Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Новосельцева С.В, Сахиповой Г.А,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Ханышова Э.О. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 06 июня 2019 года, которым постановлено:
иск Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" к Ханышову Э.О. о взыскании задолженности по пособию по уходу за ребенком удовлетворить частично.
Взыскать с Ханышова Э.О. в пользу Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" задолженность по пособию по уходу за ребенком до полутора лет в размере 32975 рублей 62 копеек.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Ханышова Э.О. в доход бюджета муниципального образования города Набережные Челны государственную пошлину в размере 1189 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" Ячменевой Ю.Ю, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственное казенное учреждение "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" (далее по тексту - ГКУ "Республиканский центр материальной помощи") обратилось в суд с иском к Ханышову Э.О. о взыскании переплаты за выплаченное единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет.
В обоснование своих исковых требований истец указал, что Ханышов Э.О. являлся получателем мер социальной поддержки в виде единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет на сына Ханышова Р.Э, "дата" года рождения. На основании Федерального закона от 19 мая 1995 года
N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" "дата" по предоставленному пакету и личному заявлению Ханышова Э.О. ему было назначено и выплачено единовременное пособие при рождении ребенка в размере 13087 рублей 61 копейки, а также с "дата" по "дата" назначено и начислено единовременное пособие по уходу за ребенком до полутора лет. В январе 2019 года при обращении Ханышова Э.О. по вопросу назначения единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком на второго ребенка - дочь ФИО, "дата" года рождения, ответчик представил документы, подтверждающие факт его трудоустройства у индивидуального предпринимателя ФИО в период с "дата" по "дата". Однако при назначении единовременного пособия при рождении на ребенка в январе 2014 года и пособия по уходу за ребенком до полутора лет в августе 2014 года ответчик предоставил объяснительную о том, что не занимается трудовой деятельностью. В связи с этим, в январе 2019 года был произведен перерасчет единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в результате которого была установлена переплата пособия в общей сумме 58946 рублей 38 копеек. В связи с изложенным истец просил суд взыскать с ответчика данную переплату, состоящую из единовременного пособия при рождении ребенка в размере 13087 рублей 61 копейки и ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет за период с "дата" по "дата" в размере 45858 рублей 94 копеек.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал.
Ответчик и его представитель в судебном заседании иск не признали.
Судом вынесено решение о частичном удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе он приводит те же доводы, что и в обоснование своей позиции в суде первой инстанции, выражая несогласие с выводами суда о наличии правовых оснований для взыскания с него неправомерно полученной суммы пособия по уходу за ребенком до достижения им полутора лет.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился, явку своего представителя не обеспечил.
Представитель истца - Ячменева Ю.Ю. с жалобой не согласилась, просила в ее удовлетворении отказать.
Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" устанавливаются следующие виды государственных пособий:
пособие по беременности и родам;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении ребенка;
ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
пособие на ребенка;
единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной настоящим Федеральным законом. Порядок предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий, определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.
Межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В силу пункта 27 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, проходящим военную службу по контракту либо службу в органах, указанных в подпункте "в" пункта 29 настоящего Порядка, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы).
В случае, если оба родителя либо лицо, их заменяющее, не работают (не служат) либо обучаются по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) одного из родителей, либо лица, его заменяющего.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее также -Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ) одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Как установлено судом и следует из материалов дела, "дата" по предоставленному пакету и личному заявлению Ханышову Э.О. было назначено и выплачено единовременное пособие при рождении ребенка в размере 13087 рублей 61 копейки, а также с "дата" по "дата" назначено и начислено единовременное пособие по уходу за ребенком до полутора лет.
В январе 2019 года при обращении Ханышова Э.О. по вопросу назначения единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком на второго ребенка - дочь ФИО, "дата" года рождения, ответчик представил документы, подтверждающие факт его трудоустройства у индивидуального предпринимателя ФИО в период с "дата" по "дата".
Вместе с тем, при назначении единовременного пособия при рождении на ребенка в январе 2014 года и пособия по уходу за ребенком до полутора лет в августе 2014 года ответчик предоставил объяснительную о том, что не занимается трудовой деятельностью.
В связи с этим, в январе 2019 года истцом был произведен перерасчет единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в результате которого была установлена переплата истцу пособия в общей сумме 58946 рублей 38 копеек.
В связи с выявлением факта переплаты ответчику денежных средств и полагая, что данная переплата возникла по вине Ханышова Э.О, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд, исходя из установленных по делу обстоятельств и закона, подлежащего применению к возникшим между сторонами правоотношениям, исходя из наличия доказательств образования переплаты ввиду представления ответчиком недостоверных сведений, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебная коллегия, соглашаясь с таким выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы ответчика несостоятельными, исходя из следующего.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.
В силу пункта 85 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" суммы пособий, излишне выплаченные получателям вследствие представления ими документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право получения пособий или на исчисление их размеров, возмещаются этими получателями, а в случае спора - взыскиваются в судебном порядке.
Суммы пособий, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего пособие, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.
В силу части 4 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Аналогичные положения содержатся также и в части 2 статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", согласно которой излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).
Учитывая приведенные выше законоположения, для возложения на гражданина обязанности по возврату излишне выплаченных сумм пособия по уходу за ребенком необходимо доказать наличие его вины.
Как следует из представленных в деле документов, в том числе из трудовой книжки ответчика, в период с "дата" года по "дата" года Ханышов Э.О. не работал. В период с "дата" по "дата" - был трудоустроен у индивидуального предпринимателя ФИО
В то же время при назначении единовременного пособия при рождении на ребенка в январе 2014 года и пособия по уходу за ребенком до полутора лет в "дата" года ответчиком была представлена объяснительная о том, что не занимается трудовой деятельностью. Таким образом сведения о трудовой деятельности были скрыты Ханышовым Э.О. и истцу изначально была предоставлена недостоверная информация.
При изложенных данных суд обоснованно пришел к верному выводу о том, что переплата по выплате пособия произошла по вине ответчика. Вместе с тем, суд правильно установилразмер переплаты, исходя из периода работы ответчика, указав, что в период с "дата" по "дата" Ханышов Э.О. не работал, в связи с чем имел право на получение социальных выплат.
Таким образом, при разрешении спора судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, то основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не дал надлежащей оценки тому обстоятельству, что работодатель ответчика в период его работы не выплачивал страховых взносов за Ханышова Э.О. отклоняется судебной коллегией за несостоятельностью, поскольку в рассматриваемом случае определяющим является факт осуществления получателем указанного пособия трудовой деятельности.
В целом доводы апелляционной жалобы представителя истца не опровергают выводов суда и не содержат оснований к отмене решения, поскольку по своей сути направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, для чего достаточных оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 06 июня 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ханышова Э.О. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.