Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
И.А. Харченко
судей
И.И. Мотиной
И.А. Подлесной
при секретаре судебного заседания
Д.Н. Побережной
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А. Харченко гражданское дело по исковому заявлению Гребенюк Лилии Леонидовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым, о признании незаконными решений, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 апреля 2019 года, которым исковые требования удовлетворены, -
установила:
18 сентября 2018 года Гребенюк Лилия Леонидовна обратилась иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым, в котором, с учётом уточнений просила:
признать решения ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым от 09.01.2018 года N 559936/17, от 22.12.2018 года N 596076/18 об отказе в установлении ей досрочной пенсии по старости, согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" незаконными;
признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ с момента повторного обращения, то есть с 28 августа 2018 года;
обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в города Симферополе Республики Крым включить в специальный стаж работы для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы:
с 01.08.1997 года по 01.08.1999 года в должности врача интерна анестезиолога-реаниматолога отделения реанимации, отделения анестезиологии с палатой интенсивной терапии Шестой городской клинической больницы города Симферополя в кратном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев;
с 02.11.2006 года по 27.08.2018 года в должности врача-анестезиолога отделения анестезиологии с койками для интенсивной терапии, врача- анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реаниматологии с палатами реанимации, и интенсивной терапии для взрослого населения ООО "Клиника Генезис" в кратном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев;
с 01.09.2002 года по 18.05.2003 года в должности врача-анестезиолога отделения анестезиологи и реанимации Красногвардейской ЦРБ в календарном исчислении;
обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым установить и выплачивать ей страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 ФЗ "О страховых пенсиях" N 400-ФХ с 28.08.2018 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что Гребенюк Л.Л. в период с 01.08.1997 года по настоящее время работает врачом анестезиологом-реаниматологом отделения анестезиологи-реаниматологии с палатами реанимации и интенсивной терапии для взрослого населения. 07.09.2017 года по достижении необходимого стажа она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", предоставив ответчику все необходимые документы. Решением ответчика N 5599317 от 09.01.2018 года ей отказано в установлении досрочной пенсии по старости. 28.08.2018 года истица повторно обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, предоставив дополнительно новую справку, уточняющую льготный период работы, занятость в которой дает право на досрочное назначение трудовой пенсии от 23.08.2018 года N 265, и трудовую книжку, подтверждающую работу в ООО "Клиника Генезис". По результатам внеплановой документальной проверки страхователя - ООО "Клиника Генезис" составлен акт N904 от 05.12.2018 года, которым установлено, что истица согласно приказа по Частному предприятию "Клиническая больница" N 410-к от 02.11.2006 года принята на работу на должность врача-анестезиолога отделения анестезиологии с койками для интенсивной терапии с окладом согласно штатного расписания с 02.11.2006 года. Согласно приказа по ООО "Клиническая больница" N 201/1-к от 25.06.2015 года переведена на должность врача-анестезиолога- реаниматолога отделения анестезиологии-реаниматологи с палатами реанимации и интенсивной терапии для взрослого населения с окладом согласно штатному расписанию с 25.06.2015 года (полная ставка); в данной должности продолжает работать по настоящее время.
Участие в операциях подтверждается Журналами записей оперативных вмешательств в стационаре, а также Журналами учёта анестезий отделения анестезиологии с койками для интенсивной терапии, отделения анестезиологии-реаниматологи с палатами реанимации интенсивной терапии для взрослого населения. Также установлено, что сведений о наличии периодов, не включенных в страховой стаж и в стаж на соответствующих видах работ, не выявлено. Однако, повторно решением ответчика N 596076/18 от 22.12.2018 года ей отказано в установлении досрочной пенсии по старости со ссылкой на то, что специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составил 12 лет и 7 месяцев 3 дня при необходимых 30 годах. Истица не согласна с решениями ответчика об отказе в установлении ей досрочной страховой пенсии по старости.
