Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И,
судей Мостовенко Н.Р,
Павловского Е.Г,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ФИО1 - ФИО2 на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 24.05.2019 г. по делу N2а-876/2019 по административному исковому заявлению прокурора г. Алушты в защиту интересов неопределенного круга лиц к Алуштинскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица: администрация города Алушта Республики Крым, ФИО1, о признании незаконным решения Приветненского сельского совета от 15.11.2012 г. N37/13,
заслушав доклад судьи Кураповой З.И,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Алушта Бродский С.И. обратился в Алуштинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным решения Приветненского сельского совета от 15.11.2012 г. N37/13 "О разрешении разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений гражданке Патаман И.Ю.".
Вышеуказанное заявление мотивировано тем, что решение принято с нарушением земельного законодательства и законодательства о противодействии коррупции. Так, в нарушение ст.ст. 1, 4, 14 Закона Украины от 07.04.2011 г. N3206-VI "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" (действовавшего на момент принятия оспариваемого решения) депутат Приветненского сельского совета Патаман А.А. голосовал за принятие оспариваемого решения о разрешении разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений гражданке Патаман И.Ю, которая является его супругой. Кроме того, в нарушение ст. 118 Земельного кодекса Украины, в ходатайстве Патаман И.Ю. отсутствует ориентировочная площадь испрашиваемого земельного участка. Сведения об опубликовании (обнародовании) решения Приветненского сельского совета от 15.11.2012 г. N37/13 отсутствуют.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 24.05.2019 г. по делу N2а-876/2019 административное исковое заявление прокурора г. Алушты удовлетворено; признано незаконным решение Приветненского сельского совета от 15.11.2012 г. N37/13 "О разрешении разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений гражданке Патаман И.Ю.".
Не согласившись с указанным решением, представитель Патаман И.Ю. - Антоненко В.И. обратился в Верховный Суд Республики Крым с апелляционной жалобой, с просьбой отменить решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 24.05.2019 г. по делу N2а-876/2019 и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора г. Алушты.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что отсутствие ориентировочной площади испрашиваемого земельного участка не может повлечь признание незаконным спорного решения в силу прекращения действия на территории Республики Крым законодательства Украины. При этом на момент возникновения спорных правоотношений Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" порядка урегулирования конфликта интересов с участием депутата местного совета не содержал.
В судебном заседании 23.09.2019 г. представитель Патаман И.Ю. - Антоненко В.И. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, 14.11.2012 г. Патаман И.Ю. обратилась с ходатайством к Приветненскому сельскому голове о выделении земельного участка для строительства жилого дома и хозяйственных построек по ул. Фросинлер, приложив к заявлению копию паспорта и схему массива.
Решением Приветненского сельского совета N37/13 от 15.11.2012 г. Патаман И.Ю. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,1000 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений в с. Приветное ул. Фросинлер из земель жилой и общественной застройки с целью передачи в собственность.
Согласно протоколу первого пленарного заседания 37 сессии 6 созыва Приветненского сельского совета от 15.11.2012 г. вопросом N18 являлось рассмотрение заявления Патаман И.Ю. о выделении земельного участка для строительства жилого дома; слушали Приветненского сельского голову Дузенко В.В.; голосовали "за" единогласно.
При этом список депутатов, принявших участие в первом пленарном заседании очередной 37 сессии Приветненского сельского совета 6 созыва от 15.11.2012 г. свидетельствует о том, что Патаман А.А, как депутат округа N7, принимал в нем участие.
Из актовой записи о браке N131 от 04.07.2009 г. следует, что Патаман А.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Подолян (после регистрации брака Патаман) И.Ю, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, заключили брак 04.07.2009 г.
На основании задания прокуратуры Республики Крым от 25.06.2018 г. прокуратурой г. Алушта проводилась проверка принятых Приветненским сельским советам решений о разрешении на разработку проектов землеустройства по отводу земельных участков для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений родственникам членов комиссии по землепользованию и градостроительству и по управлению коммунальной собственностью и социальным вопросам Приветненского сельского совета, которые могли быть приняты с нарушением требований законодательства о противодействии коррупции Украины и Российской Федерации со списком решений, подлежащих проверке, и 26.07.2018 г. прокурором г. Алушта на решение Приветненского сельского совета N37/13 от 15.11.2012 г. принесен протест, адресованный главе муниципального образования об отмене данного решения, как принятого с нарушением законодательства о противодействии коррупции и земельного законодательства, поскольку Патаман А.А, как близкий родственник Патаман И.Ю. (супруга), присутствовал на данной сессии, и как депутат Приветненского сельского совета голосовал за принятие решения N37/13 от 15.11.2012 г, при этом Патаман А.А, как депутатом сельского совета, не приняты меры по недопущению конфликта интересов при принятии указанного решения; в нарушение ст. 118 Земельного кодекса Украины в ходатайстве, поданном Патаман И.Ю, отсутствует ориентировочная площадь испрашиваемого земельного участка.
