СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В,
судей Агранович Ю.Н, Сироткиной Е.М,
при секретаре Мельниковой А.В,
рассмотрела в судебном заседании 15 апреля 2019 года дело по апелляционной жалобе М. Дмитриевны на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 февраля 2019 года, по которому
исковые требования М. удовлетворены частично;
взыскана с Министерства экономики Республики Коми в пользу М. разница между выплатами при переводе на временную должность в размере... рублей.; решение суда в указанной части исполнению не подлежит;
взыскана с Министерства экономики Республики Коми в пользу М. компенсация за задержку выплаты в размере... (... ) рубля... копейки, компенсация морального вреда в размере... (... ) рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере... (... ) рублей;
в удовлетворении остальной части требований М. к Министерству экономики Республики Коми об отмене приказа "Номер обезличен" от "Дата обезличена" о снижении надбавки за особые условия государственной службы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", взыскании невыплаченной в связи со снижением надбавки выплаты за ежегодный оплачиваемый отпуск в размере... рублей и денежной компенсации на нее, денежной суммы... рублей и денежной компенсации на нее, отмене приказа "Номер обезличен" от "Дата обезличена" о снижении надбавки за особые условия государственной службы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" г, взыскании невыплаченной в связи со снижением надбавки выплаты за ежегодный оплачиваемый отпуск в размере... рублей и денежной компенсации на нее отказано.
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В, объяснения представителя Министерства экономики Республики Коми- С., судебная коллегия
установила:
М. обратилась в суд с иском к Министерству экономики Республики Коми и с учетом уточнений просила взыскать разницу между выплатами при переводе на временную должность в размере... руб. и денежную компенсацию за задержку выплаты, отменить приказ от "Дата обезличена" "Номер обезличен" о снижении надбавки за особые условия государственной службы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", взыскать невыплаченные в связи со снижением надбавки выплаты за ежегодный оплачиваемый отпуск в размере... руб. и денежную компенсацию на нее, денежную сумму... руб. и денежную компенсацию на нее, отменить приказ от "Дата обезличена" "Номер обезличен" о снижении надбавки за особые условия государственной службы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", взыскать невыплаченные в связи со снижением надбавки выплаты за ежегодный оплачиваемый отпуск в размере... руб. и денежную компенсацию на нее, компенсацию морального вреда в размере... руб, судебные расходы, штраф за нарушение норм трудового кодекса.
В обоснование иска указала, что с "Дата обезличена" она переведена на государственную службу к ответчику на должность консультанта отдела организации предоставления государственных и муниципальных услуг и с этого же периода предоставлен отпуск по уходу за ребенком. С "Дата обезличена" на основании соответствующего заявления истец допущена к работе и ей объявлен простой с оплатой 2/3 денежного содержания. В период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" она временно переведена на должность главного специалиста-эксперта отдела оценки и планирования проектов. Приказом от "Дата обезличена" ей вновь объявлен простой. По мнению истца, за период временного перевода ей недоплачена сумма в размере... руб, неправильно произведен расчет времени простоя, в связи с чем ей недоплачена сумма в размере... руб. Так, расчет среднего заработка должны были произвести за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" и "Дата обезличена", так как в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" она находилась на листке временной нетрудоспособности, отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком. Приказом от "Дата обезличена" "Номер обезличен" и приказом от "Дата обезличена" "Номер обезличен" истцу снижена надбавка за особые условия государственной службы со 100% до 5%, что привело к снижению денежного содержания и недоплаты сумм отпускных. О предстоящем снижении она не была уведомлена и согласия на изменение существенных условий труда не давала.
Определением суда от "Дата обезличена" производство по делу по иску М. к Министерству экономики Республики Коми о взыскании штрафа за нарушение норм Трудового кодекса РФ прекращено.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивала.
Представители ответчика иск не признали.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе М. В обоснование доводов жалобы ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.
На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, и следует из материалов дела, М. в период с "Дата обезличена" назначена на должность консультанта отдела организации предоставления государственных и муниципальных услуг Министерства экономики Республики Коми. С "Дата обезличена" по "Дата обезличена" истцу предоставлен отпуск по уходу за ребенком. С "Дата обезличена", в связи с досрочным выходом из отпуска по уходу за ребенком, М. допущена к работе. Приказом ответчика от этой же даты "Номер обезличен" в связи с организационно-штатными мероприятиями, выразившимися в изменении структуры Министерства, М. объявлен простой, установлено денежное содержание в соответствии с частью первой статьи 157 Трудового кодекса РФ.
В связи с сокращением должности консультанта отдела организации предоставления государственных и муниципальных услуг Министерства экономики РФ, 11.12.2017 М. предложено замещение вакантной должности главного специалиста-эксперта отдела оценки и планирования проектов Управления проектного офиса на период до "Дата обезличена". Приказом от "Дата обезличена" N 234 л/л отменен приказ от "Дата обезличена" "Номер обезличен" об объявлении простоя М.
