Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:
председательствующего Висаитова А.А.
судей Эмиева Т.Ш-А, Хасиева У.А,
при секретаре Ахмадове М.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело, поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика ФКУЗ МСЧ-7 ФСИН России Кашежевой Т.Г. на решение Ленинского районного суда г. Грозного от 03 апреля 2019 года которым постановлено:
Исковые требования ФИО2 о признании незаконным действий Федерального казенного учреждения СИЗО-1 управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республике по направлению для медицинского освидетельствования в военно-врачебную комиссию, признании незаконным заключение военно-врачебной комиссии N 1 Федерального казённого учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N 7 Федеральной службы исполнения наказаний России, оформленное свидетельством о болезни N 343 от 30.11.2017, признании незаконным протокола заседания военно-врачебной комиссии и понуждении направления для медицинского освидетельствования в филиал военно-врачебная комиссия Федерального казённого учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N 7 Федеральной службы исполнения наказаний России, удовлетворить.
Действия Федерального казенного учреждения СИЗО-1 управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республике по направлению ФИО2 для медицинского освидетельствования в военно-врачебную комиссию, признать незаконным.
Признать незаконным заключение военно-врачебной комиссии N 1 Федерального казённого учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N 7 Федеральной службы исполнения наказаний России, оформленное свидетельством о болезни N 343 от 30.11.2017.
Признать незаконным протокол заседания военно-врачебной комиссии N 1 Федерального казённого учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N 7 Федеральной службы исполнения наказаний России N 343 от 30.11.2017.
Обязать Федеральное казенное учреждение СИЗО-1 управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республике направить ФИО2 для прохождения медицинского освидетельствования в филиал "Военно-врачебная комиссии" Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N 95 Федеральной службы исполнения наказаний России.
Заслушав доклад судьи Висаитова А.А, выслушав объяснения представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Чеченской Республике ФИО17 просившего отменить решение суда, представителя ФИО4 И.А. - ФИО12, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия.
установила:
ФИО4 И.А. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению СИЗО-1 управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республике и Федеральному казенному учреждению здравоохранения медико-санитарной части N 7 Федеральной службы исполнения наказаний России о признании незаконным действий по направлению на освидетельствование и заключения военно-врачебной комиссии, оформленного свидетельством о болезни N 343 от 30.11.2017.
В обоснование заявленных исковых требований суду указал, что 05.07.2013 при прохождении службы в органах исполнительной системы Чеченской Республики, при исполнении служебных обязанностей получил черепно-мозговую травму в результате дорожно-транспортного происшествия.
23.01.2018 приказом начальника управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республике N 11-лс он уволен из органов уголовно-исполнительной системы по основаниям, предусмотренным п. "б" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного Постановлением ВС России от 23.12.1992 N 4202-1 (по достижения предельного возраста).
09.02.2018 года приказом начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республике N 30-лс внесены изменения в приказ начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республике N 11-лс от 23.01.2018 года в части оснований для увольнения ФИО4 И.А. на п. "ж" ч. 1 ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного Постановлением ВС России от 23.12.1992 N (по болезни).
В соответствии с п. 2.4 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации от 26.08.2003 N ФИО4 И.А. обратился с заявлением о выдаче направления на медицинское освидетельствование в УФСИН России по Чеченской Республике для установления заболевания и причинной связи заболевания с прохождением службы в органах УИС, а так же определения годности к службе в органах УИС.
05.10.2017 года Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республике истцу выдано направление на медицинское освидетельствование в ВВК-1 Федерального казенного учреждения здравоохранения медико-санитарная часть N 7 УФСИН России.
По мнению истца, данные действия ФКУ СИЗО-1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республике по направлению на освидетельствование в Федеральном казенном учреждении здравоохранения медико-санитарная часть N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России являются незаконными поскольку, согласно п. 3 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации от 26.08.2003 N 206, для решения задач ВВЭ в УИС создаются военно-врачебные экспертизы-штатные и нештатные военно-врачебные комиссии.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Федеральному казенному учреждению здравоохранения медико-санитарной части N 7 Федеральной службы исполнения наказаний России ФИО18 содержится просьба об отмене решения суда, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований ФИО4 И.А, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представителя ответчика, истец просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражений на нее, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Порядок прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентирован Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 4202-1 (действие которого ст. 21 Федерального закона от 21.07.1998 года N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2013 года) "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе), и Инструкцией о порядке применения названного Положения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции от 6 июня 2005 года N 76.
