Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении МКП "Жилкомсервис", Наговицына Е.Н. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ, в отношении МКП "Жилкомсервис",
установил:
22 апреля 2019 года государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Юровым А.М. в отношении юридического лица МКП "Жилкомсервис" составлен протокол об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение в Сыктывкарский городской суд Республики Коми.
Судьей Сыктывкарского городского суда Республики Коми принято постановление, которым МКП "Жилкомсервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением судьи городского суда, юридическое лицо МКП "Жилкомсервис", в лице своего представителя Наговицына Е.Н, обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2 КоАП РФ. Жалоба мотивирована тем, что в действиях юридического лица не имеется умышленного несоблюдения требований законодательства о транспортной безопасности, следовательно, отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
Лицо, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, МКП "Жилкомсервис" своего представителя в судебное заседание Верховного Суда Республики Коми при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не направило; должностное лицо административного органа, составившее протокол об административном правонарушении государственный инспектор отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Юров А.М. в судебное заседание не явилось. В представленном суду ходатайстве административный орган - Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта просит рассмотреть жалобу на постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие представителя надзорного органа, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Участник производства по делу об административном правонарушении - МКП "Жилкомсервис" о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявлял. В связи с изложенным, нахожу возможным, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых судом обязательной не признается.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, отзыв должностного лица юрисдикционного органа - государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Юрова А.М, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно части 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ административным правонарушением признается действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно.
Как следует из материалов дела, надзорным органом в результате изучения материала заключения Федерального агентства морского и речного транспорта об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности транспортного средства пассажирского теплохода "... ", который используется МКП "Жилкомсервис" для перевозки пассажиров установлено неисполнение МКП "Жилкомсервис" требования по обеспечению и соблюдению транспортной безопасности, выразившиеся в не привлечении или сформировании подразделения транспортной безопасности транспортных средств; не утверждении положения (устава) о сформированном, либо привлеченном подразделении транспортной безопасности, для защиты транспортных средств от актов незаконного вмешательства, а также неправомерным включением в организационную структуру (схему) управления силами обеспечения транспортной безопасности транспортных Федеральных органов исполнительной власти; не соблюдением правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве.
Указанное нарушают требования специального законодательства, а именно: частей 1, 7 статьи 4, части 1 статьи 8 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", подпунктов 3, 9 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 678.
Установлено и подтверждено материалами дела, что МКП "Жилкомсервис" является перевозчиком и субъектом транспортной инфраструктуры.
Согласно части 9 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъекты транспортной инфраструктуры юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законом основании.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено указанным Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N16-ФЗ).
В соответствии со статьей 8 упомянутого Федерального закона требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 поименованного закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
Во исполнение указанных законодательных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года N 678 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта (далее - Требований).
В силу положений подпунктов 3 и 9 пункта 6 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны обеспечить защиту транспортного средства от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности транспортного средства (далее - план транспортного средства) силами обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, в том числе привлекаемыми либо формируемыми из членов экипажа транспортного средства, имея в виду, что при осуществлении технологического взаимодействия транспортного средства с объектом транспортной инфраструктуры и (или) иным транспортным средством защита такого транспортного средства от актов незаконного вмешательства может осуществляться как силами обеспечения транспортной безопасности самого транспортного средства, так и силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства, с которым осуществляется технологическое взаимодействие, в соответствии с планами объектов транспортной инфраструктуры и (или) планами транспортных средств, а при осуществлении технологического взаимодействия транспортного средства и объекта транспортной инфраструктуры и отсутствии на объекте транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности - силами привлекаемого или сформированного подразделения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с планом транспортного средства; утвердить организационно-распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности транспортного средства, заверенные субъектом транспортной инфраструктуры.
Порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков при проверке информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Судья Сыктывкарского городского суда пришел к выводу, что МКП "Жилкомсервис", являясь лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности не исполнило требования специального законодательства в области транспортной безопасности, допустило бездействие, выразившееся в неисполнении требований транспортной безопасности транспортного средства, направленных на предотвращение вредных последствий, тогда как ему было известно о необходимости выполнения таких требований. Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, совершено МКП "Жилкомсервис" вопреки доводам жалобы умышленно, в связи с чем, его следует квалифицировать по части 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с данными выводами судьи не имеется.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от N "Номер обезличен" от 22 апреля 2019 года; письмом МКП "Жилкомсервис" исх. N "Номер обезличен" от 28 февраля 2019 года; письмом Федерального агентства морского и речного транспорта от 18 апреля 2019 года исх. N "Номер обезличен"; выпиской из ЕГРЮЛ; планом обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, и другими доказательствами по делу, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о доказанности факта нарушения МКП "Жилкомсервис" приведенных выше положений законодательства, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьей 11.15.1 КоАП РФ об административных правонарушениях.
Административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ, относится к административным правонарушениям на транспорте, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы государства в данной сфере.
Невыполнение требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения транспортной безопасности, направленного на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защиту интересов личности, общества и государства в сфере транспорта от актов незаконного вмешательства в сфере транспортного комплекса, увеличивает угрозу совершения таких актов, тем самым ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, сохранность имущества, за данное правонарушение для юридических лиц предусмотрена строгая административная ответственность и отсутствие вредных последствий не свидетельствует о его малозначительности. Правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ, носит формальный характер и направлено на предотвращение возможных последствий.
В данном случае назначенное МКП "Жилкомсервис" административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Суд нижестоящей инстанции оценил обстоятельства конкретного дела и сделал вывод об избрании в отношении МКП "Жилкомсервис" той меры ответственности, которая наиболее соразмерна характеру и последствиям совершенного правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности.
Постановление судьи мотивировано, отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений требований КоАП РФ при производстве по делу, влекущих за собой отмену постановления судьи, не допущено.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 31 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.15.1 КоАП РФ, в отношении МКП "Жилкомсервис" - оставить без изменения, жалобу представителя МКП "Жилкомсервис" Наговицына Е.Н. - без удовлетворения.
Судья И.Г. Пристром
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.