Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судей
при секретаре
Кураповой З.И, Тимошенко Е.Г,
Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сулейманова Сулеймана Сейдаметовича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Судакского городского отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Алиевой Э.С. о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации,
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 24 апреля 2019 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Сулейманов С.С. обратился в Судакский городской суд Республики Крым с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Судакского городского отдела Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Алиевой Э.С, в котором просил признать незаконным уведомление о приостановлении государственной регистрации права на земельный участок от 04 февраля 2019 года за N90/018/100/2019-526.
Требования мотивированы тем, что 23 января 2019 года административным истцом подано заявление о государственной регистрации права на недвижимое имущество - земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", в жилом районе "адрес" общей площадью 595 кв.м. Уведомлением о приостановлении государственной регистрации от 04 февраля 2019 года за N90/018/100/2019-526 Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым приостановил до ДД.ММ.ГГГГ регистрацию права собственности административного истца на земельный участок по следующим основаниям: представленные документы не являются основанием для государственной регистрации права на рассматриваемый земельный участок. Данное уведомление о приостановлении государственной регистрации административный истец считает незаконным и необоснованным, поскольку решение исполнительного комитета Судакского районного Совета народных депутатов от 08 февраля 1991 года N90 "О выделении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в жилом районе "адрес" которым гр. Сулейманову Сулейману Сейдаметовичу был выделен земельный участок N в квартале N, в жилом районе "адрес"", площадью участка 595 кв.м, подпадает под действие Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ, Закона Республики Крым от 31.07.2014 N38-ЗРК, Постановления Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N264, и является документом подтверждающим наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 24 апреля 2019 года административный иск Сулейманова С.С. удовлетворён: признано незаконным уведомление о приостановлении государственной регистрации от 04 февраля 2019 года за N90/018/100/2019-526.
В апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции
нарушены нормы материального права. Так, представленное на государственную регистрацию административным истцом решение исполнительного комитета Судакского районного совета народных депутатов от 08 февраля 1991 года N90 "О выделении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в жилом районе "Суук-Су", не является документом, подтверждающим ранее возникшее право.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением исполнительного комитета Судакского городского Совета народных депутатов от 16 января 1991 года N417-11/3 "О выделении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в жилом районе "адрес" гр. Сулейманову Сулейману выделен земельный участок, квартал N, участок, N, площадь участка 5.95, что подтверждается архивной выпиской N05-18/1783 от 25 мая 2018 года (л.д. 5).
Данное решение, как следует из его содержания, принято во исполнение решения президиума Крымского областного Совета народных депутатов N63 от 17.12.90г, решения сессии районного Совета народных депутатов от 3.07.90г. по результатам рассмотрения чертежа жилого района "адрес" и представленных гражданами документов.
В пункте 3 решения указано: просить исполком районного Совета народных депутатов разрешить указанным в настоящем решении гражданам строительство индивидуальных жилых домов на выделенных земельных участках, а в пункте 7 - просить исполком районного Совета народных депутатов утвердить настоящее решение.
Решением исполнительного комитета Судакского районного Совета народных депутатов от 08 февраля 1991 года N90 "О выделении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в жилом районе "адрес" утверждено решение исполнительного комитета Судакского городского Совета народных депутатов от 16 января 1991 года N11/3 "О выделении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в жилом районе "адрес" гр. Сулейманову Сулейману выделен земельный участок: квартал N, участок N, площадь участка 5.95, что подтверждается архивной выпиской NТ-6732-Г-6735 от 14 декабря 2016 года (л.д. 6).
Решением 9-й сессии 6-го созыва Судакского городского совета АР Крым N461/9-11 от 15 июля 2011 года "О внесении изменений в решения исполнительного комитета Судакского городского совета на выделение земельных участков" в п. 3 Nп/п 3.136 решения исполнительного комитета Судакского районного Совета народных депутатов от 08 февраля 1991 года N90 "О выделении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в жилом районе " "адрес"" внесены изменения в части уточнения отчества заявителя: 3.136 Сулейманов Сулейман Сейдаметович -квартал N участок N площадь участка 5,95.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2018 года по делу N2-782/2018 установлен факт, имеющий юридическое значение, а именно: ошибочного указания площади земельного участка N в квартале N в жилом районе "адрес" размером 5,95 в решении исполнительного комитета от 16 января 1991 года N417-11/3 "О выделении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в жилом районе "адрес"" и решении исполнительного комитета Судакского районного Совета народных депутатов от 08 февраля 1991 года N90 "О выделении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в жилом районе " "адрес" действительная площадь земельного участка установлена размером 595 кв.м.
В последующем, данный земельный участок поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера N.
23 января 2019 года административным истцом подано заявление в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о государственной регистрации права на недвижимое имущество: земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 595 кв.м.
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Алиевой Э.С. от 04 февраля 2019 года N90/018/100/2019-526 государственная регистрация приостановлена до 03 мая 2019 года.
В обоснование такого решения, государственным регистратором, со ссылками на пункт 5 части 1 статьи 26, пункт 3 части 1 статьи 29, части 1 статьи 21, части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", указано на непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Для устранения причин, препятствующих проведении государственной регистрации, административному истцу рекомендовано провести в соответствие представленные на государственную регистрацию документы, а именно: необходимо предоставить документ, подтверждающий наличие, возникновение или переход права собственности на рассматриваемый объект недвижимости в соответствии с действующим законодательством.
