Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Панкратовой Е.А,
судей Кочеровой Л.В, Оганесян Л.С,
при секретаре Ким М.А.
рассмотрела в судебном заседании 02 октября 2019 года
дело по апелляционной жалобе Администрации Саргатского муниципального района Омской области на решение Саргатского районного суда Омской области от "... ", которым постановлено:
"Исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Саргатского муниципального района Омской области о возложении обязанности по ликвидации загрязнения земельных участков удовлетворить
Обязать Администрацию Саргатского муниципального района Омской области устранить загрязнение земельного участка, расположенного на расстоянии 770 метров северо-западнее от животноводческого комплекса, расположенного в створе "... " Омской области, а также на расстоянии 650 метров севернее производственной площадки, расположенной по адресу: Омская область, "... " "Б", площадью 13 000 кв.м, от мусора в срок до "... ".
Обязать Администрацию Саргатского муниципального района Омской области устранить загрязнение земельного участка, расположенного на расстоянии 940 метров северо-восточнее жилого "... " Омской области, а также на расстоянии 530 метров севернее животноводческого комплекса, расположенного в створе "... " Омской области, площадью 250 кв.м, от мусора в срок до "... "".
Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось в суд с иском к администрации Саргатского муниципального района Омской области о возложении обязанности по ликвидации загрязнения земельных участков.
В обоснование требований указывало, что "... " истцом проведено плановое (рейдовое) мероприятие по обследованию земельных участков на территории "... " Омской области, в ходе которого установлены факты загрязнения мусором и твердыми коммунальными отходами земельных участков:
- на расстоянии 770 метров северо-западнее от животноводческого комплекса, расположенного в створе "... " Омской области, а также на расстоянии 650 метров севернее производственной площадки, расположенной по адресу: Омская область, "... " "Б", площадью 13 000 кв.м.;
- на расстоянии 940 метров северо-восточнее жилого "... " Омской области, а также на расстоянии 530метров севернее животноводческого комплекса, расположенного в створе "... " Омской области, площадью 250 кв.м.;
Факты загрязнения земельных участков твердыми коммунальными отходами и мусором подтверждены актом планового (рейдового) осмотра, обследования от "... " N "... ".
Полагает, что обязанность по предотвращению загрязнения земель лежит, прежде всего, на органе местного самоуправления муниципального района как на органе, уполномоченном распоряжаться не разграниченными земельными участками.
Истец просил обязать администрацию Саргатского муниципального района Омской области провести мероприятия по ликвидации загрязнения земельных участков от мусора и твердых коммунальных отходов: на расстоянии 770 метров северо-западнее от животноводческого комплекса, расположенного в створе "... ", а также на расстоянии 650 метров севернее производственной площадки, расположенной по адресу: Омская область, "... " "Б", площадью 13 000 кв.м, а также на земельном участке; на расстоянии 940 метров северо-восточнее жилого "... " Омской области, а также на расстоянии 530метров севернее животноводческого комплекса, расположенного в створе "... " Омской области, площадью 250 кв.м.
Определением Саргатского районного суда Омской области от "... " к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Общество с ограниченной ответственностью "Магнит", в качестве третьего лица привлечена Администрация Нижнеиртышского сельского поселения Саргатского муниципального района Омской области.
Представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Саргатского муниципального района Омской области по доверенности Садкина Е.И. исковые требования не признала согласно доводам, изложенным в отзывах на исковое заявление.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В возражениях на исковое заявление требования не признал.
Представитель ответчика ООО "Магнит" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В возражениях на исковое заявление требования не признал.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамента Росприроднадзора по Сибирскому ФО в судебное заседания не явился, извещен надлежаще.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора - Администрация Нижнеиртышского сельского поселения Саргатского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще. В отзыве на исковое заявление указал, что полномочия по сбору и утилизации ТБО администрации Нижнеиртышского сельского поселения не передавались, решение по заявленным исковым требованиям оставил на усмотрение суда.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Саргатского муниципального района Омской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что бюджет Саргатского муниципального района является высокодотационным и в нем отсутствуют необходимые финансовые средства на ликвидацию загрязнения земельных участков. Со ссылкой на ст.ст 135-138 Бюджетного кодекса РФ ст. 55. 60 и 61 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, указал, что реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется за счет предоставления межбюджетных трансферов из бюджетов субъектов РФ бюджетам бюджетной системы РФ. Расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства в данном случае относятся к расходным обязательствам РФ и не подлежат возмещению за счет средств бюджета муниципального образования. Полагает, что Министерство природных ресурсов и экологии Омской области не обладает правом обращения в суд с данным иском в силу возложенных на него полномочий по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. В основу решения положен п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, вместе с тем, данная ссылка безосновательна.
Просит вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, Министерство природных ресурсов и экологии Омской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статей 327 и 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что "... " Министерством природных ресурсов и экологии Омской области в ходе планового (рейдового) осмотра территории Нижнеиртышского сельского поселения Саргатского муниципального района установлено несанкционированное складирование на почву отходов производства и потребления (в виде полиэтилена, бумаги, навоза КРС, битого шифера, пластмассовых бутылок, автомобильных покрышек, ткани) на земельном участке, на расстоянии 770 метров северо-западнее от животноводческого комплекса, расположенного в створе "... " Омской области, а также на расстоянии 650 метров севернее производственной площадки, расположенной по адресу: Омская область, "... " "Б". "... " загрязнения участка составляет 13 000 кв. м. Обваловка и твердое покрытие под отходами отсутствует. Кроме того, установлено несанкционированное складирование на почву отходов производства и потребления (в виде битого шифера, битого кирпича, отходы картофеля и томатов, бой бетона, порубочные остатки древесно-кустарниковой растительности) на земельном участке, на расстоянии 940 метров северо-восточнее жилого "... " Омской области, а также на расстоянии 530 метров севернее животноводческого комплекса, расположенного в створе "... " Омской области. "... " загрязнения участка составляет 250 кв.м. Обваловка и твердое покрытие под отходами отсутствует.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Минприроды Омской области как уполномоченного органа исполнительной власти Омской области в сфере охраны окружающей среды в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Статьей 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу ст. 3 данного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.
