Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Шикуля Е.В.,
судей: Авиловой Е.О, Москаленко Ю.М,
при секретаре Дроздовой Н.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Чонка Л.В. к администрации Каменского района Ростовской области о признании недействительным разрешения на строительство, по апелляционной жалобе Чонка Л.В. на решение Каменского районного суда Ростовской области от 19 июня 2019г.
Заслушав доклад судьи Авиловой Е.О, судебная коллегия по административным делам
установила:
Чонка Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Каменского района Ростовской области о признании недействительным разрешения на строительство.
В обоснование требований административного иска указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадью 274618+/-2602 кв.м, расположенным по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства.
30 мая 2017г. администрацией Каменского района было выдано разрешение на строительство N61-515305-74-2017 линейного объекта-межпоселковый газопровод от х. Самбуров к х. Первомайский, х. Груцинов, х.Данилов Каменского района Ростовской области. Строительство межпоселкового газопровода высокого давления II категории Р"0,6 МПа осуществляется на земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, в том числе и на образованном в нем, земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, собственником которого является Чонка Л.В.
Административный истец отмечает, что ООО "Газпром межрегионгаз" и АО "Ростовгазстрой" не заключали с ней договор аренды земельного участка, занятого газопроводом и охранной зоной газопровода, которые расположены на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Кроме того, не обращались к ней с предложением о подготовке и заключении в будущем договора аренды земельного участка, компенсации рыночной стоимости размера убытков, связанных с занятием земельного участка, компенсации рыночной стоимости затрат на биологическое восстановление плодородного слоя почвы.
Административный истец указывает, что в связи со строительством газопровода на ее земельном участке нарушен плодородный слой почвы, произошло уменьшение площади посевов на ее земельном участке на 5838,5 кв.м, что составляет около 8% от общей площади ее земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, чем нарушены ее права.
Чонка Л.В. просила суд признать недействительным разрешение на строительство N61-515305-74-2017 от 30 мая 2017г, выданное администрацией Каменского района на строительство линейного объекта межпоселковый газопровод от х. Самбуров к х. Первомайский, х. Груцинов, х.Данилов Каменского района Ростовской области.
Решением Каменского районного суда Ростовской области от 19 июня 2019г. в удовлетворении административных исковых требований Чонка Л.В. было отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Чонка Л.В. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы указывает, что не присутствовала на общем собрании собственников земельного участка и не подписывала составленный на нем протокол от 21 апреля 2014г.
Заявитель жалобы выражает несогласие с выводом суда о пропуске срока на подачу административного искового заявления.
Заявитель жалобы полагает, что судом не дана надлежащая оценка доводам истца о нарушении его права собственности на земельный участок при строительстве подземного газопровода.
Администрацией Каменского района Ростовской области поданы письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции представители административного истца по доверенностям Шумаев Е.Ю. и Кузнецов А.А. явились, доводы апелляционной жалобы поддержали, просили удовлетворить.
Представитель администрации Каменского района Ростовской области по доверенности Богачев И.В. в суд апелляционной инстанции явился, против доводов апелляционной жалобы возражал, просил в их удовлетворении отказать.
В отношении надлежащим образом извещенных и неявившихся лиц, участвующих в деле, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ч. 2 ст. 150 КАС РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 310 КАС РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Отказывая Чонка Л.В. в удовлетворении требований административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае отсутствует необходимая совокупность условий, предусмотренная п.1 ч.2 ст.227 КАС Российской Федерации для удовлетворения требований о признании оспариваемого разрешения на строительство N 61-515305-74-2017 незаконным.
Право обжалования решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено законом (ст. 218 КАС РФ).
Анализ положений ст. ст. 218, 227 КАС РФ приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и охраняемых интересов лиц.
Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются документы, исчерпывающий перечень которых определен данной частью статьи.
Исходя из требований ч. 7 ст. 51 ГрК РФ, необходимыми для получения разрешения на строительство документами, является градостроительный план земельного участка и проектная документация, оформленная надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство и соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
В силу ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи. При этом, по смыслу указанной нормы перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Особенности, правового положения подземных объектов трубопроводного транспорта, относящихся к линейным объектам, установлены п. 8 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов.
После ввода в эксплуатацию объектов трубопроводного транспорта земельные участки, предоставленные на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов, возвращаются собственникам земельных участков. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Чонка А.В. является с 3 июля 2014г. собственником земельного участка из числа земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, местоположение: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 274618+/-2620 кв.м, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, что подтверждается записью в ЕГРН N61-61-18/021/2014-47 от 03 июля 2014 г.
