Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
Кирюхиной М.А,
судей
Адаменко Е.Г,
Корсаковой Ю.М,
при секретаре
Вааповой С.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в "данные изъяты" гражданское дело по иску Черепахи Тамары Валентиновны к Сейтшаевой Шевхие и администрации города Феодосии Республики Крым, третье лицо - Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений и координатах земельного участка и постановке земельного участка на кадастровый учет, по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 8 апреля 2019 года,
УСТАНОВИЛА:
20 сентября 2018 года Черепаха Т.В. обратилась в суд с иском к Сейтшаевой Ш, в котором, уточнив исковые требования, просит снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", и поставить на кадастровый учет занимаемый ею земельный участок по "данные изъяты"
Исковые требования обоснованы тем, что по договору купли-продажи она приобрела у Карпова Н.А. жилой дом N "данные изъяты". Ранее данный дом входил в состав целого жилого дома N "данные изъяты" В результате раздела, произведенного между Сейтшаевой Ш. и "данные изъяты", образовалось два самостоятельных дома, один из которых в настоящее время принадлежит ей. Земельный участок, на котором был расположен в целом дом N "данные изъяты", решением Феодосийского городского совета от 28.02.2011 года был предоставлен Сейтшаевой Ш. и "данные изъяты" в аренду. В результате раздела дома N "данные изъяты", домам были присвоены отдельные адреса. Земельный участок при разделе дома также был фактически разделен. 26 декабря 2016 года она зарегистрировала свое право на принадлежащий ей жилой дом. Постановлением Администрации г..Феодосии Республики Крым от 09.06.2017 г..N 1800 была утверждена схема расположения занимаемого ею земельного участка на кадастровом плане территории площадью "данные изъяты" кв.м, кадастровый номер квартала "данные изъяты" земельному участку присвоен адрес: "данные изъяты", предварительно согласовано предоставление данного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обеспечено выполнение кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставлено право обращаться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации муниципальной собственности на земельный участок. Однако Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в постановке земельного участка на кадастровый учет ей было отказано в виду того, что при проведении анализа межевого плана выявлено пересечение границ находящегося в ее пользовании земельного участка и границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН.
Поскольку снятие с кадастрового учета ранее учтенных объектов недвижимости не предусмотрено нормами действующего законодательства, просит сделать это в судебном порядке.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 8 апреля 2019 года исковые требования Черепахи Т.В. удовлетворены. С кадастрового учета сняты сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты" с указанными координатными точками, включенные в ГКН 30.08.2016 года в результате завершения работ по внесению в кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных в границах кадастрового округа "Крымский" (90) в соответствии с материалами, предоставленными исполнителем работ по государственному контракту от 12.08.2015 г. N 68.
Поставлены на кадастровый учет в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке площадью "данные изъяты".м, расположенном по адресу: "данные изъяты" для осуществления государственной регистрации прав на данный земельный участок в соответствии с указанными координатными точками.
В апелляционной жалобе Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым просит данное решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
При этом указывает, что суд удовлетворил исковые требования при отсутствии для этого оснований, предусмотренных законом.
Решение суда является неконкретным, т.к. содержит указание как на снятие земельного участка с кадастрового учета, так и на исключение из ЕГРН сведений о его границах.
Удовлетворение требований о постановке земельного участка на кадастровый учет не соответствует положениям ст. ст. 14, 22 Федерального закона N 218-ФЗ.
Определением суда апелляционной инстанции данное дело назначено к рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, в качестве соответчика к участию в деле привлечена администрация города Феодосии Республики Крым.
В судебном заседании истец Черепаха Т.В. и ее представитель Лоскутов Е.Ф. поддержали исковые требования по основаниям, указанным в иске.
Ответчик Сейтшаева Ш, представитель ответчика - администрации города Феодосии Республики Крым, представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия считает возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав судью-докладчика, объяснения истца и ее представителя, исследовав материалы дела и проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Частью 1 ст. 330 ГПК РФ установлено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Согласно части 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" (пункты 2, 3) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Удовлетворяя исковые требования Черепахи Т.В, суд первой инстанции исходил из того, что наличие в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", прекратившим существование в связи с его разделом на два земельных участка, препятствует постановке на кадастровый учет земельного участка, на котором расположен принадлежащий истцу жилой дом, с целью его дальнейшего оформления в собственность.
Данный вывод суд первой инстанции сделал с нарушением норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 4 части 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При рассмотрении дела в апелляционном порядке установлено, что земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", в отношении которого суд удовлетворил требования истца о снятии с кадастрового учета, находится в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия.
Таким образом, судом принято решение о правах и обязанностях администрации города Феодосии Республики Крым, которая не была привлечена к участию в деле.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции в соответствии с пунктом 4 части 4 ст. 330 ГПК РФ подлежит безусловной отмене с принятием нового решения по существу исковых требований.
