Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего: Савкуева З.У.
судей: Вологирова А.Ж. и Думаева А.Б.
при секретаре: Абазове Э.А.
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N по Кабардино-Балкарской Республике к Кумыкову З.Б. о взыскании задолженности по земельному налогу, по апелляционной жалобе административного ответчика Кумыкова З.Б. на решение Прохладненского районного суда КБР от 28 июня 2019 года,
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N по "адрес" Республике (далее налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кумыкову З.Б. о взыскании задолженности по земельному налогу в общем размере "данные изъяты".
Требования мотивированы тем, что Кумыков З.Б. в течение налоговых периодов 2013 -2014 годов являлся собственником трех объектов недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером N по адресу КБР, "адрес"; земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу КБР, "адрес"; земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу КБР, "адрес", и соответственно плательщиком земельного налога.
За 2013 и 2014 годы налоговым органом начислен земельный налог, Кумыкову З.Б. направлено налоговое уведомление N от 25 сентября 2015 года с расчетом земельного налога по земельному участку с кадастровым номером N, расположенного по адресу КБР, "адрес" в размере "данные изъяты" а также перерасчетом земельного налога по земельному участку с кадастровым номером N, расположенного по адресу КБР, "адрес"4 за 2013 год на сумму "данные изъяты", за 2014 год на сумму "данные изъяты", "данные изъяты"; по земельному участку с кадастровым номером N, расположенного по адресу КБР "адрес" ДД.ММ.ГГГГ год на суму "данные изъяты", за 2014 год "данные изъяты", по земельному участку с кадастровым номером N расположенного по адресу КБР, "адрес" ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" "данные изъяты" с указанием о необходимости уплатить начисленные налоги не позднее 6 ноября 2015 года.
В связи с неуплатой налога в установленный срок плательщику выставлено требование N от 23 ноября 2015 года с датой его исполнения - до 11 декабря 2015 года.
Ввиду неисполнения названного требования в установленный срок, на основании заявления налогового органа от 25 ноября 2018 года, мировым судьей судебного участка N Прохладненского судебного района КБР 29 ноября 2018 года вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика указанной выше недоимки. Определением того же судьи от 10 декабря 2018 года судебный приказ отменен на основании возражения должника.
Утверждая, что на дату подачи административного искового заявления административным ответчиком начисленные налоги и пени не уплачены, налоговый орган просил суд взыскать с Кумыкова З.Б. образовавшуюся за ним недоимку по земельному налогу в размере "данные изъяты"
Решением Прохладненского районного суда КБР от 28 июня 2019 года исковые требования ИФНС России N по КБР удовлетворены.
Не согласившись с решением, административный ответчик в своей апелляционной жалобе, ставит вопрос о его отмене и принятии нового - об отказе в удовлетворении заявленных налоговым органом требований.
В жалобе утверждается, что налоговый орган не выполнил свою обязанность по своевременному обращению в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, сроки такого обращения пропущены, и, соответственно, удовлетворению не подлежали в том числе и виду налоговой амнистии по недоимкам, возникшим до 1 января 2015 года.
В возражении на апелляционную жалобу административный истец, указывая на законность и обоснованность принятого судом решения, просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанной Кумыковым Х.Б, посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенного и не явившегося представителя административного истца, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как установлено судом, следует из материалов административного дела и не оспаривалось ответчиком, Кумыков З.Б. в 2013 и 2014 году являлся собственником объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу КБР, "адрес"; земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу КБР, "адрес"; земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу КБР, "адрес", и, соответственно, плательщиком земельного налога
Исходя из положений ч. 1 ст. 408 НК РФ, регламентирующей порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно положениям статей 397, 409 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 29 декабря 2014 г.) земельный налог, налог на имущество физических лиц подлежит уплате в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2013 год для налогоплательщиков физических лиц установлена до 1 октября 2014 года, а за 2014 год до 1 октября 2015 года.