На основании договора аренды земельного участка от 18 августа 2014г. вышеуказанный земельный участок передан административным истцом в аренду ООО "СПК "Каменская" сроком с 3 сентября 2014г. по 17 июля 2019г.
Судом установлено, что до момента государственной регистрации права собственности на земельный участок, образованный в результате выдела из числа земельных долей ( до 3 июля 2014г.), он входил в состав земельного участка из числа земель сельскохозяйственного назначения единого землепользования с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, площадью 2667486 кв.м, который также был передан в аренду ООО "СПК "Каменская".
В общественно-политической газете Каменского района "Земля" 4 апреля 2014г. в номере N 52-55 были опубликованы информационные сообщения (объявления) о сходе граждан по проектированию и строительству "межпоселкового газопровода от х. Самбуров к х. Первомайский, х. Груцинов, х.Данилов Каменского района Ростовской области" в х. Самбуров и х. Груцинов".
Администрацией Груциновского сельского поселения Каменского района Ростовской области 9 апреля 2014г. и 10 апреля 2014г. организованы и проведены сходы граждан в х. Самбуров и х. Груцинов на основании протоколов схода граждан в муниципальном образовании "Груциновское сельское поселение" от 9 апреля 2014г. и от 10 апреля 2014г.
Явившиеся лица единогласно одобрили строительство газопровода и согласовали земельные участки, по которым планируется осуществлять его строительство.
Главе Груциновского сельского поселения Каменского района Ростовской области ФИО8 рекомендовано согласовать схему земельных участков под строительство газопровода. После чего 21 апреля 2014г. было проведено общее собрание собственников земельных долей земельного участка единого землепользования, что подтверждается протоколом от 21 апреля 2014г. общего собрания собственников земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
По результатам собрания принято решение в связи с социальной важностью разрешить ООО "Газпром межрегионгаз" строительство "межпоселкового газопровода от х. Самбуров к х. Первомайский, х. Груцинов, х. Данилов Каменского района Ростовской области" на земельном участке единого землепользования с кадастровым номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН
Как усматривается из п. 2 протокола, ФИО9 делегировано право от всех собственников быть представителем по совершению всех действий, связанных с определением местоположения и выделения части земельного участка единого землепользования, по осуществлению кадастрового учета, с правом подписи от имени всех собственников акта выбора трассы, заявлений и других документов, связанных с постановкой на кадастровый учет земельного участка, с правом получения кадастрового паспорта.
На основании пункта 3 протокола собственники земельного участка единого землепользования дали согласие его арендатору ООО "СПК "Каменская" на заключение договора субаренды с ООО "Газпром межрегионгаз".
Протокол подписан председателем собрания ФИО9, секретарем собрания ФИО10 и уполномоченным должностным лицом от имени администрации Груциновского сельского поселения ФИО8
Согласно списку собственников земельных долей земельного участка единого землепользования присутствовавших на общем собрании на нем присутствовала и административный истец Чонка А.В, что подтверждается ее подписью.
Доводы Чонка А.В. о том, что подпись в протоколе общего собрания ей не принадлежит являются безосновательными, поскольку протокол общего собрания в предусмотренном законом порядке ею не оспаривался.
24 апреля 2014г. между ООО "СПК "Каменская" (арендодатель) и ООО "Газпром межрегионгаз" (арендатор) заключен предварительный договор субаренды земельного участка единого землепользования для строительства газопровода, который на основании статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации является правоустанавливающим документом на земельный участок единого землепользования.
Согласно п. 1.1. вышеуказанного договора стороны обязуются в будущем заключить договор субаренды земельного участка единого землепользования. Согласно условиям договора земельный участок передается в субаренду для строительства газопровода на срок не более 12 месяцев. Окончательный срок субаренды земельного участка устанавливается по согласованию сторон в основном договоре.
На основании постановления администрации Каменского района РО от 16 мая 2014г. N 386 "Об утверждении акта выбора земельного участка для строительства объекта межпоселковый газопровод от х. Самбуров к х. Первомайский, х. Груцинов, х. Данилов Каменского района Ростовской области" для ООО "Газпром межрегионгаз" утвержден акт выбора земельного участка от 12 мая 2014г. N 14 для строительства газопровода с предварительным согласованием места размещения объекта. Приложением к акту выбора утвержден лист согласования прохождения трассы Газопровода, в котором указан земельный участок единого землепользования.
