Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судей
при секретаре
Кураповой З.И, Тимошенко Е.Г,
Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора города Алушты Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации города Алушты Республики Крым, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, заинтересованное лицо ГУП РК "Вода Крыма" о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Администрации города Алушты Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 29 марта 2019 года, которым заявленные требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Прокурор города Алушты Республики Крым обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации города Алушты Республики Крым, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации города Алушты по выполнению требований ч.9 ст.7 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", выразившееся в непринятии мер к организации нецентрализованного холодного водоснабжения или подвоза питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N634, в отношении домов, расположенных по адресу: г..Алушта, с. Приветное, ул. Тейфука, Белогорская, Сахарова, обязать Администрацию города Алушты исполнить требования установленные ч.9 ст.7 Федерального закона от 07.12.2011 N416-ФЗ "О водоснабжениии водоотведении" в части организации нецентрализованного холодного водоснабжения или подвоза питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, в отношении указанных домов в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу, признать незаконным бездействие Министерства жилищно- коммунального хозяйства Республики Крым по постановке на учёт бесхозяйного объекта: разводящих и кольцевых сетей от скважины N5909 к улицам Тейфука, Белогорская, Сахарова с. Приветное, г..Алушта, и обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым осуществить действия по постановке на учёт бесхозяйного объекта - разводящих и кольцевых сетей от скважины N5909 к улицам Тейфука, Белогорская, Сахарова с.
Приветное, г..Алушта, в соответствии с Порядком включения бесхозяйного имущества, находящегося на территории Республики Крым, в Реестр имущества, находящегося в собственности Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 19.03.2018 N119 в течение трёх месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере водоснабжения. В ходе проверки установлено, что часть территории с. Приветное, а именно: ул. Тейфука, Белогорской, Сахарова не подключены к централизованной системе холодного водоснабжения. Органом местного самоуправления Администрацией города Алушты Республики Крым не организовано нецентрализованное холодное водоснабжение или подвоз питьевой воды в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, что создаёт угрозу вспышки инфекционных заболеваний в городском округе. По указанному факту прокуратурой города 25 декабря 2019 года в адрес Администрации города Алушты внесено представление об устранении нарушений требований действующего законодательства, однако, действенных мер Администрацией города Алушты не принято. При выходе на место, помощником прокурора установлено наличие разводящих и кольцевых сетей от скважины N5909 к улицам Тейфука, Белогорская, Сахарова. Данные трубы являются бесхозными. Бесхозяйные сети водоснабжения должны быть поставлены на учёт. Обязанность по постановке на учёт бесхозяйных сетей водоснабжения возложена на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым. Министерство возложенную на него обязанность не выполняет. Непринятие Администрацией города Алушты Республики Крым, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым мер, направленных на обеспечение в достаточной мере населения водой, в том числе, оформления права собственности на бесхозяйные сети водоснабжения, свидетельствует о неисполнении административными ответчиками обязанностей по организации водоснабжения населения.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 29 марта 2019 года административный иск Прокурора города Алушты Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц удовлетворён частично: признано незаконным бездействие Администрации города Алушты Республики Крым, выразившееся в непринятии мер к организации нецентрализованного холодного водоснабжения или подвоза питьевой воды в отношении домов, расположенных по адресу: г. Алушта, с. Приветное, ул. Тейфука, Белогорская, Сахарова; на Администрацию города Алушты Республики Крым возложена обязанность организовать нецентрализованное холодное водоснабжение или подвоз питьевой воды в отношении указанных домов в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением в части удовлетворения иска, Администрацией города Алушты Республики Крым подана апелляционная жалоба, в котором апеллянт просит отменить решение суда в этой части и принять новое, которым в удовлетворении административного иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что решение суда первой инстанции является незаконным, поскольку Администрацией города Алушты предприняты необходимые меры по организации нецентрализованного холодного водоснабжения и подвоза питьевой воды в село Приветное, по этому вопросу принято постановление. Вопросы обеспечения водоснабжением в муниципальном образовании городской округ Алушты курирует самостоятельное юридическое лицо - Управление капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алушты, которое также не было привлечено по данному делу в качестве соответчика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель стороны административного истца Прокуратуры Республики Крым по доверенности - Корчагина А.В, а также представитель заинтересованного лица ГУП РК "Вода Крыма" по доверенности - Митявская С.А, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктами 1 и 3 части 2 статьи 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признанными недееспособными, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим.
