СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н,
судей Перминовой Н.А, Слободянюк Т.А,
при секретаре Калинкович И.С,
рассмотрела в судебном заседании 29 августа 2019 года ФИО2 по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 июля 2019 года, которым:
на администрацию МО ГО "Сыктывкар" возложена обязанность выдать ФИО1 разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером 11:05:0606001:641 без предоставления земельного участка и установления сервитута для размещения проезда к земельному участку с кадастровым номером 11:05:0606001:756.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения представителя ФИО1 ФИО8, судебная коллегия
установила:
ФИО8, действуя в интересах ФИО1 обратилась в суд с иском о возложении на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанности выдать ФИО1 разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" предоставления земельного участка и установления сервитута для размещения проезда к земельному участку с кадастровым номером "Номер обезличен" указывая на незаконный отказ ответчика в предоставлении данной муниципальной услуги.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" просит об отмене решения суда в связи с его незаконностью и необоснованностью, неправильным применением судом норм материального права и нарушением норм процессуального права.
В соответствии с положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ ФИО2 рассмотрено в отсутствие неявившихся в судебном заседание участвующих в ФИО2 лиц, надлежаще извещенных о месте и времени проведения судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы ФИО2, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов ФИО2 и установлено судом, ФИО1 с "Дата обезличена" является собственником земельного участка площадью 54465 +/- 2042 кв.м. с кадастровым номером "Номер обезличен" (категория земель - земли сельскохозяйственного назначения), расположенного по адресу: "Адрес обезличен", урочище "Ручек-ты".
С северной стороны земельный участок ФИО1 граничит с земельным участком с кадастровым номером "Номер обезличен" площадью 37 518 кв.м, находящимся в государственной собственности.
"Дата обезличена" ФИО1 обратилась с администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о выдаче разрешения на использование части земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен" (5639 кв.м.) без предоставления земельного участка и установления сервитута в целях организации подъездного пути к своему земельному участку.
По результатам рассмотрения заявления администрация МО ГО "Сыктывкар" отказала ФИО1 в выдаче такого разрешения в виду отсутствия законных оснований для использования ею земельного участка с кадастровым номером "Номер обезличен"
ФИО1 с отказом администрации не согласилась, что и стало основанием для обращения с иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что законодательством предусмотрено размещение проездов и подъездных дорог на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Апелляционная инстанция с выводом судом первой инстанции соглашается, поскольку находит его основанным на законе и правильно установленных юридически значимых обстоятельствах.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным.
Бесплатное использование земель, как исключение, определено законодательными актами, в том числе главой V6 Земельного кодекса РФ "Использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута".
Указанной главой Земельного кодекса РФ предусмотрено использование земель без предоставления земельных участков и установления сервитутов для ряда установленных случаев, а также с целью размещения определенных объектов, временного характера, не связанного со строительством.
Так, согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от "Дата обезличена" "Номер обезличен" утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В пункт 12 данного Перечня включены проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Обращаясь "Дата обезличена" в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, ФИО1 просила выдать ей разрешение на использование части земельного участка именно в целях организации проезда к своему земельному участку, указывая, что иные подъездные пути к нему отсутствуют, что делает невозможным использование земельного участка по назначению.
Из объяснений представителя ФИО1 в судебном заседании следует, что подъездной путь к земельному участку "Номер обезличен" планируется организовать по уже существующей на земельном участке "Номер обезличен" траектории в целях её легализации, при этом она имеет грунтовое покрытие.
Разрешение на строительство проезда или дороги с грунтовым покрытием не требуется.
Поскольку в ходе рассмотрения ФИО2 установлено, что возможность организовать проезд к земельному участку с кадастровым номером "Номер обезличен" с иным местоположением, не иначе как с северной стороны (через земельный участок с кадастровым номером "Номер обезличен"), у ФИО1 отсутствует (с южной стороны её земельного участка проходит дренажная канава), проезд через земельный участок с кадастровым номером "Номер обезличен" является тем объектом, который может устранить препятствия в использовании ФИО1 своего земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы о наличии иного проезда к земельному участку истца, а также о выставлении спорного земельного участка на аукцион не могу являться основанием для отмены судебного решения.
Каких - либо доказательств наличия иного проезда к земельному участку истца со стороны администрации, настаивающей на этом, не представлено. Напротив, представленными истцом доказательствами, в том числе из схемой расположения земельного участка на кадастровой карте территории, спутниковых снимков из публичной кадастровой карты, из данных публичной кадастровой карты и представленных фотоснимков следует, что единственный подъезд к земельному участку ФИО1 возможно осуществить исключительно по спорной территории.
Само по себе выставление спорного участка на аукцион не препятствует в настоящее время выдаче разрешения на использование земельного участка без установления сервитута и без предоставления земельного участка, поскольку такое разрешение предполагает временный характер, в случае изменения правого положения земельного участка и возникновения иной собственности разрешение может быть отозвано.
Довод апелляционной жалобы о том, что подъездная дорога находится в пределах городской черты и потому должна иметь твердое покрытие, является не обоснованным, поскольку не все подъездные дороги можно отнести к автомобильным дорогам, в том числе по принципу нахождения в пределах городской черты.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог).
Статьями 6, 8, 10 указанного Закона предусматривается, что автомобильные дороги включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, что является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за ее владельцем на соответствующем вещном праве, автомобильные дороги должны иметь наименования и идентификационные номера. Сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения вносятся в единый государственный реестр автомобильных дорог.
Из материалов дела не следует, что земельный участок с кадастровым номером 11:05:0606001:641 является автомобильной дорогой, напротив, это земельный участок сельскохозяйственного назначения, он не предназначен для движения транспортных средств и не находится в границах полосы отвода автомобильной дороги.
Кроме того, указанный подъезд не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо в перечень автомобильных дорог не общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, не имеет наименования и идентификационные номера, не внесен в единый государственный реестр автомобильных дорог.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.