Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре судебного заседания Поповой О.К., рассмотрев 14 августа 2019 года в городе Сыктывкаре жалобу Зиборова М.А. на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 июня 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 июня 2019 года государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборов М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Оспаривая законность вынесенного постановления суда, Зиборов М.А. обратился с жалобой об отмене состоявшегося по делу решения, указывая на то, что действия по получению информации им были осуществлены в рамках представленных Федеральным законом N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" полномочий при осуществлении предварительной проверки сообщения. Полагает, что поскольку запрашиваемые документы директором юридического лица фактически не представлены, нарушений требований пункта 3.2 статьи 10 указанного Федерального закона не допущено.
В судебном заседании Зиборов М.А. на удовлетворении доводов жалобы настаивал.
Представитель ООО "... " Сердитова А.В. настаивала на законности вынесенного постановления суда.
Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, оснований для их удовлетворения и отмены оспариваемого постановления судьи не усматриваю.
Часть 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке.
Как усматривается из материалов дела, события вмененного административного правонарушения, основанием возбуждения в отношении государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборова М.А. дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, явилось выявленное по результатам проведения прокуратурой г. Сыктывкара проверки соблюдения законодательства о защите прав и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора в сфере труда Сыктывкарским отделом Государственной инспекции труда по Республике Коми нарушение порядка получения информации в рамках предварительной проверки поступившей информации.
Согласно установленным обстоятельствам настоящего дела, в Сыктывкарский отдел Государственной инспекции труда в Республике Коми из Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в письме от 18 января 2019 года N "Номер обезличен" поступила информация о нарушении трудовых прав работников ООО "... ".
В рамках рассмотрения указанной информации государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборовым М.А. 06 февраля 2019 года в ООО "... " в рамках предварительной проверки со сроком представления до 25 февраля 2019 года были истребованы копий следующих документов: устава, штатного расписания, на 2017-2018 годы, документов, подтверждающих проведение специальной оценки условий труда, пояснительной записки по вопросу непроведения специальной оценки условий труда.
По мнению контролирующего органа, фактические обстоятельства указывают на то, что должностным лицом проведена внеплановая документарная проверка, при этом распоряжение о проведении проверки, согласование с органами прокуратуры не получены, чем нарушены требования части 3.2 статьи 10, части 1 статьи 14, подпунктов 2, 3 части 1 статьи 18, части 3.2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Установив нарушение статей 10, 11, 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", указав, что процедура внеплановой проверки не оформлялась, соответствующие документы в адрес юридического лица не направлялись, прокурор вынес постановление о возбуждении в отношении Зиборова М.А. дела об административном правонарушении.
Названный Федеральным закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление такого контроля.
В статье 10 названного Федерального закона урегулирован порядок проведения внеплановой проверки, часть 3.2 которой предусматривает процедуру предварительной проверки уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) поступивших обращений при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи.
В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию; проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора); при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
Согласно части 3.3 указанной статьи при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица к ответственности не принимаются.
Статьей 14 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе.
Нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 указанного Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля) в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ относится к грубым нарушениям.
Решая вопрос о привлечении должностного лица к административной ответственности, суд проанализировал действия уполномоченного лица применительно к названным требованиям и пришел к правильному выводу о наличии в действиях Зиборова М.А. состава вмененного правонарушения.
Совокупность установленных по результатам анализа представленных доказательств обстоятельств указывает на то, что должностным лицом в рамках представленных полномочий при осуществлении предварительной проверки поступившей информации фактически осуществлена внеплановая документарная проверка.
При направлении 06 февраля 2019 года в адрес юридического лица запроса на предоставление сведений (л.д.48) должностным лицом, помимо объяснений, фактически истребовались уставные документы, штатное расписание, а также документы, подтверждающие проведение специальной оценки труда, что не отвечает положениям части 3.2 статьи 10 указанного Федерального закона.
Указанные доказательства, наряду с иными доказательствами по делу, получили должную оценку судом на предмет наличия в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения.
Действия должностного лица при истребовании информации в отсутствие соответствующего распоряжения образуют объективную сторону вменённого Зиборову М.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в результате грубого нарушения установленного законом порядка проведения внеплановой документарной проверки.
Доводы жалобы, в которых заявитель указывает на то, что испрашиваемые документы ООО "... " не представлены, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для освобождения лица от административной ответственности.
Учитывая изложенное, с учетом фактических обстоятельств и приведенных требований закона, привлечение государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Коми Зиборова М.А. к административной ответственности по части 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обоснованно, законность оспариваемого постановления суда подтверждена.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Наказание судом назначено в пределах санкции части 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует характеру и тяжести совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения.
Изложенные в жалобе доводы не свидетельствуют о возможности освобождения Зиборова М.А. от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного ею административного правонарушения.
Совершенное правонарушение посягает на общественные отношения по организации и проведению проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции. С учетом характера и конкретных обстоятельств дела, оснований считать данное административное правонарушение малозначительным не имеется. При этом, применение положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью судьи, уполномоченного разрешить дело.
Административное наказание назначено Зиборову М.А. в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса, является справедливым и соразмерным содеянному.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, на момент привлечения лица к административной ответственности не имелось.
Оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены постановления судьи не усматриваю.
Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 июня 2019 года оставить без изменения, жалобу Зиборова М.А. - без удовлетворения.
Судья И.Г. Пристром
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.