В силу статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд (часть 1).
Прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несёт процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска (часть 4).
При этом, под неопределённым кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь к участию в деле и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого конкретного лица.
Европейским Судом по правам человека указывалось, что сторонами гражданского разбирательства являются истец и ответчик, имеющие равные права, включая право на юридическую помощь. Поддержка прокуратурой одной из сторон, несомненно, может быть оправданной при определённых обстоятельствах, например, для защиты прав уязвимых групп - детей, инвалидов и так далее, - которые считаются неспособными защитить свои интересы самостоятельно, или когда данным нарушением затронуты многие граждане, или если требуют защиты государственные интересы (п. 35 Постановления Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 г. по делу "Менчинская (Menchinskaya) против Российской Федерации").
Защита прав и интересов уязвимых общественных групп, не способных защитить свои права, может быть исключительной причиной вмешательства прокурора.
Из анализа приведенных норм права в их совокупности следует, что прокурор обладает административной процессуальной дееспособностью на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления в интересах неопределённого круга лиц.
Как указано в административном исковом заявлении, прокурор города Алушты, обращаясь в суд, действует в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. При этом, прокурор оспаривает бездействие Администрации города Алушты Республики Крым, которое затрагивает права и законные интересы населения домов по улицам Тейфука, Белогорской, Сахарова в с. Приветное, г. Алушта со ссылкой в исковом заявлении на нарушение прав населения с. Приветное на жизнь, здоровье, благоприятную среду.
К исковому заявлению в качестве доказательств приложены копии ответов Администрации города Алушты Республики Крым, ГУП РК "Вода Крыма", Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым на обращения ФИО1 по вопросу водоснабжения с. Приветное.
Более того, в представлении прокурора в Администрацию города Алушты по данному вопросу указано на проживающих и лишённых доступа к водоснабжению более 80 человек (л.д. 22), в постановлении Администрации города Алушты по организации подвоза воды в с. Приветное определено конкретное количество жителей, подлежащих обеспечению питьевой водой, - 120 человек (л.д. 41).
То есть, круг лиц, проживающих в домах на улицах Тейфука, Белогорской, Сахарова в с. Приветное, г. Алушта, и которым не поставляется водоснабжение, является явно определённым.
Принимая во внимание предмет и основания административного искового заявления, указанные выше обстоятельства и приведённые нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что круг лиц, в защиту которых прокурором города Алушты подано административное исковое заявление, является значительным, однако, определённым.
Указанное обстоятельство (круг лиц является определённым) лишает прокурора города Алушты Республики Крым права на обращение в суд с данным административным исковым заявлением о признании бездействия Администрации города Алушты Республики Крым, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, незаконным, о возложении обязанности совершить определённые действия, что, по мнению судебной коллегии, в данном случае свидетельствует об отсутствии у прокурора административной процессуальной дееспособности.
При этом, согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что постановленное решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 29 марта 2019 года, как принятое с существенным нарушением норм процессуального права, в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене, с оставлением административного искового заявления Прокурора города Алушты Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации города Алушты Республики Крым, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности совершить определённые действия, без рассмотрения.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 29 марта 2019 года по административному делу N2а-557/2019 в части удовлетворения исковых требований к Администрации города Алушты Республики Крым - отменить.
Административное исковое заявление Прокурора города Алушты Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации города Алушты Республики Крым о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности совершить определённые действия - оставить без рассмотрения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: З.И. Курапова
Е.Г. Тимошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.