Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Мелихова А.В. и Сахиповой Г.А,
при ведении протокола помощником судьи Махмудовой Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Шаяхметова Ф.Г. на решение Сармановского районного суда Республики Татарстан от 6 марта 2019 года, которым постановлено:
в исковом заявлении Шаяхметова Ф.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное) о признании права на досрочную трудовую пенсию отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Рахматулиной Г.И, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шаяхметов Ф.Г. обратился с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное) о признании права на досрочную страховую пенсию, возложении обязанности по включению периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначении пенсии.
В обоснование своих требований истец указал, что 9 января 2019 года он подал в территориальный орган пенсионного фонда заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи достижением возраста 55 лет и наличием стажа, необходимого для назначения указанной пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако решением ответчика в этом ему было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа.
С данным отказом истец не согласен, полагает, что расчет указанного стажа пенсионным органом произведен неверно в связи с исключением из него ряда периодов работы, протекавших в тяжелых условиях труда. В частности, в указанный стаж ответчиком необоснованно не зачтены периоды его работы с 16 июня 1986 года по 27 марта 1987 в качестве изолировщика в Передвижной механизированной колонне-2 (далее также - ПМК-2) треста "Востокстройтрансгаз" и с 28 марта 1987 года по 31 марта 1999 года в качестве каменщика в бригаде каменщиков. По изложенным основаниям Шаяхметов Ф.Г. просил суд признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии, возложив на ответчика обязанность по включению указанных периодов работы в специальный стаж и назначению пенсии со дня обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган.
В судебном заседании суда первой инстанции Шаяхметов Ф.Г. свои исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Рахматуллина Г.И. с иском не согласилась, полагая, что осуществление истцом деятельности в условиях труда, дающих право на назначение пенсии на льготных основаниях, представленными им документами не подтверждено.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке, а также дополнительное решение, которым конкретизирован отказ в удовлетворении требований Шаяхметова Ф.Г. о включении в соответствующий стаж периодов его работы с 16 июня 1986 года по 27 марта 1987 в качестве изолировщика в ПМК-2 треста "Востокстройтрансгаз" и с 28 марта 1987 года по 31 марта 1999 года в качестве каменщика в бригаде каменщиков.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе он приводит те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска, указывая, что факт его работы в спорные периоды в тяжелых условиях труда в режиме полной занятости, в том числе в бригаде каменщиков, подтверждается имеющейся в материалах дела справкой работодателя, уточняющей особые условия труда. Кроме этого в жалобе указывается, что решение суда принято только по одному из заявленных им требований о признании права на досрочную страховую пенсию, а требования о возложении на пенсионный орган обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж и назначению досрочной страховой пенсии судом в установленном порядке не разрешены.
Ответчиком представлены письменные возражения на апелляционную жалобу истца, в которых указывается на необоснованность изложенных в ней доводов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Шаяхметов Ф.Г, извещенный о времени и месте рассмотрения надлежащим образом, не явился.
Представитель ответчика Рахматуллина Г.И. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, полагая изложенные в ней доводы необоснованными.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены в связи со следующим.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях", Федеральный закон N 400-ФЗ).
Как закреплено в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей с 1 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Приведенной выше нормой закона в редакции, действовавшей по 31 декабря 2018 года, было установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу положений пункта 2 части 1, частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Судом установлено и из материалов дела следует, что 9 января 2019 года Шаяхметов Ф.Г, "дата" года рождения, обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Альметьевске Республики Татарстан (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Решением ответчика от 22 января 2019 года N 1657/19/ЯФ-07-01-12/264 в назначении досрочной пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 12 лет 6 месяцев, в который приведенные выше спорные периоды работы включены не были.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности решения пенсионного органа, признав недоказанным осуществление истцом в оспариваемые периоды времени трудовой деятельности в тяжелых условиях труда, работа в которых дает право на назначение страховой пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Судебная коллегия, соглашаясь с таким выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными по следующим основаниям.
Так, в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя указанные правомочия Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение". Подпунктом "б" пункта 1 этого постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", а также Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в разделе ХХХVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" в числе прочих предусмотрены пенсионные льготы изолировщикам (код позиции 2290000а-12520), а также каменщикам, постоянно работающим в бригадах каменщиков и в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад (позиция 2290000а-12680).
В соответствии с ранее действовавшим Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, правом на льготное пенсионное обеспечение пользовались изолировщики, изолировщики-пленочники, занятые в сфере строительства зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций. Каменщици в указанном Списке N 2 поименованы не были.
Исчисление периодов работы, а также порядок подтверждения специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (далее - Правила), Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н.
Согласно пункту 4 названных выше Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
В соответствии с положениями пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 31 марта 2011 года N 258н (далее - Порядок), периоды работы с тяжелыми условиями труда подлежат обязательному подтверждению.
При этом пунктом 4 данного Порядка определено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить -период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета (пункт 13 Порядка).
Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Таким образом, действующим правовым регулированием предусмотрена необходимость подтверждения специального стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, а также порядок и условия его подтверждения.
В качестве одного из документов, подтверждающих право на назначение пенсии по рассматриваемому основанию, истцом была представлена трудовая книжка. Из содержащихся в ней записей следует, что 16 июня 1986 года Шаяхметов Ф.Г. был принят на работу в ПМК-2 треста "Востокстройтрансзгаз" изолировщиком второго разряда, 28 марта 1987 года переведен каменщиком четвертого разряда, 28 июня 1998 года истцу присвоен пятый разряд каменщика, а 31 марта 1999 года он уволен по собственному желанию.
Кроме того, в качестве подтверждения характера работы в указанные выше периоды времени, истец представил выданную ПМК-2 ОАО "Востокстройтрансгаз" справку от 22 января 2004 года N 01/62, согласно которой истец был занят на работах, предусмотренных Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, позиция 2290000а-12680. Стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, составил 12 лет 3 дня.
Между тем записи в трудовой книжке истца не содержат информации о его занятости в условиях труда, предусмотренных Списком N 2. Упомянутой выше справкой подтверждено осуществление истцом трудовой деятельности в тяжелых условиях труда продолжительностью менее 12 лет и 6 месяцев, что является недостаточным дня назначения ему пенсии на льготных основаниях по достижении возраста 55 лет. Более того, как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, ПМК-2 ОАО "Востокстройтрансгаз" не было уполномочено выдавать справку от 22 января 2004 года, поскольку до указанной даты решением ОАО "Востокстройтрансгаз" от 30 сентября 2003 года было выделено из их состава и создано в виде юридического лица ООО "СПМК-2", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л. д. 53 - 63). В настоящее время ПМК-2 ОАО "Востокстройтрансгаз" снята с учета в регистрирующем органе, документы по личному составу на хранение в городской архив не сдавались, полномочия начальника ПМК-2 ОАО "Востокстройтрансгаз" Яковлева А.В. на подписание справки от имени указанного юридического лица также ничем не подтверждены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения оспариваемых периодов работы в специальный стаж истца.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что без учета спорных периодов у истца отсутствует требуемый стаж на соответствующих видах работ, в назначении пенсии судом первой инстанции ему также отказано обоснованно.
В целом содержащиеся в апелляционной жалобе истца доводы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем не могут быть приняты в качестве основания к отмене постановленного по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сармановского районного суда Республики Татарстан от 6 марта 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Шаяхметова Ф.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.