Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Подлесной И.А, Харченко И.А.
при секретаре Побережной Д.Н.
рассмотрела 04 сентября 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Кириченко Юрия Алексеевича к Департаменту социальной политики администрации г. Ялты Республики Крым, администрации г. Ялты Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении пенсии, о возложении обязанности по назначению пенсии.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец Кириченко Ю.А. обратился в суд с иском к Департаменту социальной политики администрации г. Ялты Республики Крым о признании незаконным отказа N01-9/04-4023 от 21.12.2018 г. в назначении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, о возложении обязанности по назначении пенсии за выслугу лет с декабря 2016 года, о взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указал, что ответчик отказал в установлении пенсии за выслугу лет в связи с тем, что Кириченко Ю.А. замещал должность муниципальной службы в Республике Крым менее 12 месяцев до увольнения. По мнению истца, стаж его муниципальной службы составляет более 27 лет, в связи с этим отказ в назначении пенсии считает незаконным.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 мая 2019 года исковые требования Кириченко Ю.А. удовлетворены частично. На ответчика возложена обязанность по назначению Кириченко Ю.А. пенсии за выслугу лет. В удовлетворении остальной части требований отказано.
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований истца.
Определением от 17 июля 2019 года судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с привлечением к участию в деле в качестве соответчика администрации г. Ялты Республики Крым.
В судебном заседании Кириченко Ю.А. участия не принимал, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель истца - Кириченко А.Ю. настаивал на удовлетворении иска, полагая отказ ответчика незаконным.
Представитель ответчика администрации г. Ялта - Клебанова Е.Ю, возражала против удовлетворения иска, полагая его необоснованным.
Представитель ответчика - Департамент социальной политики администрации г. Ялты Республики Крым в судебном заседании участия не принимал, о дне слушании дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представители третьего лица - Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - Пикина Е.А, Ромашенко Н.Н. возражали против удовлетворения иска.
Заслушав доклад судьи, мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о муниципальной службе) предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24 Федерального закона о муниципальной службе).
Согласно положениям Закона Республики Крым от 28.06.2016 года N 256-ЗРК/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы в Республике Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 22.06.2016), лица, замещавшие должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно Приложению к настоящему Закону, и при замещении должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 5 (за исключением перевода работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю), 7-8 части 1 статьи 77, пунктами 1 - 3 части 1 статьи 81, пунктами 2, 5, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящей части.
В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с законами Республики Крым и муниципальными правовыми актами (Закон Республики Крым от 16.09.2014 года N 76-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 10.09.2014).
Судом установлено, что Кириченко Ю.А. с 12.05.2016 года является получателем страховой пенсии.
Согласно записям в трудовой книжке серии БТ-I N Кириченко Ю.А. с 04.11.1978 года по 28.04.1980 года проходил службу в армии, 08.10.1987 года принят в Управление жилищного хозяйства начальником УЖХ, 01.03.1989 года переведен на должность начальника УЖКХ, 06.10.2000 года назначен в порядке перевода на должность начальника городского головы, 27.12.2001 года назначен на должность начальника Управления городского хозяйства Ялтинского исполкома, 11.02.2002 года назначен начальником Управления городского хозяйства исполнительного комитета Ялтинского городского совета, 10.04.2002 года утвержден в должности заместителя главы города по вопросам деятельности исполнительных органов совета, работал до 15.12.2014 года, с 16.12.2014 года по 27.05.2015 года - в должности заместителя главы администрации г. Ялты Республики Крым (л.д. 13-21).
Согласно справке, выданной администрацией г. Ялта стаж муниципальной службы Кирченко Ю.А. составил 27 лет 10 месяцев 15 дней (т.1 л.д.147-148).
19.11.2018 года Кириченко Ю.А. обратился с заявлением в Администрацию города Ялты об установлении пенсии за выслугу лет, для лиц, замещавших должности муниципальной службы Республики Крым.
Комиссией по установлению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы в администрации г. Ялты Республики Крым, принято решение об отказе в установлении пенсии за выслугу лет муниципальным служащим N 08-03/2 от 01.02.2019 года, ввиду того, что стаж замещения должности муниципальной службы с 16.12.2014 года по 27.05.2015 года составляет 5 месяцев 11 дней, то есть менее 12 полных месяцев при увольнении с муниципальной службы в Республике Крым.