Приказом ответчика от "Дата обезличена" "Номер обезличен" М. на период временного замещения с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" переведена на должность главного специалиста-эксперта в отдел оценки и планирования проектов Управления проектного офиса. При этом истцу установлен оклад... руб, оклад за классный чин... руб, надбавка за особые условия государственной службы 70%, надбавка за выслугу лет 10%.
До перевода приказом от "Дата обезличена" "Номер обезличен" истцу установлен должностной оклад в размере... руб, оклад за классный чин -... руб... надбавка за выслугу лет - 10 %, надбавка за особые условия госудаственной службы - 10 %.
Истец указывает, что за период временного перевода ей неправильно произведена оплата, в связи с чем недоплачена сумма... руб.
Разрешая спор в указанной части требований, суд, руководствуясь статьей 30 Федерального закона "О государственной службе РФ", согласно которой в случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить гражданского служащего на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда, пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о взыскании недоплаты в сумме... руб.
Вместе с этим, учитывая, что в материалы дела ответчиком представлен приказ от "Дата обезличена" "Номер обезличен"/с, которым внесены изменения в приказ от "Дата обезличена" "Номер обезличен" в части установления истцу оклада в размере... руб. и надбавки за особые условия государственной службы в размере 100 %, и "Дата обезличена" истцу произведена сумма недоплаты в размере... руб, суд указал, что решение об удовлетворении иска в указанной части исполнению не подлежит в связи с фактическим добровольным удовлетворением требований.
Наряду с этим, с учетом положений статьи 236 Трудового кодекса РФ, суд взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию за задержку указанных выплат в сумме... руб, а также на основании статьи 237 Трудового кодекса РФ, в связи с нарушением трудовых прав истца, компенсацию морального вреда в сумме... руб.
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется.
Разрешая спор в остальной части исковых требований, суд исходил из следующего.
Оплата труда гражданских служащих урегулирована главой 10 Федерального закона N 79-ФЗ, в статье 50 которой содержатся правовые предписания общие для федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов Российской Федерации, касающиеся вопросов денежного содержания, являющегося основным средством материального обеспечения гражданского служащего и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы, о его составных частях (пункт 1).
Согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (пункт 2 Правил).
В силу части 7 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.
В соответствии со статьей 10 Закона Республики Коми от 05.03.2005 N 10-РЗ "О некоторых вопросах государственной гражданской службы Республики Коми" размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого гражданским служащим Республики Коми, устанавливаются дифференцированно по государственным органам Главой Республики Коми.
Указом Главы Республики Коми от 19.09.2014 N 92 "О денежном содержании государственных гражданских служащих Республики Коми" (пп. 2п.2) регламентировано, что к дополнительным выплатам государственных гражданских служащих Республики Коми отнесена, в том числе ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Республики Коми в размере до 200 процентов должностного оклада. Порядок выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Республики Коми устанавливается руководителем органа государственной власти Республики Коми, государственного органа Республики Коми.
Согласно п. 2.2 Положения о дополнительных выплатах государственным гражданским служащим Министерства экономики Республики Коми, утвержденных приказом Министерства экономики Республики Коми от 11.01.2016 N 6, работникам Министерства надбавка устанавливается с обязательным учетом уровня компетентности и сложности исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом, качества исполнения должностных обязанностей в размере до 200 процентов должностного оклада.
Основными критериями для определения размера надбавок являются: профессиональная квалификация; эффективность, результативность и своевременность принятия и исполнения управленческих и иных решений; эффективность, результативность и качество правового, организационного и документационного обеспечения исполнения решений; эффективность и результативность, установленных в должностном регламенте гражданского служащего; разработка, внедрение инициативных и творческих предложений по выработке политики министерства в установленной сфере деятельности; объем, сложность и важность выполняемых работ; исполнение поручений, выходящих за рамки функциональных обязанностей гражданских служащих; соблюдение гражданским служащим Правил служебного распорядка Министерства.
Проанализировав приведенные нормы законодательства и отказывая в удовлетворении иска в части отмены приказов о снижении истцу надбавки за особые условия службы и взыскании невыплаченных в связи со снижением указанной надбавки выплат за ежегодный оплачиваемый отпуск, суд обоснованно исходил из того, что у руководителя Министерства имелись все основания для снижения размера спорных выплат, поскольку в период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" истец находилась в простое, то есть фактически трудовые обязанности не исполняла.
При этом судом обоснованно отклонены доводы М. со ссылкой на статью 74 Трудового кодекса РФ о том, что она не была уведомлена работодателем о предстоящем изменении размера спорных выплат, поскольку условиями служебного контракта истцу не устанавливался конкретный размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной службы, в связи с чем изменение размера надбавки не является существенным изменением служебного контракта.
Разрешая спор в части взыскания денежной суммы в размере... руб, суд исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 261 Трудового кодекса РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременной женщиной не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. Сокращение штата является увольнением по инициативе работодателя и не подпадает в указанные случаи исключений.
Согласно приказу от "Дата обезличена" "Номер обезличен" в период с "Дата обезличена" истец находится в простое.
