Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Грушевские Сады" Гирина К.С. на решение Судакского городского суда Республики Крым от 24 июля 2019 года по делу N12-49/2019,
установил:
постановлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым по делу об административном правонарушении N010412-0623 от 10 июня 2019 года ООО "Грушевские Сады" привлечено к административной ответственности по ст. 4.2 Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республики Крым" и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 35.000 (тридцать пять тысяч) рублей.
Данное постановление, обжаловано ООО "Грушевские Сады" в судебном порядке.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 24 июля 2019 года по делу N12-49/2019 жалоба ООО "Грушевские Сады" оставлена без удовлетворения, постановление должностного лица от 10 июня 2019 года - без изменения.
Не согласившись с указанным решением, защитник ООО "Грушевские Сады" Гирин К.С. подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить решение городского суда от 24 июля 2019 года и постановление должностного лица от 10 июня 2019 года, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована тем, что решение суда является незаконным и необоснованным, доказательства указанные в постановлении должностного лица от 10 июня 2019 года являются недопустимыми, поскольку не имеют документального подтверждения и противоречат нормам действующего законодательства.
По мнению, подателя жалобы, осмотр земельного участка должностными лицами был произведен без специальных инструментов и оборудований, диаметр ствола деревьев определен визуальным осмотром. Кроме того, на спорном земельном участке отсутствует какая-либо автомобильная дорога, а значит и отсутствует лесополоса.
Проверив доводы жалобы, заслушав защитника ООО "Грушевские Сады" Тупчук К.Н, изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии со ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обстоятельства правонарушения должны быть выяснены всесторонне, полно, объективно и своевременно в их совокупности. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность данного лица в его совершении и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Закон Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым" (далее Закон об административных правонарушениях) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Конституцией Республики Крым устанавливает административную ответственность по вопросам, не отнесенным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации, в том числе за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления), а также определяет органы и должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 4.2 Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республике Крым" незаконное повреждение, удаление снос, уничтожение зеленых насаждений на землях, находящихся в собственности Республики Крым, без разрешения, выдаваемого исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наказание в виде административного штрафа: на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктом 1 части 2 статьи 9 Закона Республики Крым от 25.12.2014 N 50-ЗРК "О растительном мире" предусмотрено, что в обязанности юридических лиц - пользователей растительным миром входит соблюдение установленных правил, норм и сроков пользования растительным миром.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 20 Закона Республики Крым от 25.12.2014 -ЗРК "О растительном мире" в обязанности физических и юридических лиц в сфере пользования зелеными насаждениями в соответствии с действующим законодательством входит обеспечение сохранности зеленых насаждений, не допущение незаконных деяний, способных привести к их повреждению зеленых насаждений или их уничтожению.
Пунктом 5 Порядка удаления (сноса, уничтожения) зеленых насаждений за исключением городских лесов) на землях, находящихся в собственности Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 25.08.2015 N 496 (далее- Порядок) установлено, что удаление (снос, уничтожение) зеленых насаждений (за исключением городских лесов) на землях, находящихся в собственности Республики Крым, осуществляется на основании разрешения, выданного Министерством экологии и природных курсов Республики Крым.
Из материалов дела следует, что между юридическим лицом ООО "Грушевские сады" и Советом министров Республики Крым заключено Соглашение о реализации Инвестиционного проекта на территории Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ. Пунктами 4.1, ДД.ММ.ГГГГ Соглашения, установлено, что инвестиционный проект должен создаваться и реализовываться с соблюдением экологических и строительных норм, правил и требований, а инвестор обязан обеспечивать соблюдение норм и требований природоохранного законодательства Российской Федерации.
В дальнейшем, как усматривается, ООО "Грушевские сады" после заключения договора аренды земельного участка N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, является арендатором земельного участка, площадью "данные изъяты" с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес" "адрес", сроком до ДД.ММ.ГГГГ, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - садоводство (далее - Земельный участок).
Подпунктами 4, 12, 14 пункта 5.4. договора аренды земельного участка, установлено, что арендатор обязан: использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования; способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, обеспечить сохранение зелёных насаждений, произрастающих на земельном участке, согласно требованиям Закона Республики Крым от 25.12.2014г. N 50 ЗРК/2014 "О растительном мире", соблюдать требования природоохранного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой выездной проверки специалистами отдела экологического надзора "адрес", с участием заместителя генерального директора ООО "Грушевские Сады" ФИО4, проведенной на основании Приказа Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, согласованной прокуратурой Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за N, установлено, что в "данные изъяты" севернее трассы "данные изъяты" по территории земельного участка проходит грунтовая дорога, ведущая по направлению к карьеру (географические координаты: долгота - "данные изъяты" на прилегающей территории, по обе стороны грунтовой дороге, выявлен факт уничтожения зеленых насаждений влекущее прекращение роста деревьев.