Поскольку в период с 10.04.2002 года по 15.12.2014 года Кириченко Ю.А. замещал должность заместителя городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов совета Ялтинского городского исполнительного комитета, которая не указана в Реестре должностей муниципальной службы в Республике Крым, комиссия пришла к выводу о том, что данный период работы истца с 10.04.2002 года по 15.12.2014 года возможно учесть исключительно в общую продолжительность стажа муниципальной службы, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году, определяемого согласно приложению к Закону N256-ЗРК/2016, и не подлежит включению в стаж замещения должностей муниципальной службы.
Указанный вывод комиссии по установлению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, судебная коллегия считает не соответствующим нормам действующего законодательства.
Гражданам Российской Федерации, приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", помимо периодов замещения должностей (периодов службы, работы), предусмотренных статьей 2 настоящего Закона, в стаж муниципальной службы Республики Крым для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Крым, включаются (засчитываются) периоды замещения на постоянной (штатной) основе с 1 января 1994 года по 17 марта 2014 года должностей, в государственных органах, органах местного самоуправления, соответствующих войсках и иных воинских формированиях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, с 18 марта 2014 года по 31 декабря 2014 года, а также периоды замещения должностей в органах исполнительной власти Республики Крым, образованных после 18 марта 2014 года и ликвидированных в связи с утверждением структуры исполнительных органов государственной власти Республики Крым согласно Указу Главы Республики Крым от 16 июня 2014 года N 51-У "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" (Закон Республики Крым от 23.11.2016 года N 314-ЗРК/2016 "Об исчислении стажа муниципальной службы в Республике Крым для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Крым, и внесении изменений в Закон Республики Крым "О муниципальной службе в Республике Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 16.11.2016).
Материалами дела установлено, что Кириченко Ю.А. является гражданином Российской Федерации, который приобрел гражданство в соответствии с Федеральным конституционным Законом N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, записи в трудовой книжке подтверждают наличие стажа муниципальной службы, в связи с этим период работы истца по замещению должностей муниципальной службы по 31.12.2014 года должны быть учтены в стаж для назначения пенсии по выслуге лет.
Продолжительность стажа муниципальной службы Кириченко Ю.А. на дату обращения за назначением пенсии составила свыше 16 лет, установленного Приложением к Закону Республики Крым от 28.06.2016 года N 256-ЗРК/2016, для лиц, которым пенсия за выслугу лет назначается в 2018 году.
Таким образом, Кириченко Ю.А. имеет право на назначение пенсии по выслуге лет, отказ в назначении пенсии за выслугу лет от 21.12.2016 года N 01-9/04-4023 противоречит вышеуказанным нормам.
Как следует из Порядка назначения, выплаты пенсии за выслугу лет, перерасчета ее размера лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Крым, пенсия за выслугу лет назначается с 1 числа месяца, в котором лицо, замещавшее должность муниципальной службы, обратилось за ней, но не ранее дня возникновения права на нее и назначения страховой пенсии по старости (инвалидности) либо пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а также не ранее дня, следующего за днем освобождения от должности муниципальной службы.
Как было указано ранее, с заявлением о назначении пенсии истец обратился 19.11.2018 года, пенсию по старости получает с 12.05.2016 года, следовательно, пенсия по выслуге лет должна быть назначена истцу с 01.12.2018 года.
В соответствии с Порядком назначения, выплаты пенсии за выслугу лет, перерасчета ее размера лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Республике Крым (утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.09.2016 N 461), заявление и документы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим представляются в уполномоченное структурное подразделение или уполномоченному лицу органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым (далее - орган местного самоуправления), в котором заявитель замещал должность муниципальной службы перед увольнением. Комиссия в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления и документов рассматривает их и принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет по форме согласно приложению 4 к настоящему Порядку или об отказе в назначении пенсии за выслугу лет с указанием причины отказа по форме согласно приложению 5 к настоящему Порядку и направляет решение руководителю органа местного самоуправления. Руководитель органа местного самоуправления издает соответствующий правовой акт в течение 3 рабочих дней со дня получения решения Комиссии.
