Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гаянова А.Р,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Мелихова А.В,
при секретаре судебного заседания Галиевой Р.Р,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Рахматуллина Р.И. на решение Авиастроительного районного суда города Казани от 08 июля 2019 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Рахматуллина Рауфа Ибрагимовича к ГУ - Управление Пенсионного фонда в Авиастроительном районе города Казани о включении в страховой стаж периодов трудовой деятельности отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца Рахматуллина Р.И. в поддержку жалобы, представителя ответчика - Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Авиастроительном районе города Казани - Хайдарзяновой Г.А, полагавшей принятое по делу решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рахматуллин Р.И. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Авиастроительном районе города Казани о включении в страховой стаж периода работы и перерасчете размера страховой пенсии.
В обоснование требований указал, что является получателем страховой пенсии по старости. При назначении ему пенсии ответчиком не учтен стаж работы в несовершеннолетнем возрасте в совхозе "Правда" Алькеевского района Татарской АССР с 15 мая 1968 года по 24 октября 1972 года. В удовлетворени его заявления о включении данного периода работы в страховой стаж и перерасчете, в связи с этим, размера пенсии истцу было отказано. Решением Авиастроительного районного суда города Казани от 23 мая 2019 года признан факт, что архивная справка N 298-209/с от 26 марта 2019 года, выданная на ИК Алькеевского муниципального района имя "Рахматуллина Рауфа И.", принадлежит ему - Рахматуллину Рауфу Ибрагимовичу, "дата" рождения. Своим решением суд обязал Пенсионный орган принять данную справку для расчета размера пенсии. При этому, истец полагает, что при расчете размера пенсии в страховой стаж необоснованно не включен период учебы в ССПТУ N 5 с 18 ноября 1968 года по 18 ноября 1969 года.
На основании изложенного истец просил, возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Авиастроительном районе города Казани обязанность произвести перерасчет страховой пенсии истца, включив в страховой стаж период обучения в ССПТУ N 5 с 18 ноября 1968 года по 18 ноября 1969 года.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.
Представитель ответчика иск не признал, просил отказать в удовлетворении исковых требований, пояснив, что при назначении пенсии истцу был выбран наиболее выгодный для него вариант.
Суд в удовлетворении иска отказал и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене принятого по делу решения, указывая, что отсутствие сведений о его заработной плате в период обучения не должно нарушать его право на пенсию.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Представитель ответчика просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, полагая принятое по делу решение законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" расчет размера страховой пенсии по старости, осуществляется с применением индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов), рассчитываемых: за период работы до 01 января 2002 года - по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", за период работы с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года - по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", за период работы с 01 января 2002 года по 31 декабря 2014 года - по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что Рахматуллин Р.И. с 2011 года является получателем пенсии по старости. С 18 ноября 1968 года по 18 ноября 1969 года истец обучался в ССПТУ N5 по профессии "Тракторист машинист широкого профиля" "данные изъяты".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что при назначении пенсии права истца нарушены не были.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях, вступившего в силу 01 января 2002 года, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на указанную дату производится путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по формуле, в которую включено понятие расчетного размера трудовой пенсии.
В силу пункта 2 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установлены пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В силу пунктов 3, 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. В названных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами.
При этом в пунктах 3 и 4 Закона о трудовых пенсиях приведен разный перечень периодов, которые включаются в общий трудовой стаж для определения расчетного размера трудовой пенсии по конкретному пункту.
Так, пунктом 3 статьи 30 Закона не предусмотрено включение в общий трудовой стаж для расчета пенсии периодов учебы, данная возможность предусмотрена лишь пунктом 4 статьи 30, согласно которого под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются в том числе периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
При назначении пенсии пенсионным органом её размер определен по наиболее выгодному для истца варианту, предусмотренному пунктом 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях.
Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Рахматуллина Р.И. у суда первой инстанции не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Авиастроительного районного суда города Казани от 08 июля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Рахматуллина Р.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.