СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Архаровой Л.В,
судей Круковской А.В, Слободянюк Т.А,
при секретаре Микушевой А.И,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 июля 2019 года дело по апелляционным жалобам Кузнецовой Н.А. и представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 мая 2019 года, по которому:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми обязано в здании по адресу: г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 110 оборудовать пандус, площадку к нему, входную группу дверей в соответствии с требованиями СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
с Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации в пользу Кузнецовой Н.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 7 000 (семь тысяч) рублей.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В, объяснения представителя ФССП России и УФССП России по РК Гусевой Л.В, судебная коллегия
установила:
Кузнецова Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми (далее - УФССП России по РК) об обязании обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам в занимаемое ответчиком здание, расположенное по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 110.
Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика ФССП России и постановилприведенное решение, оспоренное сторонами.
В апелляционной жалобе УФССП России по РК просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе Кузнецовой в иске, указывая на отсутствие правового механизма применения действующих правовых актов к ранее построенным зданиям, возложенная судом обязанность может быть вменена только ко вновь вводимым в эксплуатацию, прошедшим реконструкцию и модернизацию, к коим здание УФССП России по РК не относится, отсутствие целевого финансирования на проведение соответствующих работ и оснований для взыскания компенсации морального вреда.
В апелляционной жалобе Кузнецова Н.А. выражает несогласие с размером компенсации морального вреда, находя присужденную сумму необоснованно заниженной.
В суде апелляционной инстанции представитель ФССП России и УФССП России по РК жалобу поддержал.
Кузнецова Н.И. участия в судебном заседании не принимала, извещена надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установилсуд и подтверждается материалами дела, 12 сентября 2018 г. Кузнецова Н.А, являясь инвалидом... и стороной исполнительных производств, прибыла на прием к должностным лицам в УФССП России по РК, расположенное в здании по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 110, не оборудованное специальными средствами для беспрепятственного доступа инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения.
С 2007 года владельцем данного административного нежилого 2-этажного здания 1958 года постройки на праве оперативного управления является УФССП России по РК, капитальный ремонт здания произведен в 2007 г, по проекту пандусы не были предусмотрены.
Ответчиками факт несоответствия здания по ул.Пушкина, д. 110, г.Сыктывкара требованиям и нормам "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" ввиду отсутствия пандусов с поручнями, площадки к нему, навеса, входной группы дверей не оспаривался.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 24 ноября 2005 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 и, приняв во внимание, что здание УФССП России по РК используется как объект социальной инфраструктуры, удовлетворил её требования об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидам в здание Управления.
Судебная коллегия не усматривает в доводах жалобы ответчика оснований для признания приведенных выводов суда первой инстанции неправомерными.
Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 7, пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Российская Федерация, являясь государством-участником Конвенции о Правах Инвалидов, заключенной 13 декабря 2006 года, признавая важность доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами, взяла на себя обязательство соблюдать без каких бы то ни было ограничений или изъятий положения Конвенции и принимать надлежащие и эффективные меры по полному включению и вовлечению инвалидов в местное сообщество, в том числе обеспечению доступа инвалидов к разного рода услугам, отвечающим их нуждам.
Конституционным и международным стандартам корреспондирует законодательство Российской Федерации.
Так, Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", устанавливая минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам технического обеспечения), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статьи 1, 2, 3), гласит, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (статья 12).
В силу статей 2, 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последующими изменениями) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, в том числе условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме.
Аналогичные положения содержатся в Своде Правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001" "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", предназначенных для разработки проектных решений общественных и иных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах названной выше Конвенции и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, бездействие УФССП России по РК, выразившееся в необорудовании административного здания специальными приспособлениями, обеспечивающими доступ инвалидов и маломобильных групп населения к входу в указанное здание, в котором располагается помещение для предоставления государственной услуги по организации приема граждан, суд обоснованно расценил как влекущее существенное нарушение прав и законных интересов инвалидов и лиц с ограниченной возможностью передвижения.
Доказательств невозможности обеспечить доступ инвалидов в здание (приспособить существующий объект) ответчиком не представлено.
Таким образом, в силу приведенных норм права, УФССП России по РК, владеющее нежилым помещением по адресу: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Пушкина, д.110 на праве оперативного управления и использующее его как административное здание обязано создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в него для получения ими государственных услуг.
Оборудование здания территориального органа исполнительной власти пандусами и иными техническими средствами с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в данное помещение к изменению целевого назначения указанного помещения либо к иному способу распоряжения им не приведет и соответствует объему прав ответчиков, установленных положениями статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Кузнецовой Н.И. являются законными.
Доводы апелляционной жалобы о том, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Отсутствие финансирования, долгосрочность государственной программы "Доступная среда" на 2011-2020 годы не освобождает ответчиков по исполнению требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов.
Создание инвалидам и маломобильным группам населения равных возможностей с другими гражданами в реализации своих прав, обеспечению возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех её аспектах, предполагающих отсутствие каких-либо препятствий в их доступе к объектам социальной инфраструктуры, к которым относятся здания органов государственной власти, является одной из приоритетных задач государства и согласуется с провозглашенными и гарантированными Конституцией Российской Федерации правами её граждан.
Неисполнение ответчиками требований законодательства по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения, ограничение Кузнецовой Н.И. доступа в здание УФССП по РК в целях решения возникших в ходе исполнительного производства вопросов, безусловно нарушает её право на достойную жизнь, свободное развитие и причиняет истцу нравственные страдания.
При таких обстоятельствах ФССП России правомерно привлечено к гражданско-правовой ответственности в виде выплаты компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации, с которой выражают несогласие апеллянты в своих жалобах, суд исходил из положений статей 151 и пункта 2 статьи 1101 Гражданского кодекса РФ.
Указанные в апелляционных жалобах сторон доводы не свидетельствуют о наличии оснований к изменению его размера.
Вопреки доводам жалоб суд учел все заслуживающие внимания обстоятельства дела, что привело к определению отвечающего требованиям разумности и справедливости размера компенсации морального вреда.
Оборудование входной группы дверей включает в себя весь комплекс работ, предусмотренных на обязательной основе пунктами 5.1.1 - 5.1.3, абзацем первого - третьего и пятого пункта 5.1.4, абзацем первого пункта 5.1.5, пунктами 5.1.6 - 5.1.8 СП 59.13330.2012, и обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521).
В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к возражениям на иск, изложенным ответчиком в суде первой инстанции и оцененных в оспариваемом решении. Правовых оснований, предусмотренных статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене оспариваемого судебного акта жалоба не содержит, а потому, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Кузнецовой Н.А. и представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.