Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Гаянова А.Р,
судей Гиниатуллиной Ф.И, Мелихова А.В,
при секретаре судебного заседания Рыбушкиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" Ячменевой Ю.Ю. на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 25 июня 2019 года, которым постановлено:
исковые требования Закировой А.К. к Государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" о признании незаконным решения об отказе в назначении социальной выплаты, признании права на социальную выплату, признании факта проживания в сельской местности удовлетворить;
признать факт постоянного проживания Закировой А.К. на дату рождения третьего ребенка более трех лет по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, село Усады, ул. ДСУ, дом 5а, квартира 6;
признать незаконным решение отделения N 25 Республиканского центра материальной помощи Лаишевского муниципального района, оформленное письмом от 14 декабря 2018 года N578, об отказе в принятии у Закировой А.К. документов и назначении единовременной выплаты в размере 100 000 рублей, предусмотренной женщинам в возрасте до 29 лет, постоянно проживающим в сельской местности в Республике Татарстан на дату обращения не менее трех лет, при рождении третьего ребенка;
обязать Государственное казенное учреждение "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" выплатить Закировой А.К. единовременную выплату в размере 100 000 рублей, предусмотренную женщинам в возрасте до 29 лет, постоянно проживающим в сельской местности в Республике Татарстан на дату обращения не менее трех лет, при рождении третьего ребенка;
взыскать с государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в пользу Закировой А.К. 300 рублей в возврат госпошлины;
по вступлению решения в законную силу выдать Закировой А.К. справку на возврат излишне уплаченной госпошлины в сумме 3200 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат) Ячменевой Ю.Ю, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Закировой А.К, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Закирова А.К. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" (далее - Центр материальной помощи) о признании незаконным решения об отказе в назначении социальной выплаты, признании права на социальную выплату, признании факта проживания в сельской местности.
В обоснование исковых требований указано, что постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 2018 года N 67 предусмотрено, что в целях усиления мер по повышению рождаемости в Республике Татарстан женщинам в возрасте до 29 лет, постоянно проживающим в сельской местности, поселках городского типа на территории Республики Татарстан на дату обращения не менее трех лет, при рождении третьего ребенка выплачивается единовременная выплата в размере 100 000 рублей.
В связи с тем, что истец с 2014 года постоянно проживает в сельской местности и до 29 лет родила троих детей, она обратилась в отделение N25 Республиканского центра материальной помощи Лаишевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о назначении единовременной выплаты в размере 100 000 рублей, предусмотренной вышеуказанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан.
В назначении единовременной выплаты истцу было отказано со ссылкой на то, что истец зарегистрирована проживающей в городе Казани по "адрес", то есть не относится к гражданам, проживающим в сельской местности.
С отказом истец не согласна, указывает, что сам факт регистрации в г. Казани не лишает её права на вышеуказанную единовременную выплату, поскольку сам факт регистрации не порождает каких-либо прав и обязанностей, а конкретное место жительства может быть установлено судом в ходе разбирательства дела.
В этой связи она просила признать незаконным решение отделения N25 Республиканского центра материальной помощи Лаишевского муниципального района, оформленное письмом от 14 декабря 2018 года N578, об отказе в принятии у неё документов и назначении единовременной выплаты в размере 100 000 рублей. Также истец просила обязать ответчика предоставить указанную социальную выплату и признать факт постоянного проживания на дату рождения третьего ребенка по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, село "адрес".
В судебном заседании истец поддержала исковые требования.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на недоказанность проживания истца в сельской местности и наличие у истца постоянной регистрации в г.Казани.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что Закирова А.К. и ее дети не зарегистрированы на территории Столбищенского сельского поселения, факт проживания не установлен, поскольку отсутствует регистрация. Кроме того, истец является получателем мер социальной поддержки в отделении Республиканского центра в Приволжском районе города Казани.
Поскольку истец зарегистрирован и проживает в городе Казани, пользуется мерами социальной поддержки в городе Казани по месту регистрации, соответственно не может претендовать на меры социальной поддержки для женщин, проживающих в сельской местности.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, устанавливая дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, а также условия и порядок их предоставления.
