Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Нурмиева М.М,
судей Абдуллиной Г.А, Калимуллина Р.Я,
при секретаре судебного заседания Мусиной А.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиАбдуллиной Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя исполнительного комитета Верхнекибякозинского сельского поселения Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан на решение Тюлячинского районного суда Республики Татарстан от 13 июня 2019 года, которым постановлено:
Исковое заявление удовлетворить.
Признать бездействия Исполнительного комитета муниципального образования "Верхнекибякозинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" по неисполнению требований санитарного законодательства, по необеспечению условий, необходимых для организации подачи холодного водоснабжения, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, незаконным.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования "Верхнекибякозинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарно- эпидемиологическим требованиям в населенных пунктах "адрес", в срок до 1 июня 2021 года.
Обязать Исполнительный комитет муниципального образования "Верхнекибякозинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до 31 декабря 2019 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения ИКМО "Верхнекибякозинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" - Емельянова Ю.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Территориальный отдел Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) в Сабинском, Мамадышском, Кукморском, Тюлячинском районах в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с требованиями к ИКМО "Верхнекибякозинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" о признании бездействий незаконным и обязании устранить выявленные нарушения санитарного законодательства.
В обоснование требований указано, что во исполнение части 5 статьи 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) Сабинском, Мамадышском, Кукморском, Тюлячинском районах в адрес ИКМО "Верхнекибякозинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" было направлено уведомление о показателях проб питьевой воды не соответствующих требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", отобранных в 2016 году в ходе государственного санитарно-эпидемиологического надзора за качеством питьевой воды водопроводных систем и сооружений централизованного водоснабжения.
На основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой проверки органа местного самоуправления N33/27-п/в-ОМС от 20 апреля 2018 года была проведена плановая проверка ИКМО "Верхнекибякозинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан", в ходе которой были обнаружены многочисленные нарушения, требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Согласно экспертному заключению N4366 от 4 июня 2018 года вода питьевая из распределительной сети села Максабаш, вода из колонки села Трюк-Тямти (скважина N9) не соответствуют требованиям пункта 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
С целью устранения выявленных нарушений, обнаруженных в ходе плановой проверки, в отношении ИКМО "Верхнекибякозинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор N33/27-п/в от 4 июня 2018 года.
Согласно письму руководителя ИКМО "Верхнекибякозинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" установлено, что санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не оформлено, не обеспечено соответствие качества питьевой воды в скважине села Максабаш, в скважине N9 села Трюк-Тямти санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Оспариваемые действия ИКМО "Верхнекибякозинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" касаются неопределенного круга лиц, а именно - любых лиц, являющихся потребителями питьевой воды, не соответствующей требованиям санитарных норм и правил, подаваемой подземными источниками водоснабжения населению, проживающему в жилых домах в населенных пунктов Максабаш, Трюк-Тямти Тюлячинского района Республики Татарстан.
На основании изложенного истец, уточнив требования, просил суд признать бездействия Исполнительного комитета муниципального образования "Верхнекибякозинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" по неисполнению требований санитарного законодательства, по необеспечению условий, необходимых для организации подачи холодного водоснабжения, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, незаконным, возложить обязанность на ИКМО "Верхнекибякозинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям в населенных пунктах села Максабаш, села Трюк-Тямти Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан, в срок до 1 июня 2021 года и оформить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование водного объекта в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до 31 декабря 2019 года.
В заседании суда первой инстанции представитель истца территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) в Сабинском, Мамадышском, Кукморском районах Марданов З.З. иск поддержал.
Представитель ответчика ИКМО "Верхнекибякозинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" Махмутов Ф.Р. иск не признал указав, что в 2019 году на данные цели не были выделены денежные средства.
Суд первой инстанции иск удовлетворил, приняв решение в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ИКМО Верхнекибякозинского сельского поселения Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан просит решение суда отменить, отказав в удовлетворении требований истца.