Основания для признания сотрудника органов внутренних дел выполняющим служебные обязанности приведены в ст. 68 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Определение причинной связи заболевания сотрудника органов уголовно-исполнительной системы возлагается на военно-врачебную комиссию (пп. "г" п. 3пп. "г" п. 3 Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 года N 565 (ред. от 23.04.2016 года) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".
Согласно ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ от 24 июля 1998 года "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховым случаем является подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. Аналогичное понятие содержится в п. 4 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.03.2011 года N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, необходимо в каждом случае исследовать следующие юридически значимые обстоятельства: относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя; указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев; соответствуют ли обстоятельства (время, место и другие), сопутствующие происшедшему событию, обстоятельствам, указанным в части третьей статьи 227 ТК РФ; произошел ли несчастный случай на производстве с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Принимая решение об удовлетворении заявленных ФИО4 И.А. требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что несчастный случай, повлекший причинение вреда здоровью истцу, произошел при исполнении последним служебных обязанностей, в связи с чем суд признал незаконным заключение военно-врачебной комиссии N 1 Федерального казённого учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N 7 Федеральной службы исполнения наказаний России, оформленное свидетельством о болезни N 343 от 30.11.2017.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, так как он основан на правильно примененных и истолкованных положениях материального закона, регулирующих спорные отношения сторон, подтверждается имеющимися в деле и исследованными в суде доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО4 И.А. 05.07.2013 при прохождении службы в органах исполнительной системы Чеченской Республики, при исполнении служебных обязанностей получил черепно-мозговую травму.
Приказом начальника управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республики N 11-лс от 23.01.2018, находящейся в распоряжении федерального казённого учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чеченской Республике ФИО19 ранее замещавший должность заместителя дежурного помощника начальника следственного изолятора дежурной службы, уволен в соответствии с п. "Б" ч.1 ст. Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 23.12.1992 N4202-1.
09.02.2018 года приказом начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республики N 30-лс внесены изменения в приказ N 11-лс от 23.01.2018, об увольнении ФИО4 И.А, и заменены слова "по п. "б" ч. 1 ст. 58 (по достижении предельного возраста), словами "по п. "ж" ч. 1 ст. 58 (по болезни) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 23.12.1992 N.
Согласно справке серии МСЭ-2016 N ФКУ "ГБ МСЭ по Чеченской Республике" ФИО4 И.А. 14.03.2018 установлена вторая группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период военной службы.
Порядок проведения военно-врачебной экспертиза в органах уголовно-исполнительной системы установлен Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста от 26.08.2003 N.
Согласно исследованных материалов гражданского дела, освидетельствование ФИО4 И.А. проведено военно-врачебной комиссией N Федерального казенного учреждения здравоохранения медико-санитарной части N Федеральной службы исполнения наказаний ФИО6.
Исходя из взаимосвязанных положений чч. 1 и 2 ст. 58 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно-врачебной экспертизы.
Согласно п. 16.1 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.08.2003 N, предусмотрено, что на штатные ВВК возложена организация и проведение ВВЭ в территориальных органах УИС Минюста России и разработка предложений по совершенствованию этой работы.
Как установлено в судом, Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N Федеральной службы исполнения наказаний" является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В состав Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть N Федеральной службы исполнения наказаний России входят медицинские службы трех регионов: Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания.
Федеральное казенное учреждение здравоохранения Медико-санитарная часть N Федеральной службы исполнения наказаний России имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности по Кабардино-Балкарской Республике, выдана Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения от 22.12.2016 N ФС-07-01-000130, на осуществление медицинской деятельности по Республике Северная Осетия-Алания, выдана Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения от 23.08.2016 N N, на осуществление медицинской деятельности по Карачаево-Черкесской Республике, выдана Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения от 15.09.2015 N N
Доказательств, бесспорно свидетельствующих, что Федеральное казенное учреждение здравоохранения Медико-санитарная часть N Федеральной службы исполнения наказаний России являлась на момент проведения освидетельствования истца штатным при территориальном органе УИС управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республике, суду не представлено. Данных, указывающих на утверждение начальником управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республике алгоритма освидетельствования сотрудников, в связи с предстоящим увольнением из Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республике, ВВК-1 Федерального казенного учреждение здравоохранения Медико-санитарная часть N Федеральной службы исполнения наказаний России, суду не представлено и в судебном заседании не установлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что решение Федерального казенного учреждения СИЗО-1 управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Чеченской Республике о направлении истца на медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией Федерального казенного учреждения здравоохранения медико-санитарная часть N Федеральной службы исполнения наказаний России, в нарушение требований Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста от 26.08.2003 N, является незаконным.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Материальный закон применен верно.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, и не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Грозного от 03 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФКУЗ МСЧ-7 ФСИН России Кашежевой Т.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.