По итогам проверки составлен акт N от ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что юридическим лицом ООО "Грушевские Сады" на территории Земельного участка проведены работы по удалению (сносу) многолетних зелёных насаждений (деревьев) в количестве 1907 штук, видовой состав спиленных деревьев насчитывает 11 видов, а именно: Боярышник, Вяз, Слива, Алыча, Клён, Кизил, Груша, Ясень, Дуб, Граб, Тополь.
Так же, юридическим лицом на территории Земельного участка проведены работы по удалению (сносу) многолетних зелёных насаждений (кустарников) в количестве 691 штуки, видовой состав спиленных кустарников насчитывает 5 видов, а именно: Боярышник, Тёрн, Алыча, Кизил, Шиповник. Указанные зелёные насаждения произрастали вдоль грунтовой дороги, проходящей по территории Земельного участка.
Таким образом, обществом произведено удаление (снос, уничтожение) зеленых насаждений на землях, находящихся в собственности Республики Крым, в отсутствии разрешения на удаление (снос, уничтожение) зеленых насаждений выдаваемого Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым.
Постановлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым по делу об административном правонарушении N от ДД.ММ.ГГГГ ООО "Грушевские Сады" привлечено к административной ответственности по ст.4.2 Закона Республики Крым "Об административных правонарушениях в Республики Крым".
Факт допущенного правонарушения и виновность ООО "Грушевские Сады" в совершении административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом N от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки N от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей, пояснениями заместителя генерального директора ООО "Грушевские сады" Ревкова М.С. от 08.05.2019 г, согласно которым в процессе реализации инвестиционного проекта N168 от 31.03.2017 г. работниками ООО "Грушевские Сады" спилены деревья по обеим сторонам грунтовой дороги проходящей по Земельному участку, без разрешительных на то документов.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция соглашается с выводом суда первой инстанции о соответствии фактическим обстоятельствам дела выводов должностного лица о виновности ООО "Грушевские Сады" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.2 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N117-ЗРК "Об административных правонарушениях".
Довод жалобы о том, что проверка земельного участка была произведена специалистами отдела экологического надзора г. Судака без специальных измерительных инструментов и оборудования, в связи, с чем акт о выявленных нарушениях является ненадлежащим доказательством по делу, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку не требуется особых измерительных приборов для фиксации спила зеленых насаждений до основания корневой шейки деревьев и кустарников.
Что же касается географических координат земельного участка, то его кадастровые характеристики определены в договоре аренды и Инвестиционном проекте от 31.03.2017 года и дополнительного уточнения не требуется.
Довод защитника ООО "Грушевские Сады" об отсутствии на территории рассматриваемого земельного участка какой-либо автомобильной дороги и как следствие лесополосы, так же не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку спил именно лесополосы в понимании земельного (лесного) законодательства обществу не вменяется.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Доказательства, подтверждающие, что ООО "Грушевские Сады" приняло все зависящие от него меры по предупреждению совершения административного правонарушения, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего осуществления требований в сфере экологии и природопользования, обеспечения сохранения зеленых насаждений произрастающих на землях находящихся в собственности Республики Крым
в материалах дела не имеется, не представлены таковые и в судебное заседание при рассмотрении жалобы в апелляционном порядке.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Принцип презумпции невиновности судьей не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ООО "Грушевские Сады", не усматривается.
Сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта и постановления должностного лица, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,
решил:
жалобу защитник ООО "Грушевские Сады" Гирина К.С. на решение Судакского городского суда Республики Крым от 24 июля 2019 года по делу N12-49/2019 и постановление должностного лица N010412-0623 от 10 июня 2019 года - оставить без удовлетворения.
Решение Судакского городского суда Республики Крым от 24 июля 2019 года по делу N12-49/2019 в отношении ООО "Грушевские Сады", в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.2 Закона Республики Крым от 25.06.2015 N117-ЗРК "Об административных правонарушениях" - оставить без изменения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья "данные изъяты" Е.Г. Тимошенко
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.