На основании ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды
В ст. 12 ЗК РФ указано, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ).
Однако, как указывалось выше, на спорных земельных участках: на расстоянии 770 метров северо-западнее от животноводческого комплекса, расположенного в створе "... " Омской области, а также на расстоянии 650 метров севернее производственной площадки, расположенной по адресу: Омская область, "... " "Б", площадью 13 000 кв.м, а также на земельном участке; на расстоянии 940 метров северо-восточнее жилого "... " Омской области, а также на расстоянии 530 метров севернее животноводческого комплекса, расположенного в створе "... " Омской области, площадью 250 кв.м, обнаружены отходы потребления, которые по смыслу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относятся к твердым коммунальным отходам.
С принятием Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" правовое регулирование в области обращения с отходами производства и потребления претерпело изменения.
Как предусмотрено п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
При этом сама организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (пп. 7-7.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", абз. 16 ст. 6 Федерального закона 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Таким образом, решение вопросов организации деятельности и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предопределяет необходимость реализации государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципальных образований своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.
Предъявляя иск к администрации Саргатского муниципального района Омской области, истец ссылался на то, что обязанность по предотвращению загрязнения земель лежит на органе местного самоуправления муниципального района как на органе, уполномоченным распоряжаться землями неразграниченной государственной собственности.
В соответствии с уведомлением от "... " в ЕГРН отсутствует информация о земельном участке, расположенном в 940 метрах северо-восточнее жилого "... " Омской области, а также на расстоянии 530 метров севернее животноводческого комплекса, расположенного в створе "... " Омской области (л. д. 111-112).
Согласно уведомлению от "... " в ЕГРН отсутствует информация о земельном участке, расположенном в 770 метрах северо-западнее от животноводческого комплекса, расположенного в створе "... " Омской области, а также на расстоянии 650 метрах севернее производственной площадки, расположенной по адресу: Омская область, "... " "Б" (л. д. 113-114)
В соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В п. 2 ст. 13 ЗК РФ закреплено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
То есть обязанность по защите земель от негативного воздействия возложена не только на собственников, но и на иных землепользователей, которыми являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования (п. 3 ст. 5 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 4 ФЗ "Об отходах производства и потребления" право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В примечании к п. 7.8 ГОСТ 30772-2001 указано, что, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в Постановлении от 13 октября 2015 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования Североуральский городской округ", в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (п. 4.2).
На основании изложенного, поскольку представленными сторонами доказательствами подтвержден факт образования свалки на землях поселка "... " сельского поселения Саргатского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена и распоряжение которыми осуществляется Администрацией Саргатского муниципального района Омской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на Администрацию Саргатского муниципального района Омской области обязанности устранить загрязнение на спорных земельных участках: на расстоянии 770 метров северо-западнее от животноводческого комплекса, расположенного в створе "... " Омской области, а также на расстоянии 650 метров севернее производственной площадки, расположенной по адресу: Омская область, "... " "Б", площадью 13 000 кв.м, а также на земельном участке; на расстоянии 940 метров северо-восточнее жилого "... " Омской области, а также на расстоянии 530 метров севернее животноводческого комплекса, расположенного в створе "... " Омской области, площадью 250 кв.м.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, полномочия Минприроды Омской области в механизме ликвидации несанкционированных свалок не предусмотрены Федеральным законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В силу части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Таким образом, в соответствии с земельным законодательством обязанность по предотвращению загрязнения земель лежит прежде всего на органе местного самоуправления муниципального района как на органе, уполномоченном распоряжаться земельными участками собственность на которые не разграничена.
Ссылка ответчика на то, что, по его мнению, ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресрсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения не является нормативным актом, не исключает его применения к рассматриваемым правоотношениям.
Доводы апелляционной жалобы ответчика, оспаривающие указанные выводы, судебной коллегией отклоняются как противоречащие приведенным выше нормам права и обстоятельствам дела.
Недостаточность в бюджете Саргатского муниципального района собственных средств на исполнение обязательств по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, в случае, когда их исполнение отнесено к предмету совместного ведения органов местного самоуправления и органов государственной власти Омской области, также не исключает возможности возложения на администрацию Саргатского муниципального района Омской области соответствующей обязанности. В этом случае ответчик не лишен права на возмещение необходимых расходов за счет межбюджетных трансфертов в соответствии со статьями 135 и 140 Бюджетного кодекса РФ.
Суд первой инстанции, установив факт ненадлежащего исполнения ответчиками обязанностей по организации очистки территории муниципального района от мусора и отходов, в результате которого образовалась свалка мусора, создающая угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причиняющая ущерб окружающей среде, на законных основаниях удовлетворил требования Министерства природных ресурсов и экологии Омской области.
Иных доводов, которые могли бы послужить основанием для отмены или изменения решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Саргатского районного суда Омской области от "... " оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Саргатского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.