СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В,
судей Перминовой Н.А, Слободянюк Т.А,
при секретаре Тырышкиной Н.Н,
рассмотрела в судебном заседании 1 августа 2019 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 и его представителя Кузнецовой на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 мая 2019 года, по которому
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" об обязании обеспечить в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" беспрепятственный доступ в аптеку "Номер обезличен", расположенную по адресу: "Адрес обезличен" и компенсации морального вреда отказано.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А, объяснения представителя ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" Лобановой Е.В, заключение прокурора Скворцовой Е.А. об отмене судебного решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кузнецов В.А. обратился в суд с иском к ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" об обязании обеспечить беспрепятственный доступ в аптеку "Номер обезличен" в соответствии с Сводом Правил СП 59.13330.2012, взыскании компенсации морального вреда в сумме 100000 рублей.
В обоснование иска указано, что на основании решения Ухтинского городского суда от 29.02.2012, вынесенного по иску прокурора г. Ухта в интересах неопределённого круга лиц, ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" обязано оборудовать вход в помещение аптеки "Номер обезличен" Ухтинского филиала, расположенной по адресу: "Адрес обезличен" специальными приспособлениями для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения. Однако до настоящего времени решение суда не исполнено, что установлено при выходе на объект и отражено в акте прокуратуры от "Дата обезличена". При входе в аптеку "Номер обезличен" отсутствует пандус с необходимым уклоном, поручнями, отбойниками для колёс, с противоскользящим покрытием, группой дверей с датчиками, тамбуры не оборудованы для въезда в помещение инвалида на коляске, отсутствует площадка для стоянки инвалидного кресла и разворота. По указанным обстоятельствам в аптеку отсутствует доступ инвалидам и маломобильным группам населения. ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" лишает инвалида на получение льготных препаратов, нарушает права на оказание своевременной медицинской помощи, дискриминирует права инвалида по социальному признаку, создаёт ему неравные возможности, от чего истец испытывает физические и нравственные страдания. Установленная кнопка вызова не входит в технический регламент и является вспомогательным устройством.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель просит об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью, неправильным применением судом норм материального права и нарушением норм процессуального права, полагает, что вход в аптеку, где получают обслуживание лица по льготным рецептам и маломобильные лица, не соответствует предъявляемым требования и не обеспечивает беспрепятственный доступ.
Прокуратурой города Сыктывкара представлены возражения на апелляционную жалобу.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене в полном объеме с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кузнецов В.А. является... Кроме того, Кузнецов В.А. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
Как указал истец в исковом заявлении, практически всегда лекарственные препараты может приобрести только в аптеке "Номер обезличен", расположенной по адресу: "Адрес обезличен". Однако вход в помещение аптеки не доступен для инвалидов и маломобильных групп населения. Решение Ухтинского городского суда от "Дата обезличена" по иску прокурора "Адрес обезличен" в интересах неопределённого круга лиц к ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" о возложении обязанности по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в аптеку "Номер обезличен" Ухтинского филиала не исполнено.
Из материалов ФИО2 также следует, что решением Ухтинского городского суда от "Дата обезличена" по иску прокурора "Адрес обезличен" в интересах неопределённого круга лиц на ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" возложена обязанность по созданию условий для маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа в аптеку "Номер обезличен" Ухтинского филиала.
На основании выданного Ухтинским городским судом РК исполнительного документа судебным приставом-исполнителем ОСП по "Адрес обезличен" "Дата обезличена" возбуждено исполнительное производство "Номер обезличен", которое окончено "Дата обезличена" в связи с исполнением требований исполнительного документа.
Из акта обследования аптеки "Номер обезличен" "Адрес обезличен" от "Дата обезличена", проведенного прокуратурой "Адрес обезличен" совместно с Ухтинской организацией инвалидов, следует, что объект не доступен для всех категорий инвалидов (л.д.83-84).
О незаконном окончании исполнительного производства "Номер обезличен" указано и в ответе прокуратуры "Адрес обезличен" на обращение ФИО1, со ссылкой на то, что принятые ГУП "ГАРК" меры по обустройству пандуса противоречили действующим строительным нормам и правилам (л.д.14).
"Дата обезличена" прокуратурой "Адрес обезличен" в отношении ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" вынесено представление о принятии конкретных мер по устранению действующего законодательства (л.д.85-87), где указано на необходимость оборудования входной группы, устранения порога, оборудование стройки администратора.
Во исполнение представления прокурора ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" установило при входе в помещение поручни (лестничные ограждения) с кнопкой вызова работников аптеки, при входе в аптеку установлена дверь с доводчиком.
Судом также установлено, что аптека "Номер обезличен", расположенная по адресу: "Адрес обезличен", относится к объектам социальной инфраструктуры, закреплена за ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" на праве хозяйственного ведения (свидетельство от "Дата обезличена", "Адрес обезличен"). Помещение аптеки "Номер обезличен" расположено в многоквартирном доме, введённом в эксплуатацию в 1960 году. Представителем ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" не оспаривалось, что указанная аптека является практически единственной, где могут получить обслуживание лица, получающие социальную помощь в виде приобретения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, а нежилое помещение аптеки "Номер обезличен" в "Адрес обезличен" не является вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектом. Кроме того, суд учел, что входная группа объекта обеспечена поручнем с кнопкой вызова персонала аптеки для маломобильных групп населения и инвалидов, соответственно, необходимые лекарственные препараты могут быть вынесены сотрудником аптеки непосредственно инвалиду, если последний не изъявил желание въехать в аптеку. Фактов не обеспечения ФИО1 лекарственными препаратами в аптеке "Номер обезличен" не установлено.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом согласиться не может, поскольку существующий вход в аптеку "Номер обезличен" "Адрес обезличен" ограничивает жизнедеятельность маломобильных групп населения и нарушает их право на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых ФИО11, развивается система социальных служб.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01 января 2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий (пункт 3.9), в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для таких людей подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (пункт 3.13), наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни (пункт 3.14).
