Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
С развитием рынка ценных бумаг, возникает возможность привлечения инвестиций в производственный сектор путем создания новых инвестиционных институтов. Однако дискриминационный порядок налогообложения этих институтов, в частности двойное налогообложение, перекрывает подобные инвестиционные возможности.
Указ Президента Российской Федерации "О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов" N 193 от 23 февраля 1998 года (в соответствии с Комплексной программой мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров) ввел понятие инвестиционного фонда, который осуществляет свою деятельность в форме открытого акционерного общества в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах".
Устав инвестиционного фонда, помимо требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к содержанию устава акционерного общества, должен содержать: положение о том, что предметом деятельности инвестиционного фонда является инвестирование в указанные в его инвестиционной декларации ценные бумаги либо в ценные бумаги и недвижимое имущество и (или) права на недвижимое имущество; инвестиционную декларацию, устанавливающую основные направления, цели и ограничения инвестиционной деятельности фонда, предельные (максимальные и (или) минимальные) доли его имущества, которые могут быть вложены в ценные бумаги и недвижимое имущество; порядок привлечения заемных средств; запрет на создание каких-либо специальных фондов; запрет на выкуп своих акций, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах"; запрет на выпуск иных эмиссионных ценных бумаг, кроме обыкновенных именных акций; запрет на осуществление иных, кроме инвестиционной, видов деятельности; порядок, место и сроки выплаты дивидендов.
Таким образом акционерные инвестиционные фонды, должны стать еще одним инструментом, по привлечению свободных средств предприятий и частных лиц и трансформации их в инвестиции.
Основным препятствием к становлению этих финансовых институтов является двойное налогообложение прибыли инвесторов - акционеров фонда, поскольку действующее налоговое законодательство не содержит специальных норм по налогообложению прибыли инвестиционных фондов.
Предлагаемая поправка позволяет устранить двойное налогообложение доходов инвесторов, путем установления нулевой ставки налога на прибыль для инвестиционных фондов, осуществляющих свою деятельность в форме открытого акционерного общества на основании лицензии, выдаваемой органом исполнительной власти, регулирующим рынок ценных бумаг, и если 90% полученной прибыли распределяется среди акционеров в форме дивидендов. Налог на полученный фондом доход будет уплачиваться физическими лицами с начисленных им дивидендов, а предприятиями и организациями - акционерами инвестиционного фонда в составе налога на прибыль с внереализационных доходов.
Причем с инвестиционного фонда не снимаются иные обязанности налогоплательщика: по осуществлению налогового учета, исчислению налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, своевременному предоставлению полной отчетности в налоговые органы и пр., что обеспечивает возможность полного контроля со стороны налоговых органов.
Введение в действие настоящего закона не приведет к сокращению бюджетных доходов, поскольку до настоящего момента акционерных инвестиционных фондов не существовало.
Аналогичная норма содержится в проекте Налогового Кодекса, внесенного правительством Российской Федерации в Государственную Думу. Однако в целях скорейшего создания условий для роста производственных инвестиций, целесообразно принятие указанного закона. В противном случае, учитывая, что процедура подготовки и регистрации учредительных документов и устава инвестиционного фонда, а также получение соответствующей лицензии, может занимать от 3 до 6 месяцев, можно предположить, что даже с принятием Налогового Кодекса до конца 1998 года, использование данного механизма привлечения инвестиций сможет начаться не ранее второй половины 1999 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.