29 мая 2014г. на основании постановления администрации Каменского района от 29 мая 2014г. N 438 был утвержден градостроительный план земельного участка RU61515305-55, площадью 612105 кв.м для строительства газопровода согласно акту выбора земельного участка от 12 мая 2014г. N14, в который включен и земельный участок единого землепользования.
В общественно-политической газете Каменского района "Земля" 11 июля 2014г. в номере N 108-111 опубликовано информационное сообщение администрации Гусевского сельского поселения Каменского района Ростовской области для землепользователей о планируемом предоставлении земельных участков под строительство газопровода.
31 декабря 2014г. получено положительное заключение государственной экспертизы N в реестре 61-1-4-0686-14 на проектную документацию по строительству газопровода, изготовленную ЗАО "ЛОРЕС".
В пункте 2.5 заключения указаны основания для разработки проектной документации, в том числе: акт выбора земельного участка от 12 мая 2014г. N 14, постановления администрации Каменского района от 16мая 2014г. N386 "Об утверждении акта выбора земельного участка для строительства объекта межпоселковый газопровод от х. Самбуров к х. Первомайский, х. Груцинов, х. Данилов Каменского района Ростовской области" и от 29.05.2014 N 438 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка", градостроительный план земельного участка RU61515305-55.
Проектной документацией предусмотрена прокладка газопровода по землям Груциновского сельского поселения Каменского района Ростовской области (муниципальным землям) и землям, находящимся в частной собственности (аренде) - по земельному участку единого землепользования, в том числе административного истца.
Между ПАО "Газпром" и Правительством Ростовской области 14 сентября 2016г. подписана программа развития газоснабжения и газификации региона на период до конца 2020 года. Согласно вышеуказанному документу, ПАО "Газпром" планирует построить газопроводы-отводы и межпоселковые газопроводы общей протяженностью более 1540 км, четыре газораспределительные станции, что создаст условия для газификации 245 населенных пунктов в 28 районах области. Таким образом, Правительство Ростовской области обеспечит строительство около 1546 км внутрипоселковых сетей и подготовит к приему газа около 31 тыс. квартир и домовладений, 308 котельных. Суммарный объем инвестиций, которые стороны направят на реализацию программы, оценивается в 17.4 млрд. руб.
В данную программу включено и строительство в Груциновском сельском поселении Каменского района Ростовской области.
В 2017 году ООО "Каскад" разработан проект-планировки и проект межевания территории газопровода с целью установления границ зон планируемого размещения газопровода, а также для обоснования оптимальных размеров и границ земельных участков для получения разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию объекта строительства.
Администрацией Груциновского сельского поселения 28 февраля 2017г. вынесено постановление N 7А "О проведении публичных слушаний по проекту планировки и межевания территории для размещения линейного объекта "Межпоселковый газопровод от х. Самбуров к х. Первомайский, х. Груцинов, х. Данилов Каменского района Ростовской области".
28 февраля 2017г. протоколом проведения публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории линейного объекта "Межпоселковый газопровод от х. Самбуров к х. Первомайский, х. Груцинов, х. Данилов Каменского района Ростовской области" и заключением о результатах публичных слушаний утвержден проект планировки и межевания территории для размещения линейного объекта "Межпоселковый газопровод от х. Самбуров к х. Первомайский, х. Груцинов, х. Данилов Каменского района Ростовской области".
В общественно-политической газете Каменского района "Земля" 24 марта 2017г. в номере N11 опубликовано заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки и межевания территории линейного объекта "Межпоселковый газопровод от х. Самбуров к х. Первомайский, х. Груцинов, х. Данилов Каменского района Ростовской области", состоявшихся 28 февраля 2017г.
5 апреля 2017г. администрацией Каменского района Ростовской области вынесено постановление N220 "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории линейного объекта "Межпоеелковый газопровод от х. Самбуров к х. Первомайский, х. Груцинов, х. Данилов Каменского района Ростовской области", которым утверждены проект планировки и проект межевания территории газопровода в границах муниципального образования "Груциновское сельское поселение", площадь проектируемой полосы отвода газопровода шириной 28 м. - 611 996 кв.м в границах согласно приложению к постановлению. В данный проект планировки и проект межевания включен земельный участок единого землепользования, и земельный участок после его выделения из земельных долей, принадлежащий на праве собственности административному истцу.
