Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М,
судей Абдуллиной Г.А. и Моисеевой Н.Н,
при секретаре судебного заседания Мусиной А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Нурмиева М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Легошиной Е.А, Легошина В.П, Легошина В.В, Легошина О.В. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 7 мая
2019 года, которым постановлено:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Челныстройремонт" удовлетворить.
Взыскать солидарно с Легошина Олега Владимировича, Легошина Виталия Владимировича, Легошина Владимира Павловича, Легошиной Елены Александровны в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Челныстройремонт" задолженность по жилищно-коммунальным услугам за период с 01 сентября 2015 года по 31 марта
2016 года в сумме 61618 рублей 15 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2048 рублей 56 копеек.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Легошина В.П, Легошина О.В, Легошиной Е.А. и её представителя Тимофеева А.Н, поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО "УО "Челныстройремонт" обратилось к Легошину О.В, Легошину В.В, Легошину В.П, Легошиной Е.А. с иском о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. В обоснование требований указано, что ответчики на условиях договора социального найма проживают в квартире по адресу "адрес". Ответчики не в полном объёме исполняют обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги; их задолженность за период с 1 сентября 2015 года по 31 марта 2016 года составляет 61618 руб. 15 коп. После уточнения требований истец просил взыскать с ответчиков указанную сумму.
Представитель истца ООО "УО "Челныстройремонт" Вильданова Д.Р. в суде первой инстанции просила иск удовлетворить.
Ответчики Легошина Е.А, Легошин О.В, Легошин В.П. в суде первой инстанции иск не признали.
Ответчик Легошин В.В, представитель третьего лица ООО "ЕРЦ - "Татэнергосбыт" в суд первой инстанции не явились.
Суд первой инстанции иск удовлетворил, приняв решение в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчики просят решение суда отменить и принять новое решение, которым в иске отказать. Апеллянты полагают, что истец вопреки действующему законодательству произвёл начисления по оплате за электроэнергию по показаниям неисправного индивидуального прибора учёта. Податели жалобы отмечают, что иные платежи, помимо указанных начислений по оплате за электроэнергию, производились ими в полном объёме.
Представитель истца ООО "УО "Челныстройремонт", ответчик Легошин В.В, представитель третьего лица ООО "ЕРЦ - "Татэнергосбыт" в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
С учётом отсутствия сведений о наличии уважительных причин для их неявки судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим изменению.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу положений пунктов 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Согласно положениям части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в юридически значимый период) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счёт собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Согласно положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчёте платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учёта используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учёта, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По делу установлено, что ответчики Легошин О.В, Легошин В.В, Легошин В.П, Легошина Е.А. зарегистрированы в квартире по адресу
"адрес"; указанное помещение было предоставлено Легошиной Е.А. по ордеру от 31 июля
1989 года.
Сторонами не оспаривалось, что в юридически значимый период до
1 апреля 2016 года управление указанным многоквартирным домом осуществлялось истцом ООО "УО "Челныстройремонт".
Согласно представленной истцом справке по лицевому счёту в период с
1 сентября 2015 года по 31 марта 2016 года ответчики ненадлежащим образом исполняли обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции согласился с представленным истцом расчётом и указал, что размер задолженности ответчиков за указанный период составляет 61618 руб. 15 коп.
С указанным выводом судебная коллегия согласиться не может.
Из материалов дела следует, что в сентябре 2015 года истец произвёл ответчикам начисления по оплате за потреблённую электроэнергию в общем размере 58719 руб. 27 коп. Возражая против иска, ответчики указывали на необоснованность названного начисления, соглашаясь с расчётом истца в остальной части. Следовательно, предметом судебной оценки является правомерность начислений по оплате за электроэнергию, потреблённую ответчиками в сентябре 2015 года.
Из представленных счёт-квитанций следует, что в мае 2015 года совокупное (дневное и ночное) потребление электроэнергии в квартире ответчиков составило 2 кВт·ч, в июне 2015 года - 3 кВт·ч, в июле 2015 года -
1 кВт·ч, в августе 2015 года - 2 кВт·ч. Направляя ответчикам счёт-квитанцию в октябре 2015 года, истец исходил из того, что в сентябре 2015 года потребление электроэнергии в их квартире составило свыше 18000 кВт·ч (л.д. 32-36).
Обосновывая исковые требования, истец указывал, что оспариваемые начисления были произведены после снятия сотрудниками управляющей организации показаний индивидуального прибора учёта электроэнергии, установленного в квартире ответчиков.
Вместе с тем такие начисления могут быть признаны законными только в случае соблюдения истцом установленного законом порядка проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях приборов учёта.
Согласно положениям пункта 82 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) исполнитель обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введённых в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта и распределителей, факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта и распределителей путём сверки их с показаниями соответствующего прибора учёта на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учёта и распределителей осуществляют потребители).
