со дня получения уведомления о принятом решении.
Указанное решение было обжаловано Сабанджиоглу Н.А, однако решение оставлено без изменения вступившим в законную силу решением Нальчикского городского суда КБР от 17 июня 2019 года.
Доводы жалобы о том, что в настоящее время Сабанджиоглу Н.А. признан потерпевшим и свидетелем по уголовным делам не могут повлиять на квалификацию действий последнего и не являются основанием к освобождению его от административной ответственности за нарушение требований миграционного законодательства.
Потерпевшие и свидетели, являющиеся гражданами иностранного государства и находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут быть вызваны в суд Российской Федерации на основании статей 453 и 456 Уголовно - процессуального кодекса Российской Федерации посредством направления соответствующего запроса о правовой помощи.
Так, в силу статьи 11 Договора между Российской Федерацией и Турецкой Республикой о взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдаче, ратифицированного Федеральным законом от 07 марта 2017 года N24-ФЗ, граждане договаривающихся сторон могут быть вызваны в другую страну (сторона Договора) для дачи показаний, проведения экспертизы или проведения иных процессуальных действий на своей территории. Запрашиваемая Сторона сообщает этому лицу о приглашении явиться в компетентный орган запрашивающей Стороны. Вызванное лицо добровольно принимает решение о явке. Центральный орган запрашиваемой Стороны незамедлительно информирует центральный орган запрашивающей Стороны о решении этого лица.
При установленных по делу обстоятельствах длительного нахождения Сабанджиоглу Н.А. на территории Российской Федерации без правовых оснований, наличия не отмененного решения полномочного административного органа - начальника Управления по вопросам миграции МВД по КБР N 1558 от 28 октября 2018 года о неразрешении Сабанджиоглу Н.А. въезда на территорию Российской Федерации назначение ему дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему этой меры ответственности. Назначенное наказание соответствует предусмотренным в части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание назначено Сабанджиоглу Н.А. с соблюдением требований статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера административного правонарушения, личности виновного, его имущественное положение, обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Состоявшееся судебное постановление сомнений в своей законности не вызывают и оснований для его отмены не усматривается.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления судьи в части уточнения формы административного выдворения.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при назначении административного наказания в виде административного выдворения иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы территории Российской Федерации надлежит учитывать, что согласно части 4 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного выдворения может быть назначено в форме принудительного выдворения за пределы территории Российской Федерации или контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. При этом указание на форму административного выдворения в постановлении по делу об административном правонарушении является обязательным.
Если форма, в которой должно исполняться административное наказание в виде выдворения, не была указана в постановлении о назначении этого административного наказания, то указанный вопрос может быть разрешен судьей, вынесшим постановление об административном выдворении, на основании части 3 статьи 31.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по заявлению органа, должностного лица, приводящих постановление в исполнение, а также по заявлению лица, в отношении которого оно вынесено. Названный вопрос также может быть разрешен судьей при рассмотрении жалобы, протеста прокурора на не вступившее в законную силу постановление об административном выдворении без его отмены при условии, если из материалов дела усматривается, что судьей, вынесшим постановление, была определена форма административного выдворения, но она не отражена в постановлении (например, судьей на основании части 2 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранный гражданин (лицо без гражданства) был помещен в специальное учреждение до его выдворения).
Поскольку при назначении Сабанджиоглу Н.А. наказания в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации судья районного суда не указал в соответствии с частью 4 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях форму административного выдворения, и в постановлении не указано о применении к нему принудительного выдворения, в этой части обжалуемое судебное постановление подлежит изменению с применением к Сабанджиоглу Н.А. административного выдворения в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Приведенный недостаток постановления судьи районного суда не ставит под сомнение в целом законность вынесенного судебного акта и подлежит устранению путем изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
судья Верховного Суда Кабардино - Балкарской Республики,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Нальчикского городского суда Кабардино - Балкарской Республики от 31 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Турецкой Республики Сабанджиоглу Назим Азиз, изменить, дополнив резолютивную часть постановления указанием формы административного выдворения Сабанджиоглу Назим Азиз в виде самостоятельного контролируемого выезда.
В остальной части судебное постановление оставить без изменения, а жалобу защитника Сабанджиоглу Назим Азиз - адвоката Бориева С.А. - без удовлетворения.
Судья Бабугоева Л.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.