В целях усиления мер по повышению рождаемости в Республике Татарстан Кабинетом Министров Республики Татарстан 9 февраля 2018 года принято постановление N 67 "О единовременной выплате женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, поселках городского типа, при рождении ребенка".
Указанным постановлением установлена единовременная выплата в размере 100 000 рублей женщинам в возрасте до 29 лет, постоянно проживающим в сельской местности, поселках городского типа на территории Республики Татарстан на дату обращения не менее трех лет, при рождении третьего ребенка.
В целях реализации данного Постановления было утверждено Положение о порядке предоставления единовременной выплаты женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, поселках городского типа, при рождении ребенка (далее - Положение).
На основании пункта 8 Положения отделение центра в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о назначении единовременной выплаты при рождении ребенка со всеми необходимыми документами принимает решение о назначении единовременной выплаты при рождении ребенка либо об отказе в ее назначении и уведомляет заявителя о принятом решении указанным им в заявлении способом (смс-сообщением, электронной почтой. По письменному запросу гражданина решение о назначении единовременной выплаты при рождении ребенка или об отказе в его назначении оформляется в письменном виде.
В указанном Положении установлено, что под сельской местностью понимаются села, деревни, поселки, населенные пункты иного вида, не относящиеся к категории городских населенных пунктов.
Материалами дела установлено, что Закирова А.К, "дата" года рождения, в возрасте до 29 лет родила троих детей, что подтверждается свидетельствами о рождении (сыновья ФИО3, ФИО3, дочь ФИО4, л.д. 36, 37, 38).
С 23 сентября 2003 года истец имеет постоянную регистрацию по адресу: г.Казань, "адрес", данная квартира находится в общей долевой собственности истца, ФИО1 и ФИО2, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
На основании договора социальной ипотеки от 30 января 2012 года N1659005820, договора целевого денежного займа на приобретение жилья от 6 июня 2013 года N 1659005820/з, протокола участия, выбора и передачи "будущей собственной квартиры" гражданина от 14 июня 2014 года семья истца в составе её самой, супруга и двоих несовершеннолетних детей приобрела в общую долевую собственность квартиру по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, село "адрес" (по 1/4 доле в праве), право собственности зарегистрировано 25 августа 2015 года, что подтверждается выпиской из государственного реестра недвижимости.
Закирова А.К. обратилась в отделение N25 Республиканского центра материальной помощи Лаишевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о назначении предусмотренной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 2018 года N67 единовременной выплаты в размере 100 000 рублей.
Ей было отказано в назначении выплаты со ссылкой на то, что истец имеет регистрацию по адресу: г.Казань, "адрес", в связи с чем не относится к гражданам, проживающим в сельской местности, о чем истец проинформирована письмом заведующей отделения от 14 декабря 2018 года N578.
Согласно рапорту участкового уполномоченного полицейского отдела МВД России по Лаишевскому району от 20 июня 2019 года, истец Закирова А.К. с супругом и тремя детьми с 2014 года проживают по адресу: село "адрес", заявлений, жалоб от соседей не поступало, семья характеризируется положительно.
Из содержания бытовой характеристики участкового уполномоченного полицейского отдела полиции N9 "Сафиуллина" Управления МВД России по г.Казани от 24 июня 2019 года следует, что по адресу: г.Казань, "адрес" проживает ФИО1 совместно с сыном ФИО2, в быту характеризируется удовлетворительно.
Таким образом, по адресу регистрации истец не проживает, в квартире на "адрес", в которой истец зарегистрирована, проживают ФИО1 и ФИО2
В медицинской документации на дочь истца ФИО4, "дата" года рождения, её домашним адресом указана квартира по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, село "адрес" (л.д. 87-91).
Согласно правке врача от 12.03.2019 сын истицы ФИО3, "дата", находился под наблюдением педиатра Столбищенской врачебной лаборатории (Лаишевский район Республики Татарстан) с марта 2015 г. по марта 2018 г. (л.д.93).
