Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего Насретдиновой Д.М,
судей Мелихова А.В. и Сахиповой Г.А,
при ведении протокола помощником судьи Махмудовой Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Скворцовой ФИО11 на решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 8 июля 2019 года, которым постановлено:
иск Скворцовой Р.С. удовлетворить частично.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) применить льготный порядок исчисления 1 год как 1 год и 3 месяца к периоду нахождения Скворцовой Р.С. в отпуске по уходу за ребенком с 9 января 1990 года по 31 декабря 1990 года в должности заведующей Александровским ФП-фельдшер Алексеевской ЦРБ, а в остальных требованиях отказать.
Взыскать с ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) в пользу Скворцовой Р.С. 150 (сто пятьдесят) рублей в счет возврата государственной пошлины.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Скворцовой Р.С. и ее представителя Верхова О.А, поддержавших жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скворцова Р.С. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) о включении периодов работы и иной деятельности в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с применением льготного порядка исчисления.
В обоснование своих требований истец указала, что 29 октября 2018 года в связи с наличием стажа лечебной деятельности продолжительностью более 25 лет она подала в территориальный пенсионный орган заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Однако в назначении пенсии на льготных основаниях ответчиком ей было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа.
С данным отказом истец не согласна, полагает, что из указанного стажа ответчиком необоснованно исключен период ее работы с 1 июня 1995 года по 31 января 1996 года в Краснобаранском ясли-саду в должности медицинской сестры с совмещением 0,5 ставки медицинской сестры Краснобаранского фельдшерско-акушерского пункта (далее также - ФАП), а период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 9 октября 1990 года по 31 декабря 1990 года, предоставленном в период замещения должности фельдшера Алексеевской центральной районной больницы, зачтен в указанный стаж в календарном порядке, в то время как трудовая деятельность истца протекала в сельской местности, что дает ей право на применение льготного порядка исчисления стажа - из расчета год за год и 3 месяца. По изложенным основаниям истец просила возложить на ответчика обязанность по включению приведенного выше периода работы в специальный стаж лечебной деятельности, а также исчислению спорных периодов с применением упомянутой выше льготы.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Скворцовой Р.С. по ордеру Фаттахова Э.Р. исковые требования своего доверителя поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Уфимцева Н.Н. иск не признала, полагая требования истца необоснованными.
Судом вынесено решение о частичном удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе Скворцова Р.С, выражая несогласие с принятым по делу решением в части отказа в удовлетворении ее требований о включении в специальный стаж периода работы с 1 июня 1995 года по 31 января 1996 года, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе указывается, что в указанное время помимо работы в качестве медицинской сестры в Краснобаранском ясли-саду, она на 0,5 ставки осуществляла трудовую деятельность по совместительству в должности медицинской сестры Краснобаранского ФАП, что не получило должной правовой оценки при разрешении судом настоящего спора.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Скворцова Р.С. и ее представитель Верхов О.А. апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней основаниям.
Представитель ответчика, извещенного о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях", Федеральный закон N 400-ФЗ).
Как закреплено в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действующей с 1 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Приведенной выше нормой закона в редакции, действовавшей по 31 декабря 2018 года, было установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу положений пункта 20 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Судом установлено и из материалов дела следует, что 29 октября 2018 года Скворцова Р.С. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением ответчика N 1322825/18 от 13 ноября 2019 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа продолжительностью 25 лет, в который в бесспорном порядке было зачтено 22 года 9 месяцев 18 дней. При этом спорный период работы истца в должности медицинской сестры с 1 июня 1995 года по 31 января 1996 года в Краснобаранском ясли-саду в должности и на 0,5 ставки Краснобаранского ФАП в ее специальный стаж ответчиком не включен, а период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 9 октября 1990 года по 31 декабря 1990 года, предоставленном в период замещения должности фельдшера Алексеевской центральной районной больницы, расположенной в сельской местности, зачтен в данный стаж календарно.
Удовлетворяя исковые требования в части применения к приведенному выше периоду нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком льготного периода исчисления, суд исходил из того, что данный отпуск подлежит зачету в специальный стаж в том же порядке, что и работа, во время которой он был предоставлен, а именно в период трудовой деятельности Скворцовой Р.С. в должности фельдшера Алексеевской центральной районной больницы, расположенной в сельской местности и исчисляемой из расчета год за год и 3 месяца.
В указанной части решение участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении ее требований о включении в соответствующий стаж периода работы с 1 июня 1995 года по 31 января 1996 года в качестве медицинской сестры в Краснобаранском ясли-саду и на 0,5 ставки в должности медицинской сестры Краснобаранского ФАП, в том числе с применением льготного порядка исчисления, суд указал, что работа в качестве медицинской сестры в ясли-саду в специальный стаж лечебной деятельности с 1 января 1992 года включению не подлежит, а замещение должности медицинской сестры Краснобаранского ФАП на 0,5 ставки в порядке совмещения право на включение этого периода в льготный стаж не дает.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Так, в целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Реализуя указанные законоположения Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "н" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в числе прочих нормативных правовых актов применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
В разделе "Наименование учреждений" пункта 13 Списка предусмотрен фельдшерско-акушерский пункт, а в разделе "Наименование должностей" - медицинские сестры.
На основании пункта 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы. В частности, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Аналогичный порядок исчисления периодов трудовой деятельности работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, протекавшей в сельской местности, предусматривался и постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, применяемым для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.
Согласно записям в трудовой книжке истца и другим представленным в деле документам, 1 июня 1995 года Скворцова Р.С. была принята на 0,5 ставки медицинской сестры и на 0,5 ставки воспитателя в Краснобаранский ясли-сад, где проработала до 1 февраля 1996 года.
В то же время представленными в пенсионный орган и в суд документами, в том числе справкой Государственного автономного учреждения здравоохранения "Алексеевская центральная районная больница" от 4 сентября 2018 года N 217-к, уточняющей льготный характер работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, подтверждено осуществление истцом в этот же период времени трудовой деятельности в качестве медицинской сестры по совместительству на 0,5 ставки в Краснобаранском ФАП.
Как закреплено в пункте 3 Правил, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пунктом 4 этих же Правил установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае подтверждена работа Скворцовой Р.С. в период с 1 июня 1995 года по 31 января 1996 года в качестве медицинской сестры Краснобаранском ФАП, то есть в должности и в учреждении, предусмотренных упомянутым выше Списком, а также осуществление этой деятельности в сельской местности, этот период подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ, в том числе с применением льготного порядка - из расчета год за год и 3 месяца, независимо от выполнения данной работы истцом в режиме неполной занятости.
С учетом приведенной мотивации принятое в указанной части судебное постановление судебной коллегией отменяется и принимается новое - об удовлетворении исковых требований в указанной части.
Принимая во внимание, что апелляционная жалоба истца была удовлетворена, с ответчика в пользу Скворцовой Р.С. в соответствии с требованиями, закрепленными в статьях 98, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию 150 рублей в возмещение уплаченной при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 8 июля 2019 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Скворцовой ФИО12 о включении в ее специальный страховой стаж периода работы с 1 июня 1995 года по 31 января 1996 года в качестве медицинской сестры Краснобаранского фельдшерско-акушерского пункта отменить и принять по делу в указанной части новое решение.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) включить в стаж Скворцовой ФИО13, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период ее работы с 1 июня 1995 года по 31 января 1996 года в качестве медицинской сестры Краснобаранского фельдшерско-акушерского пункта из расчета год работы за год и 3 месяца.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нурлат Республики Татарстан (межрайонное) в пользу Скворцовой ФИО14 150 рублей в возврат уплаченной при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.