Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Мотиной И.И.
судей Подлесной И.А, Харченко И.А. при секретаре Побережной Д.Н.
рассмотрела 04 сентября 2019 года в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Ивановой Марины Валерьевны к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки,
по апелляционной жалобе представителя Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 24 апреля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Мотиной И.И, исследовав материалы дела, судебная коллегия Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
Истец Иванова М.В. обратилась в суд с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым о признании права на меры социальной поддержки по категории "многодетная семья" в виде компенсации оплаты коммунальных услуг, предусмотренных Законом Республики Крым от 17.12.2014 N 39-ЗРК/2014 "О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым", о признании незаконным отказа в предоставлении компенсации оплаты коммунальных услуг, о возложении обязанности по предоставлению ежемесячной денежной компенсации оплаты коммунальных услуг.
Требования мотивировала тем, что истец и члены ее семьи зарегистрированы по месту жительства в г. Белгород, фактически проживают в жилом доме, принадлежащем истцу на праве собственности по адресу: "адрес", зарегистрированы в нем по месту пребывания. Истец производит оплату квартплаты и коммунальных услуг.
При обращении в Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым, истцу было отказано в предоставлении мер социальной поддержки по категории "многодетная семья", в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в Республике Крым.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым исковые требования удовлетворены.
Представитель Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым иск не признал, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как незаконное.
В судебном заседании истец Иванова М.В. возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Республики Крым - Бортник Н.А. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Департамент труда и социальной защиты г. Севастополя в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом, причину не явки суду не сообщили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлены меры социальной поддержки многодетных семей, в том числе скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.
В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,... имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).
Закон Республики Крым от 17.12.2014 г. N 39-ЗРК/2014 "О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым", устанавливающий виды компенсаций, в том числе и частичную компенсацию оплаты коммунальных услуг многодетным семьям, фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Из установленных судом первой инстанции обстоятельств дела усматривается, что семья Ивановой М.В. является многодетной, 20.09.2016 года Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и Ивановой М.В. и Иванову С.А. выдано удостоверение многодетной семьи.
21 января 2019 года истец Иванова М.В. обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Евпатории с заявлением о назначении ей льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством, при этом приложила к заявлению необходимые документы.
Департаментом труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории принято решение от 23 января 2019 года об отказе в назначении ежемесячной скидки на оплату занимаемой общей площади жилых помещений и коммунальных услуг в связи с отсутствием постоянного места жительства в Республике Крым.
Иванова М.В. и члены ее семьи зарегистрированы по месту жительства в г. Белгород по адресу: "адрес".
В настоящее время истец со своей семьей проживает в жилом "адрес", расположенном в "адрес" дом принадлежит истцу на праве собственности, где все члены семьи имеют регистрацию по месту пребывания с 07.11.2018 года по 23.10.2028 года.
Старший сын истца Иванов Иван Станиславович, 09.10.2002 года рождения по паспорту гражданина Российской Федерации зарегистрирован по адресу: "адрес", с 10.12.2018 года и имеет свидетельство о регистрации по месту пребывания: Республика Крым, "адрес", с 07.11.2018 года по 23.10.2018 года.
В соответствии с ответом Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 15 апреля 2019 года Иванова М.В. зарегистрирована по адресу "адрес". В Департаменте труда и социальной защиты населения г. Севастополя на учете не состоит, меры социальной поддержки не получает.
Из сообщения МБУ администрации города Белгорода "Центр социальных выплат" от 09 апреля 2019 года N 51-54/03-09/1733 следует, что Иванова М.В. на учете для получения мер не состояла, ЕДК не назначалась и не выплачивалась, другие меры социальной поддержки не предоставлялись.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание фактическое проживание семьи Ивановых в жилом помещении в г. Евпатория Республики Крым, наличие у них регистрации по месту пребывания в данном жилом помещении, не использование ими права на получение мер социальной поддержки по месту регистрации в г. Белгород и в г. Севастополе, меры социальной поддержки истице должны быть предоставлены субъектом Российской Федерации по месту ее фактического проживания и регистрации по месту пребывания Департаментом труда и социальной защиты населения Администрации г. Евпатории Республики Крым.
Действие Закона Республики Крым "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Республике Крым" распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих местожительства в Республике Крым.
Регистрация семьи в доме в г. Евпатория по месту пребывания и фактическое проживание в нем порождает у истца право на получение мер социальной поддержки.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Судебная коллегия полагает, что, разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей судебной палаты по гражданским делам,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 24 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Департамент труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым, без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Мотина
Судьи И.А. Подлесная
И.А. Харченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.