После принятия правового акта уполномоченное структурное подразделение либо уполномоченное лицо формирует пенсионное дело и не позднее следующего рабочего дня с даты принятия правового акта о назначении пенсии за выслугу лет направляет заявителю уведомление о назначении пенсии за выслугу лет по форме в соответствии с приложением 6 к настоящему Порядку.
В случае принятия решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет уполномоченное подразделение не позднее следующего рабочего дня с даты принятия решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет извещает об этом заявителя и направляет копию такого решения.
Аналогичный Порядок назначения пенсии за выслугу лет, лицам, замещавшим должности муниципальной службы был утвержден Постановлением администрации города Ялты от 14.11.2016 года N 4915-п.
В соответствии с п.п. 11, 13, 16, 17, 18 данного Порядка, для назначения пенсии за выслугу лет муниципальный служащий обращается в кадровую службу структурного подразделения, в котором заявитель замещал должность муниципальной службы перед увольнением, или непосредственно в Департамент социальной политики администрации города Ялты. Структурным подразделением, отраслевым (функциональным), территориальным органом администрации города Ялты Республики Крым, в котором заявитель занимал должность муниципальной службы перед увольнением (соответствующими кадровой и бухгалтерской службой), оформляется справка о периодах замещения должностей,
Заявление и пакет документов в течение 5 рабочих дней передаются в Комиссию по назначению пенсии за выслугу лет в администрации города Ялта. Комиссия в течение 10-ти рабочих дней со дня получения заявления и документов рассматривает их и принимает решение о назначении пенсии за выслугу лет по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку, или об отказе в назначении пенсии за выслугу лет с указанием причины отказа по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку и направляет решение главе администрации города Ялты Республики Крым для издания соответствующего распоряжения.
Распоряжение администрации города Ялты Республики Крым направляется в орган социальной защиты населения, который в течение 3-х дней формирует пенсионное дело и направляет заявителю уведомление о назначении пенсии за выслугу лет по форме в соответствии с приложением N 6 к настоящему Порядку, в случае принятия решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, направляет заявителю копию решения об отказе.
Согласно Постановлению Администрации города Ялты от 31.10.2016 года N 4041-н был создана комиссия по установлению пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы в администрации города Ялты Республик Крым, а также утверждено Положение о вышеуказанной Комиссии.
В соответствии с п. п. 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 3.2, 3.5 Положения о Комиссии, основными задачами комиссии является, в том числе, рассмотрение заявлений и представленных в Департамент социальной политики администрации города Ялты Республики Крым документов муниципальных служащих, замещавшим должности муниципальной службы в администрации города Ялты, анализ документов, вынесение решения о назначении пенсии или об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, подготовка и направление соответствующего решения комиссии в Департамент. Принятые решения с документами комиссия передает в Департамент для оформления назначения, перерасчета и осуществления выплаты пенсии за выслугу лет, или направления заявителю копии решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет. Решение комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации. В необходимых случаях комиссия вновь рассматривает все материалы дела и принимает решение, руководствуясь действующим законодательством.
В соответствии с указанными нормами, органом, принимающим решение о назначении либо об отказе в назначении пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в г.Ялта, является Администрация города Ялты. Департамент социальной политики администрации города Ялты лишь формирует пенсионное дело и направляет заявителю уведомление о назначении пенсии за выслугу лет или решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет. Полномочиями по принятию решения о назначении пенсии по выслуге лет Департамент социальной политики администрации города Ялты не наделен.
В связи с этим обязанность по назначению Кириченко Ю.А. пенсии по выслуге лет следует возложить на администрацию города Ялта, в удовлетворении требований к Департаменту социальной политики администрации города Ялты отказать.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 14 мая 2019 года отменить, вынести новое.
Признать незаконным отказ администрации города Ялты от 21.12.2018 года в назначении Кириченко Юрию Алексеевичу пенсии по выслуге лет.
Возложить обязанность на администрацию г. Ялты Республики Крым по назначению Кириченко Юрию Алексеевичу пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Республики Крым от 28.06.2016 года N 256-ЗРК/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности муниципальной службы в Республике Крым" с 01.11.2018 года.
В удовлетворении требований Кириченко Юрия Алексеевича к Департаменту социальной политики администрации г. Ялты Республики Крым о признании незаконным отказа в назначении пенсии, о возложении обязанности по назначению пенсии, отказать.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи И.А. Подлесная
И.А. Харченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.