Так, ответчиком не учтён стаж её работы в Шестой городской клинической больнице города Симферополя с 01.08.1997 года по 01.08.1999 года в календарном исчислении, однако, по мнению истца, данный период подлежит включению в расчёт специального стажа в кратном исчислении как один год работы в один год и шесть месяцев, что должно составлять 3 года и 2 дня, поскольку указанная больница является полноценным государственным бюджетным лечебным учреждением с отделением анестезиологи и реанимации, что соответствует приказу N494н от 06.09.2016 года. Кроме того, наименование её должности "врач анестезиолог-реаниматолог" согласно записи в её трудовой книжке и справке, уточняющей особый характер работы и условий труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии, выданной ГБУЗ РК "Симферопольская клиническая больница скорой медицинской помощи N6" от 14.08.2018 года N76 подпадает под именование должностей, указанных в пункте 2 наименований должностей Перечней, утвержденных Постановлением N 781 и постановлением N1066, которыми предусмотрены должности врачей - анестезиологов-реаниматологов (врачей-анестезиологов - реаниматоров) отделений анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии соответствующих учреждений. Более того, согласно справке, уточняющей особый характер работы и условий труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии, выданной ГБУЗ РК "Симферопольская клиническая больница скорой медицинской помощи N6" от 14.08.2018 года N76, выданной, в том числе на основании штатного расписания за 1997-1999 годы, она была принята с 01.08.1997 года на должность врача интерна анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии с палатой интенсивной терапии.
Справка, уточняющая характер работы и условий труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии, выданной ГБУЗ РК "Симферопольская клиническая больница скорой медицинской помощи N 6" от 14.08.2018 года N 76 документально подтверждает её участие в оперативных и хирургических вмешательствах в период работы с 01.08.1997 года по 01.08.1999 года. Кроме того, Законом Украины "О пенсионном обеспечении", действовавшим на территории Республики Крым до 01.01.2015 года, были предусмотрены льготы по зачислению стажа работы в медицинских учреждениях, а именно: работа в реанимационных отделениях учреждений здравоохранения засчитывалась в стаж работы в двойном размере.
Также истица не согласна с исключением из расчёта специального стажа работы периода с 01.09.2002 года по 18.05.2003 года (8 месяцев 18 дней) в должности врача-анестезиолога отделения анестезиологии и реанимации по совместительству на 0,5 ставки Красногвардейской ЦРБ, так как работа протекала менее чем на 1 ставку. Считает, что указанный период подлежит включению в специальный стаж работы в календарном исчислении, поскольку работу врачом-анестезиологом отделения анестезиологии и реанимации по совместительству на 0,5 ставки Красногвардейской ЦРБ она совмещала с работой врачом-ординатором в клинической ординатуре по специальности анестезиология на кафедре анестезиологии и реанимации Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского, что подтверждается соответствующей записью в трудовой книжке, и согласно действующего в указанный период законодательства Украины, а именно: статье 52, пункта "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", а также постановления Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 года N 909 засчитывалось в специальный медицинский стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет.
Кроме того, по мнению истца, безосновательно исключён из расчёта специального стажа работы период её работы с 02.11.2006 года по 27.08.2018 года, что в календарном исчислении составляет на дату повторного обращения к ответчику 27.08.2018 года 11 лет 9 месяцев 27 дней, а в кратном исчислении - 17 лет 8 месяцев врачом-анестезиологом отделения анестезиологи с койками для интенсивной терапии ООО "Клиника Генезис" в режиме нормальной продолжительности рабочего времени в объёме полной ставки 1,0, поскольку наименование ее должности и наименование отделения являются тождественными понятиями, предусмотренными Приказами от 06.09.2016 года N 494н, от 26.02.2015 года N77н, и указанный период работы с 02.11.2006 года по 27.08.2018 года должен быть включён в расчёт льготного стажа работы в кратном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев). Кроме того, согласно акту N 904 от 05.12.2018 года, составленного ответчиком по результатам проверки, подтвержден факт её работы в должности, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 года N40-ФЗ "О страховых пенсиях". Также ответчиком не учтены положения частей 3, 4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 года, которые предусматривают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действующим в период выполнения данной работы (деятельности) и дающей право на досрочное назначение пенсии.