Решением Алуштинского городского совета N47/143 от 21.09.2018 г. протест прокурора г. Алушты от 26.07.2018 г. N15-2018 на решение Приветненского сельского совета N37/13 от 15.11.2012 г. "О разрешении разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений гражданке Патаман И.Ю." был отклонен.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Патаман А.А, как депутатом Приветненского сельского совета, не были приняты меры по урегулированию конфликта интересов при принятии решения Приветненского сельского совета N37/13 от 15.11.2012 г. в пользу его супруги, что свидетельствует о том, что решение N37/13 от 15.11.2012 г. "О разрешении разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений гражданке Патаман И.Ю." принято с грубым нарушением законодательства о противодействии коррупции.
Помимо этого, суд первой инстанции отметил, что имеющаяся в материалах дела копия заявления Патаман И.Ю. о выделении земельного участка не содержит ориентировочной площади испрашиваемого земельного участка, а иные документы, из которых бы следовало, что площадь земельного участка, на который дано разрешение Патаман И.Ю. по разработке проекта землеустройства составляет 0,1000 га, Патаман И.Ю. не представлены, при этом представленная схема также не позволяет идентифицировать месторасположение испрашиваемого земельного участка, что свидетельствует о нарушении положений ст. 118 Земельного кодекса Украины.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 9 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", к спорным правоотношениям, возникшим до 18 марта 2014 года, подлежат применению нормы материального права Украины, действующие на момент возникновения данных правоотношений.
Согласно ч. 1 ст. 12 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в отрасли земельных отношений на территории сел, поселков, городов, относено, в частности, распоряжение землями территориальных общин, передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с данным Кодексом.
В силу ч. 1 ст. 10 Закона Украины от 21.05.1997 г. N280/97-ВР "О местном самоуправлении в Украине", сельские, поселковые, городские советы являются органами местного самоуправления, которые представляют соответствующие территориальные общины и осуществляют от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления, определенные Конституцией Украины и другими законами.
Пунктом 34 ч. 1 ст. 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" предусмотрено, что исключительно на пленарных заданиях сельских, поселковых, городских советов решаются вопросы, в том числе, решение в соответствии с законом вопросов регулирования земельных отношений.
В соответствии со ст. 83 Земельного кодекса Украины в коммунальной собственности находятся все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых размещаются объекты коммунальной собственности.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 116 Земельного кодекса Украины, граждане приобретают право собственности или право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных Земельным кодексом Украины или по результатам аукциона. Приобретение права на землю осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
В силу ч. 6 ст. 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры, к ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставление земельного участка для ведения фермерского хозяйства). В случае, если земельный участок государственной собственности расположен за пределами населенных пунктов и не входит в состав определенного района, заявление подается в Совет министров Автономной Республики Крым.
При этом п. 7 ст. 118 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что Совет министров Автономной Республики Крым, районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие местоположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных образований, проектов землеустройства по благоустройству территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Украины от 07.04.2011 г. N3206-VI "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" конфликт интересов - это противоречие между личными интересами лица и его служебными полномочиями, наличие которой может повлиять на объективность или беспристрастность принятия решений, а также на совершение или не совершение действий при выполнении предоставленных ему служебных полномочий.
К близким лицам относятся: супруги, дети, родители, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, усыновители, усыновленные, а также другие лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом и имеют взаимные права и обязанности с субъектом, указанным в части 1 статьи 4 Закона Украины от 07.04.2011 г. N3206-VI "О принципах предотвращения и противодействия коррупции".
В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" депутаты местных советов являются субъектами ответственности за коррупционные правонарушения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 14 Закона Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" лица, указанные в пункте 1 части 1 статьи 4 указанного закона, обязаны принять меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Как было установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, Патаман А.А. является супругом Патаман И.Ю, при этом Патаман А.А, как депутатом Приветненского сельского совета, не были приняты меры по урегулированию конфликта интересов при принятии решения Приветненского сельского совета от N37/13 от 15.11.2012 г. в пользу его супруги.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение N37/13 от 15.11.2012 г. "О разрешении разработки проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений гражданке Патаман И.Ю." принято с грубым нарушением законодательства о противодействии коррупции.
При этом, вопреки доводу апелляционной жалобы, отсутствие порядка урегулирования конфликта интересов с участием депутата местного совета, не освобождало Патаман А.А. от необходимости соблюдения требований Закона Украины "О принципах предотвращения и противодействия коррупции" в части недопущения конфликта интересов.
Помимо этого, суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу о том, что в нарушение ч. 6 ст. 118 Земельного кодекса Украины в заявлении Патаман И.Ю. не была указана ориентировочная площадь предполагаемого к отводу земельного участка, а довод апелляционной жалобы о том, что отсутствие ориентировочной площади испрашиваемого земельного участка не может повлечь признание незаконным спорного решения в силу прекращения действия на территории Республики Крым законодательства Украины, не учитывает указанные выше положения ст. 9 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для настоящего спора, и правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 24.05.2019 г. по делу N2а-876/2019 является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,-
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 24.05.2019 г. по делу N2а-876/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 - ФИО2 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий подпись З.И. Курапова
Судьи (подпись) Н.Р. Мостовенко
(подпись) Е.Г. Павловский
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.