Основанием объявления простоя послужило сокращение должности истца, поскольку приказом Министерства экономики Республики Коми от 31.05.2017 N 176 во исполнение Указа Главы Республики Коми от 03.11.2015 N 115 "Об органах исполнительной власти Республики Коми" в целях совершенствования органов исполнительной власти Республики Коми, распоряжения Правительства Республики Коми от 20.11.2015 N 425-р, из штатного расписания Министерства экономики Республики Коми исключен отдел организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в которой осуществляла трудовую деятельность истец, тогда как она имеет несовершеннолетнего ребенка в возрасте до 3 лет.
Учитывая, что истец находилась в простое не по вине работодателя, а по причинам независящим ни от работника, ни от работодателя, оплата времени простоя произведена в соответствии с требованиями части 2 статьи 157 Трудового кодекса РФ, в размере 2/3 денежного содержания, который составил... руб, с учетом индексации с "Дата обезличена" -... руб. С учетом указанных сумм оплата времени простоя составила за январь 2018 г. -... руб, за февраль 2018 г. -... руб, за март 2018 г. -... руб, за апрель 2018 г. -... руб, за май 2018 г. -... руб, за июнь 2018 г. -... руб, за июль 2018 г. -... руб, за август 2018 г. -... руб, за сентябрь 2018 г. -... руб, за октябрь 2018 г. -... руб, за 10 дней ноября 2018 г. -... руб.
С ноября 2018 года, после соответствующих обращений истца, в целях недопущения нарушения ее прав, оплата времени простоя стала исчисляться ответчиком из среднемесячного заработка, и составила за 8 дней ноября 2018 года -... руб, за декабрь 2018 года -... руб.
При этом среднемесячный заработок истца определен на основании статьи 139 Трудового кодекса РФ, Положения об особенностях исчисления заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, за период работы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в расчетном периоде с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" с учетом перерасчета заработной платы в указанный период в декабре 2018 года, и определен в сумме... руб. С учетом индексации среднемесячный заработок составил... руб. Среднедневной заработок составил... руб.
При этом работодателем обоснованно учтен заработок истца за период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", поскольку в указанный период она фактически осуществляла трудовую деятельность и ей начислена заработная плата.
В случае исчисления времени простоя в размере 2/3 денежного содержания ее размер составил бы за 8 дней... года -... руб. (... руб. * 2/3 =... руб./21*8), за... года -... руб. (... руб. * 2/3 =... руб./21*19).
Установив указанные обстоятельства, суд не усмотрел правовых оснований для взыскания... руб.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены при верном применении норм материального права и отвечают установленным по делу обстоятельствам.
В апелляционной жалобе Митина Л.Д. выражает несогласие с решением суда, настаивая, что находится в простое по вине работодателя.
Вместе с этим приведенные доводы отмену судебного постановления не влекут.
По смыслу норм трудового законодательства простой по вине работодателя возникает в случае, когда вызвавшие его причины находятся в сфере контроля работодателя, который может непосредственно влиять на их существование.
В рассматриваемом случае таких обстоятельств судом не установлено.
Указом Главы Республики Коми от 03.11.2015 N 115 "Об органах в системе исполнительной власти Республики Коми" Правительству Республики Коми постановлено до 01.01.2016 обеспечить проведение реорганизационных мероприятий в соответствии с настоящим Указом; до 20.11.2015 - определить численность органов исполнительной власти Республики Коми, подчиненных Правительству Республики Коми, предусмотрев сокращение численности не менее чем на 10 процентов, и до 01.12.2015 - определить их полномочия с учетом настоящего Указа.
Во исполнение Указа Главы Республики Коми от 03.11.2015 N 115 распоряжением Правительства Республики Коми от 20.11.2015 N 425-р утверждена предельная штатная численность работников (без учета персонала по охране и обслуживанию здания, водителей служебного автомобильного транспорта), включая предельную численность должностей государственной гражданской службы Республики Коми, и предельную численность заместителей руководителей органов исполнительной власти Республики Коми, подчиненных Правительству Республики Коми и министерствам Республики Коми, согласно приложению N 1, которая для Министерства экономики Республики Коми установлена 64 ед.
Распоряжением Правительства Республики Коми от 24.05.2017 N 236-р (в первоначальной редакции) в распоряжение Правительства Республики Коми от 20.11.2015 N 425-р внесены изменение в предельную штатную численность работников (без учета персонала по охране и обслуживанию здания, водителей служебного автомобильного транспорта), включая предельную численность должностей государственной гражданской службы Республики Коми, и предельную численность заместителей руководителей органов исполнительной власти Республики Коми, подчиненных Правительству Республики Коми и министерствам Республики Коми. Предельная штатная численность должностей государственной гражданской службы Министерства экономики Республики Коми составила 45.
Таким образом, издание приказа Министерства экономики Республики Коми от 31.05.2017 N 176 о сокращении отдела, в котором осуществляла трудовую деятельность истец, обусловлено организационно-распорядительными актами органов государственной власти Республики Коми, принятыми в целях совершенствования структуры органов в системе исполнительной власти Республики Коми, и вины непосредственного работодателя истца в простое не имеется.
Иные доводы жалобы на законность судебного постановления также не влияют.
При таком положении решение суда законно и обоснованно, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.