В жалобе указано, что судом первой инстанции не приняты во внимание доводы ответчика о том, что вопросы по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения не является вопросами местного значения сельского поселения. Более того истцом, в обоснование своих требований, представлены протоколы лабораторных исследований за 2015-2018 годы, при этом отсутствуют сведения за 2019 год. При этом судом оставлены без внимания доводы ответчика о частичном исполнении ранее выданных предписаний. Также судом не указано какие именно действия следует предпринять ответчику для исполнения решения суда, в том числе судом первой инстанции не указаны по каким населенным пунктам следует оформить санитарно-эпидемиологическое заключение.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно статье 19 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно пункту 1 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года N 24 утверждены санитарные правила "СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", в соответствии с которыми установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. Санитарные правила разработаны на основании Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании и Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации.
Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой воды, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
Согласно пунктам 3.4, 3.4.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение.
Судом первой инстанции установлено, что на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой проверки органа местного самоуправления N33/27-п/в-ОМС от 20 апреля 2018 года была проведена плановая проверка ИКМО "Верхнекибякозинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан", в ходе которой были обнаружены многочисленные нарушения, требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно протоколам лабораторных исследований аккредитованного испытательного лабораторного центра филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" в Сабинском, Кукморском, Мамадышском районах N5176/С от 18 июня 2015 года, N5530/С от 8 июня 2016 года, 7112С от 22 мая 2018 года, установлено, что питьевая вода из распределительной сети села Максабаш, из колонки села Трюк-Тямти (скважина N9) Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" по концентрации жесткости общей.
Согласно экспертному заключению N4366 от 4 июня 2018 года вода питьевая из распределительной сети села Максабаш, вода из колонки села Трюк-Тямти (скважина N9) не соответствуют требованиям пункта 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
С целью устранения выявленных нарушений обнаруженных в ходе плановой проверки, в отношении ИКМО "Верхнекибякозинское сельское поселение Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан" выдано предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор N33/27-п/в от 4 июня 2018 года.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку несоблюдение ответчиком вышеупомянутых требований закона и санитарных правил, обязательных для исполнения при организации подачи воды, создает угрозу здоровью неопределенного круга лиц.
Обстоятельства, на которые ссылался Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, ответчиком надлежащими доказательствами не опровергнуты, наличие выявленных фактов нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению ответчиком в апелляционной жалобе не оспаривается.
В соответствии со статьями 4, 7 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасной для жизни и здоровья потребителя, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни, здоровья потребителей окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей являются обязательными и устанавливаются законом. Если предусмотрены обязательные требования к работе (услуге), исполнитель обязан передать выполнить работу (оказать услугу), соответствующую этим требованиям.
Выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм непосредственно затрагивают права и законные интересы населения, проживающего в селах Максабаш и Тюрк-Тямти Тюлячинского района Республики Татарстан, на благоприятную окружающую среду, в связи с чем создается угроза возникновения и распространения инфекционной и неинфекционной заболеваемости людей.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по устранению выявленных нарушений.
Доводы жалобы о том, что вопросы по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения не является вопросами местного значения сельского поселения, судебной коллегией отклоняются ввиду их несостоятельности, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Доводы жалобы о том, что истцом в обоснование своих требований представлены протоколы лабораторных исследований за 2015-2018 годы, при этом отсутствуют сведения за 2019 год, вместе с тем судом оставлены без внимания доводы ответчика о частичном исполнении ранее выданных предписаний, также не могут быть приняты во внимание судебной коллегии, поскольку ответчиком в опровержение доводов истца не представлено доказательств приведения качества воды в соответствии с установленными требованиями закона. Напротив, из материалов дела и пояснения ответчика, следует, что в настоящее время нарушения не устранены и для их устранений ответчику требуется больше времени.
Доводы жалобы о том, что судом не указано какие именно действия следует предпринять ответчику для исполнения решения суда, в том числе судом первой инстанции не указаны по каким населенным пунктам следует оформить санитарно-эпидемиологическое заключение, судебной коллегией отклоняются, поскольку опровергаются материалами дела. Кроме того, в случае неясности исполнения решения суда, ответчик не лишен права обратиться в суд за его разъяснением.
В целом доводы жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, которые должным образом исследованы и оценены судом первой инстанции, в связи с чем не могут являться основанием к отмене оспариваемого решения.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда первой инстанции, все обстоятельства, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, которым дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 199, частью 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тюлячинского районного суда Республики Татарстан от 13 июня 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя исполнительного комитета Верхнекибякозинского сельского поселения Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.