Из материалов дела усматривается, что домовладение N "данные изъяты" долей и Сейтшаевой Ш. в размере "данные изъяты" долей. Оба дома располагались на земельном участке общей площадью "данные изъяты" га.
Указанный земельный участок был передан в аренду Сейтшаевой Ш. и "данные изъяты"
На основании договора купли-продажи от 19.12.2011 года Черепаха Т.В. приобрела у "данные изъяты" долей жилого дома по "данные изъяты".
Впоследствии между Черепахой Т.В. и Сейтшаевой Ш. был произведен раздел жилого дома по "данные изъяты", согласно которому в собственность Черепахи Т.В. передан жилой дом литера " "данные изъяты" а в собственность Сейтшаевой Ш. - жилой дом "данные изъяты"
Домовладению Черепахи Т.В. был присвоен самостоятельный адрес - "данные изъяты".
После раздела жилого дома по "данные изъяты" между его сособственниками фактически был произведен раздел земельного участка общей площадью 0 "данные изъяты"
Постановлением администрации г. Феодосии Республики Крым от 14.01.2019 года N 144 земельный участок по "данные изъяты" с кадастровым номером "данные изъяты" кв.м. был передан в собственность Сейтшаевой Ш.
Право собственности Сейтшаевой Ш. на данный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН 22.02.2019 года.
Постановлением администрации г. Феодосии N 1800 от 09.06.2017 г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью "данные изъяты", кадастровый номер квартала "данные изъяты", а также присвоен объекту адресации - земельному участку площадью "данные изъяты".м. следующий адрес: "данные изъяты"
Пунктом 3 указанного постановления предварительно согласовано Черепахе Т.В. предоставление земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: г. "данные изъяты" для индивидуального жилищного строительства, обеспечено выполнение кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, Черепахе Т.В. предоставлено право обращаться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации муниципальной собственности на земельный участок.
22.12.2017 года Черепаха Т.В. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации кадастру Республики Крым с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка по "данные изъяты" кв.м.
12.04.2018 года в постановке земельного участка на кадастровый учет было отказано по тем основаниям, что земельный участок пересекается с границами земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" сведения о котором содержатся в ЕГРН, то есть с первоначальным земельным участком, в который входят участки по ул. "данные изъяты"
В связи с этим Черепаха Т.В. обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с кадастрового учета.
В удовлетворении заявления было отказано по тем основаниям, что снятие с кадастрового учета ранее учтенных объектов недвижимости не предусмотрено нормами действующего законодательства Российской Федерации и Республики Крым.
Сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" включены в ГКН 30.08.2016 года в результате завершения работ по внесению в кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, расположенных в границах кадастрового округа "Крымский" (90), в соответствии с материалами, предоставленными исполнителем работ по государственному контракту от 12.08.2015 года N 68. Сведения о местоположении границ данных земельных участков включены в кадастр недвижимости в соответствии с файлами обмена данными с результатами работ по землеустройству в электронном виде (обменными файлами), которые являлись основанием для государственного учета до вступления в силу закона N 6-ФКЗ, что предусмотрено Порядком включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 01.09.2014 года N 301.
В силу положений части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В статье 12 ГК РФ перечислены предусмотренные законом способы защиты гражданских прав, а также указано, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе иными способами, предусмотренными законом.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
В соответствии с пунктом 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Частью 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно части 1 ст. 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Частью 1.1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 г. "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (в редакции Федерального конституционного закона от 25.12.2018 года N 3-ФКЗ) до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым в соответствии с Соглашением между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 года N 2432-р, передано Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, созданному постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 года N 164.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.1.2018 года N 2832-р утверждено Дополнительное соглашение к Соглашению, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 года N 2432-р, о продлении срока полномочий Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.
Согласно пункту 7 части 4 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" прекратил свое существование в результате его раздела на два земельных участка, он подлежит снятию с государственного кадастрового учета.
Наличие на государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", который прекратил свое существование в связи с его разделом, нарушает право истца на постановку на кадастровый учет земельного участка по "данные изъяты", на котором расположен принадлежащий ей жилой дом, т.к. он расположен в тех же самых координатах.
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус "ранее учтенный", "Учтенный", не может лишать права обращения в суд заинтересованное лицо в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 N Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета, в том числе, на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах требования истца о снятии земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с государственного кадастрового учета являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Частью 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация нрав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 7 части 2 данной статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Таким образом, постановка земельного участка площадью "данные изъяты" на государственный кадастровый учет может быть произведена только после снятия с государственного кадастрового учета и на основании межевого плана.
Следовательно, оснований для удовлетворения исковых требований истца о постановке земельного участка на кадастровый учет не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 8 апреля 2019 года отменить.
Принять новое решение.
Исковые требования Черепахи Тамары Валентиновны удовлетворить частично.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты"
В остальной части иска отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.