СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н,
судей Перминовой Н.А, Слободянюк Т.А,
при секретаре Тырышкиной Н.Н,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 сентября 2019 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района "Усть - Вымский" на решение Усть - Вымского районного суда Республики Коми от 16 июля 2019 года, по которому
Иск Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц удовлетворен.
Администрация сельского поселения "Кожмудор" обязана в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить сбор и транспортирование отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории сельского поселения "Кожмудор": в 300 метрах от автодороги Тыдор-Кожмудор-Позелом на земельном участке площадью 24,13 кв.м с координатами Т1-N 62°05'7,98'' и Е 50°08'40,02'', Т2-N 62°05'7,91'' и Е 50°08'40,0'', Т3-N 62°05'8,04'' и Е 50°08'39,8'', Т4-N 62°05'8,14'' и Е 50°08'40,96''; в 500 метрах от "Адрес обезличен" по автодороге "Адрес обезличен" - д.Туискерес с левой стороны на земельном участке площадью 460,29 кв.м с координатами Т1-N 62°09'25,09'' и Е 50°16'32,86'', Т2-N 62°09'26,09'' и Е 50°16'32,55'', Т3-N 62°09'26,0'' и Е 50°16'33,69'', Т4-N 62°09'25,11'' и Е 50°16'33,93''; в 500 метрах от автодороги "Адрес обезличен" - д.Коквицы на земельном участке площадью 106,84 кв.м с координатами Т1-N 62°09'3,51'' и Е 50°23'22,9'', Т2-N 62°09'3,04'' и Е 50°23'22,9'', Т3-N 62°09'2,98'' и Е 50°23'22,6'', Т4-N 62°09'3,51'' и Е 50°23'22,26'' к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации.
Администрация муниципального района "Усть-Вымский" обязана в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить ликвидацию, обезвреживание, обработку, утилизацию и захоронение отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории сельского поселения "Кожмудор": в 300 метрах от автодороги Тыдор-Кожмудор-Позелом на земельном участке площадью 24,13 кв.м с координатами Т1-N 62°05'7,98'' и Е 50°08'40,02'', Т2-N 62°05'7,91'' и Е 50°08'40,0'', Т3-N 62°05'8,04'' и Е 50°08'39,8'', Т4-N 62°05'8,14'' и Е 50°08'40,96''; в 500 метрах от "Адрес обезличен" по автодороге "Адрес обезличен" - д.Туискерес с левой стороны на земельном участке площадью 460,29 кв.м с координатами Т1-N 62°09'25,09'' и Е 50°16'32,86'', Т2-N 62°09'26,09'' и Е 50°16'32,55'', Т3-N 62°09'26,0'' и Е 50°16'33,69'', Т4-N 62°09'25,11'' и Е 50°16'33,93''; в 500 метрах от автодороги "Адрес обезличен" - д.Коквицы на земельном участке площадью 106,84 кв.м с координатами Т1-N 62°09'3,51'' и Е 50°23'22,9'', Т2-N 62°09'3,04'' и Е 50°23'22,9'', Т3-N 62°09'2,98'' и Е 50°23'22,6'', Т4-N 62°09'3,51'' и Е 50°23'22,26''.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минприроды Республики Коми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с иском к администрации СП "Кожмудор" об обязании принять меры по сбору, транспортированию отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории СП "Кожмудор" к объектам их обезвреживания, обработки, захоронения или утилизации и к администрации МР "Усть-Вымский" об обязании принять меры по ликвидации, обезвреживанию, обработке, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории СП "Кожмудор".
В обоснование указано, что выявленные в результате планового задания нарушения требований к содержанию территории сельского поселения в части несанкционированного складирования отходов производства и потребления создают потенциальную угрозу причинения вреда здоровью населения, ухудшению экологической обстановки и требуют устранения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возражая против удовлетворения иска, администрация МР "Усть-Вымский" в письменном отзыве указала, что является ненадлежащим ответчиком по ФИО1, поскольку собственником отходов на спорном земельном участке является администрация СП "Кожмудор", на которую и должна быть возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки.
В судебном заседании представитель истца на предъявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель администрации СП "Кожмудор" в судебном заседании, после разъяснения положений ст.ст.39, 173 ГПК РФ, иск признал. Заявление представителя ответчика о признании иска, выраженное в письменном заявлении, приобщено к материалам ФИО1.
Ответчик администрация МР "Усть-Вымский" в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения ФИО1 не просил, на основании ст.167 ГПК РФ суд определилрассмотреть ФИО1 в его отсутствие.
Суд принял указанное выше решение.
С апелляционной жалобой на указанное решение обратилась администрация МО МР "Усть - Вымский", полагая, что является не надлежащим ответчиком по данному спору.