Кроме того, ООО "Клиника Генезис" включена в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС, оказывает медицинскую помощь гражданам в рамках обязательного медицинского страхования, что подтверждается соответствующей справкой за исх.N 241 от 02.08.2018 года, а также реестром медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя от 15 апреля 2019 года исковое заявление Гребенюк Лилии Леонидовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым, о признании незаконными решений, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости - удовлетворено.
Признано незаконными решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым от 09.01.2018 года N 559936/17, от 22.12.2018 года N 596076/18 об отказе Гребенюк Лилии Леонидовне в установлении досрочной страховой пенсии по старости, согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, следующие периоды работы Гребенюк Лилии Леонидовны:
с 01.08.1997 года по 01.08.1999 года в должности врача интерна анестезиолога-реаниматолога отделения реанимации, отделения анестезиологии с палатой интенсивной терапии Шестой городской клинической больницы г. Симферополя в кратном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев;
с 02.11.2006 года по 27.08.2018 года в должности врача-анестезиолога отделения анестезиологии с койками для интенсивной терапии, врача- анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реаниматологии с палатами реанимации и интенсивной терапии для взрослого населения ООО "Клиника Генезис" в кратном исчислении 1 год за 1 год и 6 месяцев;
с 01.09.2002 года по 18.05.2003 года в должности врача-анестезиолога отделения анестезиологи и реанимации Красногвардейской ЦРБ в календарном исчислении.
Обязано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым назначить Гребенюк Лилии Леонидовне досрочную страховую пенсию по старости с 28 августа 2018 года.
Взыскано с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым в пользу Гребенюк Лилии Леонидовны государственную пошлину в сумме 300,00 руб.
Не согласившись с таким решением суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым 26 апреля 2019 года подало апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Гребенюк Лилии Леонидовны отказать. Основные доводы жалобы заключаются в том, что у Гребенюк Л.Л. не возникло право на досрочное назначение пенсии согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, так как специальный стаж работы истца составил 12 лет 7 месяцев 3 дня, при необходимых 30 годах, ввиду того, что пенсионный орган не находит правовых оснований для учета в специальный стаж истца периодов работы осуществления трудовой деятельности в коммерческих организациях, не являющихся учреждениями здравоохранения.
На апелляционную жалобу ответчика, истцом Гребенюк Л.Л поданы письменные возражения (том 3 листы дела 1-24).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец Гребенюк Л.Л. и её представитель - адвокат Мельникова А.Е, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель апеллянта в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен в надлежащий способ, что подтверждено материалами дела, ходатайств об отложении слушания по делу не подали, об уважительности причин отсутствия суду не довели.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту Закон N 400-ФЗ), право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Закона N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу частей 2-4 статьи 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно подпункту "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1991 года.
Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
В соответствии с пунктом 2 наименований должностей Перечней, утвержденных Постановлением N 781 и Постановлением N 1066 предусмотрены должности врачей - анестезиологов - реаниматологов (врачей - анестезиологов - реаниматоров) отделений анестезиологии -реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии соответствующих учреждений.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.09.2016 года N 494н "Об установлении тождества отдельных структурных подразделений медицинских учреждений, расположенных на территории Республики Крым, работа в которых осуществлялась до 18 марта 2014 года, установлено тождество наименований структурных подразделений "Отделение анестезиологии и интенсивной терапии", "Отделение анестезиологии и коек интенсивной терапии", "отделение анестезиологи с койкой интенсивной терапии" наименованию структурного подразделения "отделение анестезиологии - реанимации".
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.02.2015 года N 77-н "Об установлении соответствия должностей медицинских работников и фармацевтических работников, установленных до 18 марта 2014 года, должностям, указанным в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденных в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 года N323-Ф3 "Об основах здоровья граждан Российской Федерации" установлено соответствие должности "врач-анестезиолог" должности "врач- анестезиолог-реаниматолог".
Таким образом, право на льготное исчисление специального стажа имеют врачи-анестезиологи, врачи анестезиологи-реаниматологи ( врачи- анестезиологи-реаниматоры) отделений анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений.
Согласно разъяснений, изложенных в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Симферополе Республики Крым от 09.01.2018 года N 559936/17 Гребенюк Л.Л. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составил 12 лет 7 месяцев 3 дня, при необходимых 30 годах.