Недоимка по земельному налогу возникает только после неисполнения обязанности по уплате налога в указанный срок, то есть после 1 октября 2014 года и 1 октября 2015 года соответственно.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабрь 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Согласно части 3 статьи 12 этого же федерального закона решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Как следует из исследованного в судебном заседании суд апелляционной инстанции административного дела Nа-1501/2018 от 27 декабря 2018 года, налоговым органом в адрес Кумыкова З.Б. направлялось налоговое уведомление N об уплате, в том числе и, земельного налога по объектам налогообложения: земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу КБР, "адрес"; в размере "данные изъяты"; земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу КБР, "адрес", в размере "данные изъяты" с обязанностью уплаты названных налогов до 20 ноября 2014 года.
Как в налоговом уведомлении N от 25 сентября 2015 года о перерасчете земельного налога за 2013 год, так и в налоговом уведомлении N за тот же налоговый период указаны одни и те же объекты налогообложения, ставки налога и итоговая сумма начисленного земельного налога.
Налоговое законодательство содержит условия изменения сроков уплаты налогов и пени как в заявительном порядке самим налогоплательщиком (статья 61 Налогового кодекса Российской Федерации), так и в иных установленных законом случаях, в том числе налоговым органом.
В абзаце втором пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что в случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
По смыслу налогового законодательства, следует разграничивать понятия "срок уплаты налога" и "дата образования недоимки (задолженности)".
Вопрос разграничения срока уплаты налога и даты образования недоимки по нему, а также установления самого момента возникновения недоимки, является существенным для наличия правовых оснований для применения к спорным правоотношениям положений статьи 12 Федерального закона от 28 декабрь 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Для целей статьи 12 данного федерального закона под подлежащей списанию задолженностью граждан (индивидуальных предпринимателей), образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 года, должны пониматься недоимки по налогам, а также пени и штрафы, известные налоговым органам и подлежащие взысканию на указанный момент времени, но не погашенные полностью или в соответствующей части в течение 2015 - 2017 годов.
Как следует из налогового уведомления N о необходимости уплаты Кумыковым З.Б. земельного налога за 2013 год в срок до 20 ноября 2014 года, налоговому органу - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по КБР было известно о наличии налоговой задолженности до 1 января 2015 года.
Под недоимкой понимается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации), из чего следует, что недоимка по уплате земельного налога возникла (образовалась) на следующий день после наступления названного срока - 21 ноября 2014 года.
Таким образом, перенесенные сроки уплаты земельного налога за 2013 год установленные налоговым уведомлением N от 25 сентября 2015 года не изменяют момент возникновения недоимки по его уплате, который наступает на следующий день после истечения первоначально установленного законом срока для такой уплаты.
При таких обстоятельствах, заявленные налоговым органом исковые требования о взыскании с Кумыкова З.Б, земельного налога подлежали удовлетворению частично: за исключением налога на имущество физических лиц за 2013 год в размере "данные изъяты"
С учетом изложенного, судебная коллегия, полагает решение суда первой инстанции в этой части подлежащим отмене, с принятием по делу в этой части нового решения.
Руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Прохладненского районного суда КБР от 28 июня 2019 года в части взыскания с Кумыкова З.Б. недоимки по земельному налогу за 2013 год в размере "данные изъяты" отменить и принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Кабардино-Балкарской Республике о взыскании с Кумыкова З.Б. задолженности по земельному налогу за 2013 год в размере "данные изъяты" отказать.
Решение Прохладненского районного суда КР от 28 июня 2019 года в части взыскания государственной пошлины изменить, снизив причитающийся с административного ответчика Кумыкова З.Б. ее размер до "данные изъяты".
В остальном решение Прохладненского районного суда КБР от 28 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Кумыкова З.Б. без удовлетворения.
председательствующий: З.У. Савкуев
судьи А.Ж. Вологиров
А.Б. Думаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.