Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова Д.Н,
судей Шакуровой Н.К, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи ШакуровойН.К. административное дело по апелляционной жалобе муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 9 апреля 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны в части не предоставления земельного участка Кашаповой Раиле Сахибутдиновне, как семье, имеющей ребенка-инвалида, обязать Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка Кашаповой Раиле Сахибутдиновне.
Выслушав прокурора отдела Прокуратуры Республики Татарстан Аблиева Т.М, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор города Набережные Челны обратился в суд в интересах Кашаповой Р.С. с административным исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (далее по тексту -Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны) о признании незаконным бездействия Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны в части непредоставления земельного участка семье, имеющей ребенка-инвалида.
В обоснование заявленных требований указано, что Постановлением руководителя Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны от 25 октября 2013 года N 6407 Кашапова Р.С, как мать ребенка-инвалида ФИО13, включена в список граждан, имеющих право на получение земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства.
В связи с поступившим обращением Кашаповой Р.С, прокуратурой города Набережные Челны проведена проверка соблюдения земельного законодательства при предоставлении земельных участков инвалидам, по результатам которой установлено, что Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны при наличии имеющихся свободных земельных участков не принимались конкретные меры, направленные на предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим инвалидов. На основании изложенного, прокурор города Набережные Челны просил признать незаконным бездействие Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны в части непредоставления земельного участка Кашаповой Р.С, как семье, имеющей ребенка-инвалида, и возложить обязанность устранить допущенное нарушение прав.
Помощник прокурора города Набережные Челны в судебном заседании первой инстанции исковые требования поддержала, пояснив, что семья Кашаповых состоит на учете с 2013 года, следовательно бездействие Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны в части непредоставления ей земельного участка длится более пяти лет.
Административный истец в судебном заседании требования административного искового заявления поддержала.
Представитель административного ответчика - Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Хайрутдинова Р.С. в судебном заседании исковые требования не признала, полагала ненарушенными права и интересы административного истца, поскольку семья поставлена и состоит в списках граждан, имеющих первоочередное право на получение земельного участка. Указала, что земельный участок будет предоставлен исходя из порядка предоставления земельных участков.
Представитель заинтересованного лица - отдела опеки и попечительства при Исполнительном комитете город Набережные Челны в судебное заседание не явился, извещен.
Судом принято решение в вышеприведенной формулировке.
С таким решением не согласился Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны. В апелляционной жалобе административный ответчик, не оспаривая того факта, что семья Кашаповой Р.С. включена в список граждан, имеющих право на получение земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства, указывает, что данная семья не является единственной, имеющей в семье инвалида, и в случае удовлетворения иска будут нарушены права других инвалидов, ранее включенных в списки граждан, имеющих право на получение земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства. Отмечает, что земельный участок может быть предоставлен Кашаповой Р.С. в порядке очередности после предоставления земельных участков инвалидам, включенным в списки ранее. Полагает, что непредоставление административным ответчиком земельного участка по объективным причинам, не ущемляет. права инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, равно как и не является основанием для удовлетворения требований о предоставлении в порядке первоочередности земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор города Набережные Челны просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, облагающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон социальной защите инвалидов) направлен на конкретизацию и реализацию указанных конституционных положений в части установления государственной поддержки инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а также конкретных гарантий их социальной защиты.
Согласно части 14 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Таким образом, гарантия социальной защиты инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, в виде права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства является реализацией конституционного права на гарантии социальной защиты, предусмотренного частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации.
Первоочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а лишь на тех лиц из указанной категории, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки, как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Кашапова Р.С. является матерью ребенка-инвалида ФИО14, "дата" рождения (л.д. 17-18).
ФИО15 с 27 сентября 2007 года повторно установлена инвалидность по общему заболеванию до 30 ноября 2019 года, что подтверждается справкой МСЭ-2006... (л.д. 21).
Согласно заключению врачебной комиссии государственного автономного учреждения здравоохранения "Детская городская поликлиника N 3" от 16 июля 2018 года N 117 ФИО16 страдает заболеванием, входящим в перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим им, право на дополнительную жилую площадь", также страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 года N 987н "Об утверждении перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
ФИО17 поставлен диагноз: "данные изъяты" (л.д. 45).
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны от 25 октября 2013 года КашаповаР.С. включена в список граждан, имеющих право на получение земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства (л.д.7-10).
Из материалов дела также следует, что по результатам проверки соблюдения законодательства при рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков, проведенной прокуратурой города Набережные Челны Республики Татарстан, было установлено, что в городе Набережные Челны в список граждан на льготное получение земельных участков включено 138 инвалидов и семей, имеющих инвалидов. При этом Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны при наличии имеющихся свободных земельных участков до настоящего времени конкретные меры, направленные на предоставление указанных земельных участков инвалидам, не предпринимались.
На этом основании в адрес Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны вынесено представление от 04 января 2018 года об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов (л.д. 12).
08 февраля 2018 года руководителем Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны на указанное представление прокурора дан ответ о том, что распределение земельных участков осуществляется в порядке очередности из числа сформированных свободных земельных участков, расположенных в границах города. При этом указано, что для указанной категории граждан сформировано 58земельных участков (л.д. 13-14).
26 ноября 2018 года прокурором города Набережные Челны в адрес Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны вынесено повторное представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, в котором констатируется факт включения 145 инвалидов и семей, имеющих инвалидов, в список граждан на льготное получение земельных участков в городе Набережные Челны. В том числе: 10 человек состоит в очереди с 2013 года, 28 человек - с 2014 года; 26 человек - с 2015 года; 29человек - с 2016 года; 39 человек - с 2017 года; 13 человек - с 2018года. Исполнительным комитетом предоставлена информация о наличии 55 свободных участков, рассчитанных для предоставления инвалидам. При этом большинство из них сформировано в 2016 году (л.д.15).
27 декабря 2018 года руководителем Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны на указанное представление прокурора дан ответ о том, что распределение земельных участков осуществляется в порядке очередности из числа сформированных свободных земельных участков, расположенных в границах города (л.д.16).
Разрешая заявленные требования и признавая бездействие Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны незаконным, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 14 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов, во взаимосвязи с фактом включения Кашаповой Р.С. в список граждан, имеющих право на получение земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства, пришел к правильному выводу о том, что у Кашаповой Р.С. имеется конституционное право на гарантию социальной защиты в виде получения в первоочередном порядке земельного участка. Между тем данное право на протяжении нескольких лет административным ответчиком не реализуется, его бездействие нашло подтверждение при рассмотрении настоящего административного дела.
Уважительных причин в обоснование непредоставления КашаповойР.С. в течение столь длительного времени земельного участка в первоочередном порядке, Исполнительным комитетом муниципального образования город Набережные Челны не представлено, материалами дела не подтверждается.
Таким образом, судебная коллегия полагает выводы суда о незаконном бездействии административного ответчика в части непредоставления земельного участка Кашаповой Р.С. как семье, имеющей инвалида, правильными, основанными на установленных судом фактических обстоятельствах дела, они не противоречат имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего указанные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав других инвалидов, ранее включенных в список граждан, имеющих право на получение земельного участка в первоочередном порядке, не являются основанием для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку Кашапова Р.С, согласно объяснениям представителя административного ответчика Хайрутдинова А.Р, данным в судебном заседании первой инстанции 9 апреля 2019 года, состоит второй в очереди в вышеуказанном списке.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежащим отмене либо изменению.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 9 апреля 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.