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Симферополе Республики Крым от 22.12.2018 года N 596076/18 Гребенюк Л.Л. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составил 12 лет 7 месяцев 3 дня, при необходимых 30 годах. В расчёт специального стажа работы не включены периоды:
с 01.09.2002 года по 18.05.2003 года - врач анестезиолог отделения анестезиологии и реанимации по совместительству на 0,5 ставки Красногвардейской ЦРБ, так как работа протекала менее чем на 1 ставку;
с 02.11.2006 года по 26.08.2009 года - врач-анестезиолог отделения анестезиологи с койками для ИТ 7-й городской клинической больницы г. Симферополя (0,5 ставки) и врач-анестезиолог отделения анестезиологи с койками для ИТ в Крымском республиканском Диагностическом центре на 0,25 ставки, так как работа протекала менее чем на 1 ставку;
с 27.08.2009 года по 31.01.2011 года - врач-анестезиолог отделения анестезиологии с койками для ИТ в Крымском республиканском Диагностическом центре на 0,25 ставки, так как работа протекала менее чем на 1 ставку;
с 02.11.2006 года по 27.08.2018 года - врач-анестезиолог отделения анестезиологи с койками для ИТ ООО "Клиника Генезис", так как учреждение и ООО являются отдельными разновидностями юридического лица, правовых оснований для включения в стаж для досрочного назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью периодов работы в обществе с ограниченной ответственностью не имеется. По документам, предоставленным плательщиком при проведении документальной проверки. Установить, что в учреждении есть структурные подразделения, из числа предусмотренных в пункте 6 Правил N 781, не представляется возможным (акт документальной проверки N 904 от 05.12.2018 года).
с 01.07.2014 года по 07.09.2017 года - врач-анестезиолог реаниматолог отделения анестезиологии-реанимации с палатами реанимации и ИТ ГБУЗ РК "Симферопольская ГКБ N 7" на 0,5 ставки, так как работа протекала менее чем на 1 ставку.
Исключая из расчёта специального стажа истицы периоды: с 02.11.2006 года по 26.08.2009 года - врач-анестезиолог отделения анестезиологи с койками для ИТ 7-й городской клинической больницы г. Симферополя (0,5 ставки) и врач-анестезиолог отделения анестезиологи с койками для ИТ в Крымском республиканском Диагностическом центре на 0,25 ставки, а также с 27.08.2009 года по 31.01.2011 года - врач-анестезиолог отделения анестезиологии с койками для ИТ в Крымском республиканском Диагностическом центре на 0,25 ставки, пенсионный орган указал, что работа протекала менее чем на 1 ставку.
Между тем, из материалов дела следует, что в указанные периоды с 02.11.2006 года и до настоящего времени Гребенюк Л.Л. работает в должности врача-анестезиолога отделения анестезиологи с койками для интенсивной терапии ООО "Клиника Генезис" в режиме полной ставки.
Согласно справке, уточняющей период работы, занятость в которой даёт право на досрочное назначение трудовой пенсии исх.N 265 от 23 августа 2018 года, выданной ООО "Клиника Генезис", Гребенюк Л.Л. работает в ООО "Клиника Генезис" с 02 ноября 2006 года в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реаниматологии с палатами реанимации и интенсивной терапии для взрослого населения. С 02.11.2006 года по настоящее время работает в режиме нормальной продолжительности рабочего времени в объёме полной ставки 1,0 по основному месту работы (том 1 лист дела 56).
Таким образом, учитывая, что истица в период с 02.11.2006 года по настоящее время работает в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реаниматологии с палатами реанимации и интенсивной терапии, включенной в Перечень, утвержденный Постановлением N 781, в объёме полной ставки 1.0, принимая во внимание вышеизложенные разъяснения Верховного суда Российской Федерации о том, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил, не поименованных в Списке, а также установленное соответствие должностей и наименований структурных подразделений Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 06.09.2016 года N 494н, приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.02.2015 года N 77н, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о включении в расчёт льготного стажа работы в кратном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев) период работы истицы врачом-анестезиологом отделения анестезиологии с койками для интенсивной терапии в ООО "Клиника Генезис", что составляет более 17 лет.