Удовлетворяя административный иск Сулейманова С.С, суд первой инстанции исходил из того, что решение исполнительного комитета Судакского районного Совета народных депутатов от 08 февраля 1991 года N90 "О выделении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в жилом районе " "адрес"", являются документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав, в связи с чем, обстоятельства, указанные в оспариваемом решении, не могут быть основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами
Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее- Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ),
а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ, единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, определены в статье 21 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как усматривается из материалов дела, в качестве основания для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации недвижимого имущества, административным истцом предоставлены архивная выписка N05-18/1783 от 25 мая 2018 года из решения исполнительного комитета Судакского городского Совета народных депутатов от 16 января 1991 года N417-11/3 "О выделении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в жилом районе "адрес"" согласно которой, Сулейманову Сулейману был выделен земельный участок, квартал N, участок, N, площадь участка 5.95, а также архивная выписка NТ-6732-Т-6735 от 14 декабря 2016 года из решения исполнительного комитета Судакского районного Совета народных депутатов от 08 февраля 1991 года N90 "О выделении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в жилом районе " "адрес"", которым утверждено решение исполнительного комитета Судакского городского Совета народных депутатов от 16 января 1991 года N11/3 "О выделении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов в жилом районе " "адрес"".
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В силу статьи 5 Земельного кодекса Украины от 18.12.1990 года, действовавшего в месте и на момент издания предоставленных административным истцом документов в Госкомрегистр, распоряжаются землей Советы народных депутатов, которые в пределах своей компетенции предоставляют земельные участки во владение или пользование и изымают их.
В пожизненное унаследованное владение земля предоставляется гражданам Украинской ССР для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных зданий (статья 6 Земельного кодекса Украины).
Как предусматривалось статьёй 67 указанного Кодекса, гражданам Украинской ССР по решению сельского, поселкового, городского Совета народных депутатов в пожизненное унаследованное владение предоставляются земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов, хозяйственных построек, гаражей и дач.
Согласно статье 17 данного Кодекса, предоставление земельных участков во владение или пользование осуществляется в порядке отвода.
Отвод земельных участков проводится на основании решения соответствующего Совета народных депутатов. В решениях о предоставлении земельных участков во владение или пользование указывается цель, для которой они отводятся.
Право владения или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, издаваемыми и регистрируемыми сельскими, поселковыми, районными, городскими Советами народных депутатов (статья 23 Земельного кодекса Украины).
Законом Республики Крым от 31.07.2014 N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" установлены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Согласно части 4 статьи 8 данного Закона, реречень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 Постановления Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, в том числе решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду).
При этом, согласно пункту 2 данного Постановления, документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются дубликаты документов, указанных в пункте 1 настоящего Перечня, выданные нотариусами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами приватизации, копии архивных правоустанавливающих документов и архивные выписки из них, выданные государственным архивом.
Согласно частям 1, 2 статьи 8-2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", государственная регистрация права собственности гражданина Российской Федерации на земельный участок, предоставленный до принятия Федерального конституционного закона для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина Российской Федерации на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина Российской Федерации на указанный в части 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета независимо от утверждения его решением сессии сельского, поселкового, городского совета, в том числе без указания сведений о праве, на котором земельный участок передается такому гражданину, при условии, что данное решение не отменено; иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок, изданный в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания, кроме договора аренды, документа о передаче земельного участка во временное пользование.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что административным истцом в адрес регистрирующего органа были представлены достаточные документы, подтверждающие наличие ранее возникших прав на объект недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации права.
Однако, данные положения закона не были приняты во внимание административным ответчиком.
В связи с чем, являются верными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение принято административным ответчиком без учёта вышеуказанных норм действующего законодательства.
При этом, судебная коллегия отмечает, что деятельность административного ответчика в рассматриваемой сфере отношений относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти должны соблюдать определённые гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции, решением исполкома Судакского районного Совета народных депутатов от 26.04.1991г, Сулейманову Сулейману разрешено строительство индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке (л.д. 118), которому, согласно справке КРП БРТИ г. Судака N384 от 12.04.2011г, присвоен следующий юридический адрес: "адрес" (решение исполнительного комитета Судакского городского совета народных депутатов Республики Крым N384 от 26.07.1994г.) (л.д. 117).
Согласно выданному Отделом Госкомзема в г. Судаке 10.05.2012г. за NС-927 извлечению из реестра земельных участков, предоставленных для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебных участков), в Автономной Республике Крым, административному истцу предоставлен вышеуказанный земельный участок в собственность решением Судакского райисполкома от 08.02.1991г. (л.д. 116).
С 1996 года административный истец и члены его семьи имеют зарегистрированное место проживания по вышеуказанному адресу (л.д. 137, 138, 139, 148).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат в себе правовых оснований для отмены судебного акта, а также данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на обоснованность и законность решения, опровергали бы правильность изложенных в решении выводов, в связи с чем, они не могут быть приняты во внимание.
Несогласие административного ответчика с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, что имеет место нарушение судом норм материального права.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор по существу, суд постановилзаконное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, судом не допущено.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 24 апреля 2019 года по административному делу N2а-426/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: З.И. Курапова
Е.Г. Тимошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.