В силу пункта 83 указанных Правил (в редакции, действовавшей до
1 января 2017 года) проверки, указанные в пункте 82 тех же Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учёта расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 6 месяцев.
Согласно положениям пункта 85 названных Правил (в той же редакции) проверка, указанная в пункте 82 Правил, если для её проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учёта;
б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;
в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте "б" названного пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подпункте "а" указанного пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте "б" названного пункта;
г) исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом "б" или "в" указанного пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами;
д) если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо 2 и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение в согласованные потребителем дату и время и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учёта. Акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учёта, расположенным в жилом или в нежилом помещении потребителя, подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами. В акте указываются дата и время прибытия исполнителя для проведения проверки, причины отказа потребителя в допуске исполнителя к приборам учёта (если потребитель заявил исполнителю о таких причинах), иные сведения, свидетельствующие о действиях (бездействии) потребителя, препятствующих исполнителю в проведении проверки. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта потребителю;
е) исполнитель обязан в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учёта, заявления о готовности допустить исполнителя в помещение для проверки провести проверку, составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.
Истцом не предоставлено доказательств того, что начисления были произведены в соответствии с указанной процедурой. На запрос суда апелляционной инстанции истец сообщил об уничтожении акта проверки показаний прибора учёта; при этом истец также сообщил, что сведений о проверках достоверности представленных потребителями сведений о показаниях приборов учёта расхода электроэнергии не имеется.
Вместе с тем при рассмотрении дела ответчики указывали, что летом 2015 года проживали на даче и приезжали в квартиру около одного раза в месяц; осенью 2015 года они обнаружили, что на табло электронного прибора учёта электроэнергии появилось много цифр, в связи с чем обратились к истцу с заявлением о замене указанного прибора. Истец признал факт неисправности прибора учёта и заменил его в ноябре 2015 года, после возвращения ответчиков в квартиру.
Приведённые пояснения ответчиков соответствуют материалам дела.
Так, из копий актов замены индивидуального прибора учёта от 20 ноября
2015 года и от 23 ноября 2015 года следует, что индивидуальный прибор учёта, из показаний которого истец исходил при определении размера начислений, был заменён в связи с его неисправностью. Также ответчиками представлена справка СНТ " "данные изъяты"" - ПО об их проживании на территории указанного Товарищества с июня 2015 года по 31 октября 2015 года.
Судебная коллегия отмечает, что до замены прибора учёта его показания и факт потребления ответчиками электроэнергии в размере до 3 кВт·ч в месяц истцом под сомнение не ставились. При этом истцом не представлено доказательств реальной возможности потребления ответчиками электроэнергии в столь значительном размере (как было указано - свыше 18000 кВт·ч).
При таких обстоятельствах начисление истцом платы за потреблённую электроэнергию, исходя из показаний названного неисправного прибора учёта, является неправомерным.
В соответствии с положениями пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчётные периоды, указанные в пункте 59 названных Правил, определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 указанных Правил.
Согласно положениям подпункта "а" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг в случае выхода из строя или утраты ранее введённого в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учёта либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчётный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса потребителем, определённого по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объёма потребления), а если период работы прибора учёта составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учёта, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчётного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлён учёт коммунального ресурса путём введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учёта, но не более 3 расчётных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчётных периодов подряд для нежилого помещения.
Таким образом, спорные начисления по электроэнергии за сентябрь
2015 года должны были быть произведены из среднемесячного объёма потребления.
Определяя размер задолженности ответчиков, судебная коллегия исходит из следующего.
Из представленной истцом справки следует, что в спорный период
(с 1 сентября 2015 года по 31 марта 2016 года) общий размер начислений составил 95692 руб. 46 коп. В последующем истец исключил задолженность по взносам на капитальный ремонт в размере 2275 руб. 90 коп. Соответственно, начисления истца составили 93416 руб. 56 коп.
Начисления по электроэнергии за сентябрь 2015 года составили
58719 руб. 27 коп. За вычетом указанной суммы начисления за спорный период составили 34697 руб. 29 коп.
За тот же период ответчиками внесено 31798 руб. 41 коп.; соответственно, их задолженность без учёта начислений по оплате за электроэнергию за сентябрь 2015 года составила 2898 руб. 88 коп.
С учётом указанных начислений, рассчитанных в соответствии с положениями подпункта "а" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг, задолженность ответчиков составит 2906 руб. 24 коп.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению в части определения размера взысканной с ответчиков суммы, а также судебных расходов.
Поскольку в остальной части вынесенное судом решение сторонами не обжалуется, то его законность и обоснованность в силу положений частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются предметом проверки судебной коллегии.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 199, п. 2 ст. 328, ст. 329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 7 мая 2019 года по данному делу изменить.
Взыскать солидарно с Легошина Олега Владимировича, Легошина Виталия Владимировича, Легошина Владимира Павловича, Легошиной Елены Александровны в пользу ООО "Управляющая организация "Челныстройремонт" 3871 руб. 68 коп. задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, 400 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.