С 01 января 2013 года введен в действие "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N 605 (далее - Свод Правил 59.13330.2012).
Данный Свод Правил 59.13330.2012 предъявляет аналогичные требования к помещениям и их элементам.
В соответствии с требованиями пункта 5, подпунктов 5.1.1, 5.1.2, 5.1.4 Свода правил 59.13330.2012 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Не смотря на введение 15 мая 2017 года СП 59.13330.2016. Свод Правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Минстроя России от 14.11.2016 N 798/пр большинство пунктов раздела 5.1 Входы СП 59-1333-.2012 подлежат применению на обязательной основе, что прямо предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521.
В соответствии с 5.1.2 СП 59-1333-.2012 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Пунктом 5.1.4 предусмотрено, что наружные двери, доступные для МГН могут иметь пороги. При этом высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.
В соответствии с п. 5.2.15 СНиП 35-01-2001 вдоль обеих сторон всех пандусов и открытых лестниц необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м. (допускается от 0,85 до 0,92 м.), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м.
Завершающие горизонтальные части поручни должны быть длиннее марша лестницы или наклонной части пандуса на 0,3 м. (допускается от 0,27 м. до 0,33 м.) и иметь нетравмирующее завершение.
Специальные требования к опорным устройствам и пандусам предусмотрены также ПНСТ 104-2016 Предварительным национальным стандартом. Пандусы реабилитационные. Устройства опорные стационарные из композиционных материалов. Технические требования и методы испытаний, утвержденные Приказом Росстандарта от 30.03.2016 N 26-пнст.
Материалы ФИО2, представленные суду фотографии, а также акт осмотра, выполненный представителем прокуратуры "Адрес обезличен" и представителем УГО КРО ВОИ и представленный суду апелляционной инстанции подтверждают, что объект социальной инфраструктуры по "Адрес обезличен" - аптека "Номер обезличен" ГУП ГАРК не соответствует требованиям доступности для инвалидов и маломобильных групп населения и не только в части установления пандуса, но и других требований, обязательных к применению (установление доводчика двери, нормативной высоты порога и др.).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит решение суда не основанным на законе и подлежащим отмене.
Доводы представителя ответчика о том, что действующие в настоящее время требования Свода Правил и положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, что предусмотрено п. 3 ст. 26 Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Само по себе установление поручня с кнопкой вызова персонала аптеки не свидетельствует об обеспечении доступа маломобильных групп населения и инвалидов к услугам аптеки, поскольку не учитывает требований, предъявляемых к таким объектам и являющихся обязательными к применению.
В ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Несмотря на то, что данные требования, как указано в ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия "Свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" включен в п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Как следует из п. 1.2 СП 59.13330.2012 требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д. следует осуществлять в рамках "разумного приспособления" при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в ст. ст. 18, 19, 27, 45 Конституции РФ.
Довод стороны ответчика об отсутствии технической возможности установления нормативного пандуса основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований являться не может.
Пандусом является пологий подъем, дорожка для въезда, заменяющая лестницу, для передвижения инвалидных и детских колясок, перемещения грузов на тележках и т.д.
Из общего смысла действующего законодательства следует, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе маломобильным группам населения. Создание беспрепятственного доступа маломобильных групп населении к инженерной, транспортной и социальной инфраструктурам, в том числе объектам торговли и другим объектам социального использования, является одним из приоритетных направлений Российского государства.
Ответчиками не представлено доказательств технической невозможности приспособления имеющегося пандуса для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения, либо установления нового пандуса, либо иного приспособления для входа, учитывающего особенности технического строения крыльца.
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается на собственников зданий и сооружений (статья 210 ГК РФ).
Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294 ГК РФ).
При таких обстоятельствах, учитывая, что помещение аптеки "Номер обезличен", расположенной по адресу: "Адрес обезличен" передано ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" на праве хозяйственного ведения, обязанность по обеспечению доступа в аптеку в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и Свода Правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", СНИП 35-01-2001 следует возложить на данного ответчика.
В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
На основании ст. 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Из общего смысла действующего законодательства следует, что на территории Российской Федерации необходимо создавать равные возможности получения услуг всеми категориями населения, в том числе маломобильным группам населения. Создание беспрепятственного доступа маломобильных групп населении к инженерной, транспортной и социальной инфраструктурам, в том числе объектам торговли, является одним из приоритетных направлений Российского государства.
Поскольку ответчик не обеспечил условия для пользования объектом социальной инфраструктуры истцу, относящемуся к категории маломобильных групп населения, это является нарушением его нематериальных благ, направленных на достойную жизнь и свободное развитие, и является основанием для компенсации морального вреда на основании ст. 150 - 151 ГК РФ.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу истца, судебная коллегия принимает во внимание характер и объем причиненных истцу нравственных страданий, обстоятельств дела, при которых был причинен моральный вред, в связи с чем полагает необходимым взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.
В соответствии с требованиями ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с изложенным с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 600 рублей.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 мая 2019 года отменить, вынести новое решение:
Обязать ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" привести в соответствие с требованиями градостроительного законодательства и Свода Правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", СНИП 35-01-2001 входную группу аптеки "Номер обезличен", расположенной по адресу: "Адрес обезличен" течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Взыскать с ГУП РК "Государственные аптеки Республики Коми" госпошлину в доход местного бюджета МО ГО "Сыктывкар" 600 рублей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.