СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В,
судей Агранович Ю.Н, Сироткиной Е.М,
при секретаре Мельниковой А.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 июля 2019 года дело по апелляционной жалобе ГБУ РК "... " на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 29 мая 2019 года, которым
частично удовлетворены исковые требования Б. к ГБУ РК "... ";
восстановлено право Б. на выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с Законом РК N 55-РЗ от 12.11.2004г. "О социальной поддержке населения в Республике Коми" как семье, имеющей ребёнка-инвалида, начиная с "Дата обезличена";
отказано в удовлетворении исковых требований Б. о признании незаконным решения ГБУ РК "... " о прекращении компенсации расходов, связанных с оплатой твёрдых бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Б. обратилась в суд с иском к ГБУ РК "... " о признании решения ГБУ РК "... " незаконным, обязании восстановить право на выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом РК N 55-РЗ от 12.11.2004г. "О социальной поддержке населения в Республике Коми" как семье, имеющей ребёнка-инвалида, с "Дата обезличена".
В судебном заседании истец Б. на исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на иск.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда как незаконного в части удовлетворения исковых требований истицы.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Б. является матерью несовершеннолетней К,... года рождения.
Согласно справке судебно-медицинской экспертизы и удостоверению "Номер обезличен" ГУ-ОПФ в Усть-Куломском районе РК К. является ребёнком-инвалидом; ежегодно проходит освидетельствование в бюро МСЭ по Республике Коми; является получателем пенсии по инвалидности.
На основании договора купли-продажи от "Дата обезличена" истица является собственником квартиры "Номер обезличен", расположенной по адресу:...
С "Дата обезличена" истцу предоставлена мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых по адресу:.., в виде денежной компенсации по категории - семья, имеющая ребёнка инвалида.
Истцу ежемесячно компенсировали в сумме... рублей расходы, понесённые в связи с оплатой расходов, связанных с твёрдыми бытовыми отходами.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 05.10.2018г. N 37/2-Т С утверждены и введены в действие предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Республики Коми с 1 ноября 2018 года. Поскольку предоставление услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами осуществляется региональным оператором ООО "Ухтажилфонд" на территории республики с 1 ноября 2018 года, услуга по вывозу мусора с этого момента переведена из жилищной услуги в коммунальную услугу, и её компенсация с 1 декабря 2018 года рассчитывается с учётом мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, в соответствии с законом N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Компенсируется в размере 50% от суммы понесённых расходов.
С "Дата обезличена". выплата компенсации расходов Б. на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, связанных с оплатой твёрдых коммунальных отходов, была прекращена, о чем истец был уведомлён.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995г. "О социальной защите инвалидов в РФ", Законом РК N 55-РЗ от 12.11.2004г. "О социальной поддержке населения в РК", пришел к выводу о том, что решение ответчика о прекращении выплат истцу в части компенсации расходов, связанных с оплатой услуги по твердым бытовым отходам является законным, поскольку система регулирования в области твёрдых бытовых отходов была изменена законодательно, такую компенсацию истец в настоящее время получает за счет федерального бюджета в размере 50%. Кроме того, суд указал, что деятельность ответчика чётко регламентирована действующим законодательством и оплачивать Б. данные суммы произвольно, в нарушение, изменений в законодательстве, он не имел права.
Решение суда в указанной части сторонами по делу не обжалуется.
Удовлетворяя требования Б. в части восстановлении ее права на выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения в соответствии с Законом РК N 55-РЗ от 12.11.2004г. "О социальной поддержке населения в Республике Коми" как семье, имеющей ребёнка-инвалида, начиная с 01.12.2018г, суд исходил из того, что данное право гарантировано истице вышеуказанным законом и до настоящего времени ею не утрачено, а вопрос о предоставлении социальной поддержки в виде компенсации расходов должен быть решен ответчиком при проверке документов, представленных истцом, поскольку предоставление данной социальной льготы носит заявительный характер.
С данным выводом судебная коллегия соглашается.
Так, в силу ст.15 Закона РК от 12.11.2004г. N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в РК" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются компенсация расходов на оплату жилого помещения (кроме услуг и работ по управлению многоквартирным домом и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 20 Закона РК от 12.11.2004г. N 55-РЗ компенсация расходов на оплату жилого помещения ребенку-инвалиду установлена в размере 185 рублей, члену семьи ребенка-инвалида - 185 рублей.
Согласно п. 24 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РК от 05.05.2009г. N 115,компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленная Законом РК "О социальной поддержке населения в Республике Коми", выплачивается в размерах, установленных статьей 20 Закона РК "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
Необходимые для выплаты компенсации сведения (в том числе сведения о наличии у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца, о наличии и (или) выполнении гражданами соглашений, заключенных с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по ее погашению) представляются на основании заключенных между центрами и организациями договоров об информационном взаимодействии при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (в электронном виде в виде файлов, формат и структура которых утверждаются Правительством Республики Коми).
В случае отсутствия сведений организаций о наличии у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (наличия и (или) выполнения соглашения о погашении задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг) компенсация выплачивается на основании представляемых гражданами в центры оплаченных платежных документов для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги или справок, выданных организациями, содержащих указанные сведения.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с вводом суда о том, что истица имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом РК N 55-РЗ от 12.11.2004г. "О социальной поддержке населения в Республике Коми" по категории "семья, имеющая ребёнка-инвалида"; основания для прекращения перечисления компенсации, предусмотренные п. 18 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РК от 05.05.2009г. N 115, отсутствуют.
Вместе с тем, выплата компенсации производится на основании документов, подтверждающих внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги или справок, выданных организациями, содержащих указанные сведения.
Однако, в настоящем деле вопрос о выплате истице компенсации не являлся предметом спора, судом лишь было восстановлено право истицы на выплату компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с Законом РК N 55-РЗ от 12.11.2004г. "О социальной поддержке населения в Республике Коми" как семье, имеющей ребёнка-инвалида, начиная с "Дата обезличена".
Ссылку ответчика в жалобе на п. 14 Правил судебная коллегия находит несостоятельной.
В соответствии с указанным пунктом гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе следующих: изменение места жительства (пребывания), изменение численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении, изменение счета в финансово-кредитном учреждении, договорных отношений с организациями, утрата права на получение мер социальной поддержки - обязан в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом центр по месту жительства (пребывания) и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств.
Материалами дела не подтверждается наступление указанных обстоятельств, о которых истица обязана уведомить центр по месту жительства (пребывания) и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств.
Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, и постановилправильное по существу решение, оснований для отмены которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми 29 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГБУ РК "... " - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.