22 мая 2017г. ПАО "Газпром газораспределение Ростов-на-Дону" направило в адрес главы Администрации Каменского района ФИО11 заявление исх. N06-3-08/2788 о выдаче разрешения на строительство газопровода.
Администрацией Каменского района РО 30 мая 2017г. ООО "Газпром межрегионгаз" на основании ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдано разрешение на строительство газопровода N 61-515305-74-2017.
Строительство Газопровода осуществлялось с августа 2017 года в соответствии с требованиями действующего законодательства, ведение государственного строительного надзора осуществлялось Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области. После завершения строительства Газопровода Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области но результатам проверки выдано заключение о соответствии в отношении газопровода от 12 октября 2018г. N02.014.2281-2018.
23 октября 2018г. строительство Газопровода фактически завершено, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта сети газораспределения.
В настоящее время Газопровод в эксплуатацию не введен, в связи с задержкой строительства источника газоснабжения - "ГРС Гусев Каменского района". Ориентировочный срок ввода данного объекта в эксплуатацию декабрь 2020 года.
25 мая 2019г. Правительством Ростовской области вынесено распоряжение N289 "О подготовке проекта планировки и проекта межевания территории размещения линейных объектов: "Газопровод-отвод и ГРС Гусев Каменского района Ростовской области" и "Межпоселковый газопровод от ГРС Гусев к х. Гусев, х. Самбуров Каменского района Ростовской области".
Исходя из установленных фактических обстоятельств дела и представленных администрацией Каменского района Ростовской области доказательств, судебная коллегия полагает, что ПАО "Газпром газораспределение" вместе с заявлением о выдаче разрешения на строительство газопровода были представлены все необходимые документы, предусмотренные частями 7 и 9 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и они соответствуют градостроительному плану земельного участка, в связи с чем у административного органа не имелось оснований, предусмотренных п.13 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Чонка Л.В. не доказано, какие ее права и охраняемые законом интересы нарушены и могут быть восстановлены в случае удовлетворения требований административного иска и признания разрешения на строительство незаконным, что по смыслу закона является необходимым условием для признания решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными.
Чонка Л.В, обосновывая наличие нарушения своих прав, указывала, что принадлежащий ей земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, наличие газопровода ограничивает права административного истца в пользовании им с учетом наличия охранной зоны.
Вместе с тем, земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы ими с учетом ограничений (обременений), устанавливаемых настоящими Правилами и налагаемых на земельные участки в установленном порядке (пункт 47 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила охраны газораспределительных сетей)).
Согласно пункту 4.2 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных постановлением Гостехнадзора России от 22.04.1992 N 9 и Минтопэнерго Российской Федерации от 29.04.1992, (земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил.
Установление охранных зон газораспределительных сетей не влечет запрета на совершение сделок с земельными участками, расположенными в этих охранных зонах. В документах, удостоверяющих права собственников, владельцев и пользователей на земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей, указываются ограничения (обременения) прав этих собственников, владельцев и пользователей (пункт 48 Правил охраны газораспределительных сетей).
В силу изложенного суд первой инстанции правомерно указал, что Чонка Л.В. фактически не лишена права использовать земельный участок по его назначению.
Доводы Чонка Л.В. о возникновении у нее, как у собственника земельного участка, убытков, вследствие строительства газопровода, не могут повлиять на выводы суда о законности оспариваемого разрешения на строительство газопровода. Она не лишена права защитить свое нарушенное право путем обращения в суд с иском о взыскании убытков в порядке гражданского судопроизводства.
Несогласие заявителя апелляционной жалобы с выводом суда о пропуске процессуального срока на обращение в суд не может служить основанием для отмены или изменения решения судебного акта, поскольку заявленным административным требованиям судом дана соответствующая правовая оценка по существу.
Таким образом, поскольку в силу положений ст.ст. 218, 227 КАС Российской Федерации непременным условием для удовлетворения требований административного иска является совокупность таких условий, как несоответствие закону оспариваемого разрешения на строительство и нарушение законных прав и интересов лица, а в рассматриваемом споре такая совокупность отсутствует, районный суд справедливо не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы вышеуказанных обстоятельств не опровергают, ссылок на факты, способные повлиять на исход дела, не содержат.
Оснований, предусмотренных ст.310 КАС Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного решения, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Каменского районного суда Ростовской области от 19 июня 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Чонка Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.