Допрошенные в качестве свидетелей ФИО5 и ФИО6 (соседи истицы, проживающие с ней в одном многоквартирном доме в селе "адрес" Лаишевского района Республики Татарстан) подтвердили, что истец с семьей проживает по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, село "адрес".
Разрешая спор, суд первой инстанции, основываясь на правильном толковании и применении действующего законодательства, верно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку в данном случае имеются правовые основания для удовлетворения настоящего иска.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции не могут повлечь за собой отмену принятого решения.
C 2014 года Закирова А.К. с супругом проживают в принадлежащей им на праве собственности квартире по адресу: Республика Татарстан, Лаишевский муниципальный район, село "адрес". "адрес" относятся к сельской местности.
"дата" истец родила третьего ребенка. На дату рождения ребенка истец не достигла возраста 29 лет.
В связи с тем, что истец с 2014 года постоянно проживает в сельской местности и до 29 лет родила троих детей, она обратилась в отделение N25 Республиканского центра материальной помощи Лаишевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о назначении единовременной выплаты в размере 100 000 рублей, предусмотренной вышеуказанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан.
Представленные в материалах дела доказательства в виде свидетельства о праве собственности истца и членов её семьи на квартиру в селе Усады, рапорт сотрудника полиции о том, что истец с семьей с 2014 года постоянно проживает в селе "адрес", бытовая характеристика сотрудника полиции, из которой следует, что истец по адресу регистрации в г.Казани не проживает, показания свидетелей, а также медицинские документы на детей истца в совокупности подтверждают факт постоянного проживания истца в сельской местности не менее трех лет на дату обращения за единовременной выплатой.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что, исходя из совокупности вышеуказанных доказательств, факт постоянного проживания истца не менее трех лет в сельской местности на дату обращения за выплатой доказан.
Поскольку истец в возрасте до 29 лет родила троих детей, на дату обращения не менее трех лет проживала в сельской местности, то она подпадает под категорию женщин, которым в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 2018 года N67 полагается единовременная выплата в размере 100 000 рублей при рождении третьего ребенка.
При этом Закирова А.К. обращалась в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 2018 года N 67 "О единовременной выплате женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, поселках городского типа, при рождении ребенка", а также абзацем первым пункта 1, абзацем первым пункта 6 и абзацем шестым пункта 7 Положения о порядке предоставления единовременной выплаты женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, поселках городского типа, при рождении ребенка, утвержденного данным постановлением. В обоснование ссылалась на то, что отсутствие у неё регистрации в квартире в селе "адрес" Республики Татарстан послужило основанием для отказа в назначении ей рассматриваемой единовременной выплаты при рождении у нее в 2018 году третьего ребенка
Постановлением Конституционного суда Республики Татарстан от 16 апреля 2019 года пункт 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 февраля 2018 года N 67 "О единовременной выплате женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, поселках городского типа, при рождении ребенка", а также абзац первый пункта 1, абзац первый пункта 6 и абзац шестой пункта 7 Положения о порядке предоставления единовременной выплаты женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, поселках городского типа, при рождении ребенка, утвержденного данным постановлением, признан соответствующими Конституции Республики Татарстан.
В указанном постановлении разъяснено, что Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П; Определение от 6 октября 2008 года N 619-О-П).
В постановлении Конституционного суда Республики Татарстан от 16 апреля 2019 года также указано, что Верховный Суд Российской Федерации в своей правоприменительной практике также обращал внимание на то, что из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 2 и 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительство" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года). Исходя из этого, постоянное проживание гражданина в сельской местности, как обязательное условие для предоставления ему единовременной выплаты при рождении ребенка, может быть подтверждено не только сведениями о его регистрации по месту жительства, но и решением суда, устанавливающим данный факт.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия находит, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом внимания суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных участниками процесса доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Сама по себе иная оценка подателем жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, обжалуемое судебное постановление мотивировано, вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права на основании представленных сторонами по делу доказательств, которым судом дана оценка в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 25 июня 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного казенного учреждения "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" Ячменевой Ю.Ю. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.