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми представлены возражения на апелляционную жалобу.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. ст. 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в ФИО1, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы ФИО1, обсудив доводы апелляционных жалоб, представленных возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены правильного по существу решения суда.
Конституцией Российской Федерации в ст.ст. 41, 42, а также в статье 11 Федерального закона от "Дата обезличена" N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу статьи 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления (п. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ).
Судом установлено и из материалов ФИО1 следует, что в результате планового задания, проведенной Минприроды Республики Коми совместно с "Адрес обезличен" комитетом по охране окружающей среды, установлен факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории сельского поселения "Кожмудор", в том числе в 300 метрах от автодороги Тыдор-Кожмудор-Позелом на земельном участке площадью 24,13 кв.м с координатами Т1-N 62°05'7,98'' и Е 50°08'40,02'', Т2-N 62°05'7,91'' и Е 50°08'40,0'', Т3-N 62°05'8,04'' и Е 50°08'39,8'', Т4-N 62°05'8,14'' и Е 50°08'40,96''; в 500 метрах от "Адрес обезличен" по автодороге "Адрес обезличен" - д.Туискерес с левой стороны на земельном участке площадью 460,29 кв.м с координатами Т1-N 62°09'25,09'' и Е 50°16'32,86'', Т2-N 62°09'26,09'' и Е 50°16'32,55'', Т3-N 62°09'26,0'' и Е 50°16'33,69'', Т4-N 62°09'25,11'' и Е 50°16'33,93''; в 500 метрах от автодороги "Адрес обезличен" - д.Коквицы на земельном участке площадью 106,84 кв.м с координатами Т1-N 62°09'3,51'' и Е 50°23'22,9'', Т2-N 62°09'3,04'' и Е 50°23'22,9'', Т3-N 62°09'2,98'' и Е 50°23'22,6'', Т4-N 62°09'3,51'' и Е 50°23'22,26''.
Согласно определению "Адрес обезличен" комитета по охране окружающей среды от "Дата обезличена" "Номер обезличен"-уст-эк несанкционированное размещение отходов производства и потребления (свалка) на территории СП "Кожмудор" находятся в квартале 11:08:0101001. При этом, как указано в определении от "Дата обезличена", и следует из актов осмотра, обследования территории от "Дата обезличена" и "Дата обезличена", площадь несанкционированной свалки по состоянию на "Дата обезличена" и "Дата обезличена" составляла 591,2 кв.м. Установить принадлежность какому-либо лицу выявленных отходов, а также их объем в результате проверки не представилось возможным.
Как установлено в ходе проведения проверки, указанный объект размещения отходов размещен на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу положений п.7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. В случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района.
Согласно уведомлению от 10.07.2019 сведения о земельном участке, на котором расположены несанкционированные свалки, в ЕГРН отсутствуют.
Удовлетворяя требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, суд первой инстанции, установив, что образование несанкционированной свалки допущено на земельных участках, вверенных органом местного самоуправления АМР "Усть - Вымский" и АСП "Кожмудор", пришел к выводу о том, что неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Вывод суда первой инстанции является правильным.
В соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п.14 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами в виде участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (п.п.1, 2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
Из совокупности положений п.18 ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.7 ч.1 ст.1 Закона РК от 09.12.2014 N148-РЗ "О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми" следует, что участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Республики Коми отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
Аналогичные полномочия отнесены к вопросам местного значения сельского поселения "Кожмудор" (ст.9, 35 Устава).
Поскольку орган местного самоуправления допустил образование несанкционированной свалки, в результате чего произошло загрязнение и негативное воздействие на земли и почвы в месте расположения бытовых отходов, суд также пришел к выводу о возложении на АМР "Усть - Вымский" обязанности произвести ликвидацию, обезвреживание, обработку и утилизацию, а также захоронение отходов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и согласуются с нормами законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Ссылки в апелляционной жалобе на неправомерное возложение обязанностей на АМР "Усть - Вымский" являются не обоснованными.
Ликвидация места несанкционированного размещения отходов производства и потребления предполагает два самостоятельных комплекса мероприятий: уборка территории свалки (сбор отходов и их транспортирование в места ликвидации) и ликвидация вывезенных отходов (их утилизация, обработка, обезвреживание и размещение).
Поскольку, как было указано выше, собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Земельный участок, на котором расположена свалка, на государственный кадастровый учет не поставлен, право собственности (аренды, пользования) на данный земельный участок не зарегистрировано.
В связи с изложенным, организация мероприятий по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов обоснованно возложена на администрацию СП "Кожмудор" и на администрацию МР "Усть - Вымский", к полномочиям которых законом отнесены указанные мероприятия.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных по делу доказательств, оценка которым подробно дана в решении суда, в связи с чем оснований для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушение норм процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть - Вымского районного суда Республики Коми от 16 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района "Усть - Вымский" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.