Судья Верховного Суда Республики Крым Курапова З.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым на решение судьи Евпаторийского городского суда Республики Крым Дудник А.С. от 16.07.2019 г. по делу N12-64/2019, которым постановление и.о. начальника территориального отдела по г. Евпатории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и г. Севастополю главного государственного санитарного врача (заместителя) Антипчук Е.Н. от 24.04.2019 г., которым МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, изменено,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. начальника территориального отдела по г. Евпатории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и г. Севастополю главного государственного санитарного врача (заместителя) Антипчук Е.Н. от 24.04.2019 г. N13-00057 МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Указанное постановление было обжаловано МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым в судебном порядке.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 16.07.2019 г. по делу N12-64/2019 жалоба директора МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым Петренко Э.В. на постановление и.о. начальника территориального отдела по г. Евпатории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и г. Севастополю главного государственного санитарного врача (заместителя) Антипчук Е.Н. от 24.04.2019 г. по делу N13-00057 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, удовлетворена частично; постановление и.о начальника территориального отдела по г. Евпатории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и г. Севастополю главного государственного санитарного врача (заместителя) Антипчук Е.Н. от 24.04.2019 г, которым МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, изменено путем исключения из состава административного правонарушения нарушения п. 12 СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин" ввиду отсутствия состава административного правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ в действиях МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым; в остальной части постановление и.о начальника территориального отдела по г. Евпатории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и г. Севастополю главного государственного санитарного врача (заместителя) Антипчук Е.Н. от 24.04.2019 г. оставлено без изменения.
Не согласившись с вышеуказанным решением, МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым обратилось в Верховный Суд Республики Крым с жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление должностного лица, принять по делу новое решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Жалоба мотивирована тем, что не составление протокола осмотра подтверждает отсутствие правонарушения, при котором осмотр был обязателен. Заявитель в жалобе также указал, что питьевая вода доставляется ежедневно автомобильным транспортном бутилированной; строительство частных домов и отвод земельных участков под садоводство вблизи промышленного предприятия было осуществлено в 60-х годах прошлого столетия Евпаторийским горсоветом времен СССР; изготовление проекта СЗЗ было заказано еще в 2018 году и характеризуется длительностью работ. Относительно не оборудования рабочих мест сотрудников креслами, заявитель указал на отсутствие финансовой возможности после вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации одновременно выполнить в полном объеме одновременно появившиеся новые требования всех правовых норм. Помимо этого, в нарушение п. 57 Административного регламента по проведению проверок по выполнению требований санитарного законодательства, во время проведения проверки руководитель предприятия не присутствовал. Более того, на составление протокола вызвался только первый руководитель предприятия и исключалась явка иных лиц, имеющих доверенность, чем нарушены требования ст.ст. 25.1, 25.4, 25.5 КоАП РФ; внесение в протокол об административном правонарушении и в постановление по делу об административном правонарушении фамилии директора предприятия, которому разъяснялись процессуальные права и обязанности, не обосновано, поскольку последний находился в отпуске.
В судебном заседании, которое состоялось 30.09.2019 г, защитник МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым Ярмола С.К. доводы жалобы поддержал.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 ст. 30.6 КоАП РФ установлено, что судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Требования к качеству питьевой воды, расфасованной в емкости (бутилированной воде), определены СанПиН 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества" и ГОСТ 32220-2013 "Вода питьевая, расфасованная в емкости. Общие технические условия". При этом, к такой воде должны быть приложены документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.
Качество воды, подлежащей разливу, должно соответствовать гигиеническим нормативам, изложенным в СанПиН 2.1.4.1116-02.
При этом согласно ст. 223 Трудового кодекса Российской Федерации санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; организуются посты для оказания первой помощи, укомплектованные аптечками для оказания первой помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое.
В пункте 4.1 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" также указано, что для персонала предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственно-бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи.
В соответствии с п. 10.15 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту" конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание основной рабочей позы, не затруднять выполнение рабочих операций, создавать условия для изменения рабочей позы и соответствовать физиолого-гигиеническим требованиям к конструкции рабочих стульев: рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным с регулируемыми по высоте сиденьем и спинкой; при необходимости должны регулироваться и другие параметры стула (высота подлокотников, подголовников); регулирование параметров элементов стула (кресла) должно осуществляться простыми и быстрыми движениями, плавно или ступенчато, с шагом для линейных параметров 14-20 мм, для угловых - 2-5°; фиксация в каждом из положений должна быть надежной; усилия, прилагаемые при регулировке параметров, не должны превышать 20 Н; обивка сиденья, спинки, подлокотников должна быть полумягкой, ее поверхность нескользящей, неэлектризующейся, воздухопроницаемой, легко очищаемой от загрязнений; для кратковременного использования (5-10 мин.) можно применять полужесткие стулья с плоским горизонтальным сиденьем и профилированной спинкой, а также различного типа табуреты.
Согласно п. 1.12 СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин" постоянные рабочие места на производственных объектах должны иметь санитарно-гигиенические паспорта с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса.
В силу п.п. 2.1, 2.2, 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии сФедеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 N52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
В пункте 1 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018г. N222, определено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и(или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
В границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях:
а)размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводства;
б)размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и(или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями (п. 5 Правил).
В срок не более одногогода со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена санитарно-защитная зона, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и(или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения санитарно-защитной зоны, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный органзаявлениеоб изменении санитарно-защитной зоны (п. 7 Правил).
В соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым создано на основании постановления администрации города Евпатории Республики Крым от 19.12.2014 г. N83-п.
Основным видом деятельности МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым является сбор отходов, дополнительные виды деятельности: производство битуминозных смесей на основе природного асфальта или битума, нефтяного битума, минеральных смол или их пеков, сбор и обработка сточных вод, выработка и утилизация отходов.
МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым осуществляет деятельность по сбору и транспортировке отходов IV-Vклассов опасности принимаемых от населения на территории города Евпатории и пгт. Заозерное, пгт. Мирный, пгт. Новоозерный на основании соответствующей лицензии.
В период с 08.04.2019 г. по 10.04.2019 г, в соответствии с распоряжением Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N13-00052 от 27.03.2019г, была проведена плановая выездная проверка предприятия МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым по адресам: "адрес" по результатам проведения которой были выявлены нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия:
- в нарушение п. 4.1 СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" персонал не обеспечен питьевой и хозяйственно-бытовой водой в необходимом количестве и не обеспечен комнатой для приема пищи;
- в нарушение п.п. 2.1, 2.2, 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018г. N222, не представлены документы обоснования размещения субъекта хозяйствования с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест;
- допущены нарушения п. 10.15 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту" при обеспечении рабочих стульев (кресел);
- допущены нарушения п. 12 СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин" - постоянные рабочие места женщин не имеют санитарно-гигиенических паспортов с общей и количественной характеристиками факторов производственной среды и трудового процесса, что отражено в акте проверки N13-00055 от 19.04.2019 г.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления 22.04.2019 г. протокола N13-01-14/74 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым, и постановлением и.о. начальника территориального отдела по г. Евпатории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и г. Севастополю главного государственного санитарного врача (заместителя) Антипчук Е.Н. от 24.04.2019 г. N13-00057 МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ.
По результатам изучения материалов дела, суд первой инстанции изменил постановление должностного лица, исключив из состава административного правонарушения нарушения п. 12 СанПиН 2.2.0.555-96 "Гигиенические требования к условиям труда женщин", поскольку в судебном заседании суда первой инстанции были представлены копии санитарно-гигиенических паспортов рабочего места женщин, которые разработаны на основании специальной оценки условий труда от 14.09.2016 г.
В остальной части постановление должностного лица было оставлено без изменения, поскольку вина МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, подтверждается совокупностью доказательств, исследованных при рассмотрении дела об административном правонарушении.
При этом суд первой инстанции отклонил довод жалобы о том, что питьевая вода доставляется ежедневно автомобильным транспортном бутилированной, ввиду отсутствия какой-либо документации о закупке бутилированной воды, а также документов, подтверждающих качество и безопасность продукта.
Был предметом рассмотрения суда первой инстанции и довод жалобы об отсутствии денежных средств на приобретение новых рабочих стульев, которые будут соответствовать установленным требованиям, который также был отклонен в связи с отсутствием доказательств того, что МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым принимались все зависящие от него меры, необходимые для приобретения стульев, соответствующих СП 2.2.2.1327-03, а именно: направлялись письма, составлялись заявки на их приобретение, при этом в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В жалобе заявитель также указывает, что не составление протокола осмотра подтверждает отсутствие правонарушения, при котором осмотр был обязателен, тогда как действующее законодательство не содержит обязательного требования составлять протокол осмотра при проведении плановых проверок, во время которых выполнялись мероприятия по контролю: оценка территории, анализ документов, в том числе материалов проекта санитарно-защитной зоны. Все необходимые сведения были указаны в акте проверке N13-00055 от 19.04.2019 г, в том числе детально указано расстояние от территории предприятия до объектов, расположенных внутри санитарных зон, а также число лиц, проживающих на этих территориях.
Ссылка в жалобе на тот факт, что строительство частных домов и отвод земельных участков под садоводство вблизи промышленного предприятия было осуществлено в 60-х годах прошлого столетия Евпаторийским горсоветом времен СССР, не освобождает МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым от необходимости соблюдать требования Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018г. N222.
Заявителем также не были представлены доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности изготовить проект санитарно-защитной зоны на протяжении столь длительного времени, тогда как СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" прямо указывает, что размер санитарно-защитной зоны обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Каких-либо существенных нарушений, как при проведении проверки, так и при составлении протокола об административном правонарушении и при вынесении постановления должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и г. Севастополю допущено не было.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, плановая выездная проверка МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым была проведена в присутствии должностного лица данного предприятия - главного инженера Трапезова В.В, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 г. N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым было надлежащим образом извещено на составление протокола об административном правонарушении и на рассмотрение дела об административном правонарушении по существу. При этом довод жалобы о том, что на составление протокола об административном правонарушении не были и.о. руководителя и юрист предприятия, не нашел своего подтверждения ни при рассмотрении дела в первой, ни апелляционной инстанций.
При рассмотрении настоящего дела принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу заявителя, материалы дела не содержат.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых решений, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -
РЕШИЛ:
Постановление и.о. начальника территориального отдела по г. Евпатории Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и г. Севастополю главного государственного санитарного врача (заместителя) Антипчук Е.Н. от 24.04.2019 г. N13-00057 и решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 16.07.2019 г. по делу N12-64/2019 - оставить без изменения, жалобу МУП "Экоград" городского округа Евпатория Республики Крым - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 КоАП РФ.
Судья (подпись) З.И. Курапова
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.