Суд первой инстанции также счёл обоснованным включение в льготный стаж в кратном исчислении периода работы истицы с 01.08.1997 года по 01.08.1999 года в должности врача интерна анестезиолога-реаниматолога отделения реанимации, так как названная должность включена в Перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утвержденный постановлением Правительства от 22 сентября 1999 года N 1066 (справка, уточняющая особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии от 14.08.2018 года N 76, выданная ГБУЗ РК "Симферопольская клиническая больница скорой медицинской помощи N 6", лист дела 48 том 1). Таким образом, суд установил, что льготный стаж работы истицы за указанный период составляет 3 года 2 дня.
Как уже было указано выше, согласно решению Управления ПФ от 22.12.2018 года N 596076/18, из расчёта специального стажа работы исключен период с 01.09.2002 года по 18.05.2003 года в должности врача анестезиолога отделения анестезиологии и реанимации по совместительству на 0,5 ставки Красногвардейской ЦРБ, так как работа протекала менее чем на 1 ставку.
В соответствии с пунктом 3.1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" указано, что сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 2-П от 29 января 2004 года, со ссылкой на Постановление N 8-П от 24 мая 2001 года и Определение N 320-0 от 5 ноября 2002 года, указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права (п. 3.3).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30.09.2005 года N 45-В05-6С, положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; учитывая необходимость стабильности в правовом регулировании и необходимость предоставления возможности гражданам адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения в соответствии с пенсионным законодательством, действующим в спорные периоды.
В спорный период работы истца с 01.09.2002 года по 01.01.2015 года право на досрочное пенсионное обеспечение предусматривалось статьёй 52 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", согласно которой право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники охраны здоровья согласно пункту "е" статьи 55 указанного Закона.
Пунктом "е" статьи 55 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", предусматривалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники охраны здоровья при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Перечнем заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Кабинета министров Украины от 04.11.1993 года N 909, предусмотрено, что такое право дает работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала (независимо от наименования должностей).
В соответствии с данным Постановлением все должности врачей, независимо от их наименования, имели право выхода на пенсию при наличии специального стажа работы не менее 25 лет.
Таким образом, период работы истца с 01.09.2002 года по 18.05.2003 года врачом анестезиологом отделения анестезиологии и реанимации по совместительству (совместительство с ординатурой Крымского государственного медицинского университета) в Красногвардейской ЦРБ обоснованно включены в расчёт специального стажа в календарном исчислении (8 месяцев 8 дней).
Довод апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для учёта в специальный стаж истца периодов работы осуществления трудовой деятельности в коммерческих организациях, не являющихся учреждениями здравоохранения нашел свое отражение в оспариваемом судебном акте, в частности, суд первой инстанции исходил из следующего.
В пунктах 17, 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
При определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа.
Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско- акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 декабря 2013 года N 2064-0, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятиным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства при реализации права на пенсионное обеспечение.
Проанализировав фактические обстоятельства по делу, оценив представленные сторонами доказательства с учётом положений законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о незаконности отказа пенсионного органа в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости, поскольку осуществление Гребенюк Л.Л. лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения более 30 лет, что дает право на пенсию по старости на льготных условиях, подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств.
В силу части 1, части 2 статьи 22 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учётом части 7 статьи 21 указанного Федерального закона.
Принимая во внимание, что заявление со всем пакетом необходимых документов было подано истцом в пенсионный орган 28 августа 2018 года, следовательно, суд первой инстанции правомерно обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым назначить Гребенюк Лилии Леонидовне досрочную страховую пенсию по старости с 28 августа 2018 года.
Мотивы удовлетворения иска достаточно полно изложены в решении суда, основаны на материалах дела и представленных сторонами доказательствах и являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы повторяют основания заявленных в суде первой инстанции возражений ответчика, однако эти доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу, а потому не могут служить основанием к отмене состоявшегося судебного решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы, применительно к положениям статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции распределены верно.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,-
определила:
Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 15 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий судья
И.А. Харченко
Судьи
И.И. МотинаИ.А. Подлесная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.