СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Голикова А.А,
судей Пристром И.Г, Колесниковой Д.А,
при секретаре судебного заседания Мельниковой А.В,
рассмотрела 16 сентября 2019 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по апелляционной жалобе администрации МР "Сосногорск" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10.07.2019, которым
в удовлетворении административного искового заявления администрации МР "Сосногорск" к Управлению Федерального казначейства по Республике Коми о признании незаконными действий, выразившихся в принятии к исполнению исполнительного документа исполнительного листа "Номер обезличен" по делу N "Номер обезличен" от 18.12.2018, выданного в отношении администрации МР "Сосногорск" за счет бюджета муниципального образования городского поселения "Сосногорск", отказано.
Принятые определением Сосногорского городского суда Республики Коми от 08.04.2019 меры предварительной защиты по настоящему делу в виде запрета Управлению Федерального казначейства по Республике Коми производить действия по приостановлению операций по расходованию средств на всех лицевых счетах администрации МР "Сосногорск" сохранены до вступления в законную силу данного решения суда.
Заслушав доклад материалов судьи Пристром И.Г, выслушав объяснения представителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Юшкова А.А, судебная коллегия
установила:
администрация МР "Сосногорск" обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Коми о признании незаконными действий, выразившихся в принятии к исполнению исполнительного документа исполнительного листа "Номер обезличен" по делу N "Номер обезличен" от 18.12.2018, выданного в отношении администрации МР "Сосногорск" за счет бюджета МО ГП "Сосногорск".
В обоснование заявленных требований указано, что направленный взыскателем ПАО "Сбербанк России" в Управление Федерального казначейства по Республике Коми исполнительный лист незаконно принят административным ответчиком к исполнению, поскольку данный исполнительный лист содержит указание на то, что требования взыскателя подлежат удовлетворению в пределах и за счет имущества - трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "Адрес обезличен". По мнению административного истца, указанные действия административного ответчика нарушают права администрации МР "Сосногорск", а в последующем, в случае превышения суммы по исполнительным документам от денежных средств, вырученных от продажи указанной квартиры, могут быть нарушены права иных взыскателей ООО "... ", ООО "... ", так как денежные средства от продажи квартиры должны быть поделены пропорционально.
В судебном заседании представитель административного истца Стрыкова А.В, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Бойцов А.В. в судебном заседании с требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.
Заинтересованное лицо, ПАО "Сбербанк России", извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, направлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, одновременно указано на несогласие с заявленными требованиями.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе администрация МР "Сосногорск" выражает несогласие с принятым судебным решением, просит его отменить, в связи с незаконностью и необоснованностью.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Управления Федерального казначейства по Республике Коми Юшков А.А. с доводами жалобы не согласился, просил в их удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Неявка в судебное заседание сторон по делу, иных лиц, участвующих в деле, в силу положений статей 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя административного ответчика Управления Федерального казначейства по Республике Коми Юшкова А.А, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
С учетом изложенного, необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления в порядке публичного производства является несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца, обратившегося в суд за защитой своих прав.
В силу части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
При рассмотрении административного дела судом установлено и нашло свое подтверждение в материалах дела, что вступившим в законную силу решением Сосногорского городского суда Республики Коми от 18.12.2018 года исковые требования ПАО "Сбербанк России" к администрации МР "Сосногорск" удовлетворены; взыскано в пользу ПАО "Сбербанк России" с администрации МР "Сосногорск" в пределах и за счет стоимости перешедшего к ней выморочного недвижимого имущества умершего ФИО11 - трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: "Адрес обезличен", задолженность по кредитному договору N "Номер обезличен" от 05.06.2012, заключенному между ОАО "Сбербанк России" и ФИО11 в сумме 114 664 руб. 16 коп, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 493 руб. 28 коп, всего 118 157 руб. 44 коп.
В целях исполнения указанного судебного постановления Сосногорским городским судом Республики Коми 25.01.2019 взыскателю ПАО "Сбербанк России" выдан исполнительный лист серии "Номер обезличен", отражающий резолютивную часть решения суда, содержание которой приведено выше.
Взыскателем ПАО "Сбербанк России" в порядке статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ 28.03.2019 исполнительный лист предъявлен для исполнения в Управление Федерального казначейства по Республике Коми с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены денежные средства, подлежащие взысканию, доверенность на представителя взыскателя и копия судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный документ.
Управлением Федерального казначейства по Республике Коми исполнительный документ принят к исполнению и уведомлением N "Номер обезличен" от 01.04.2019 о поступлении исполнительного документа с приложением копии заявления взыскателя, исполнительного документа и судебного акта направлен в адрес должника администрации МР "Сосногорск", с указанием о необходимости предоставления в течение 10 рабочих дней информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года, а также платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требования исполнительного документа.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решение Сосногорского городского суда Республики Коми по делу N "Номер обезличен" от 13.06.2018 удовлетворены исковые требования ООО "... ", ООО "... " к наследственному имуществу ФИО11 о взыскании задолженности, которым с МО ГП "Сосногорск" как наследника выморочного имущества - квартиры по адресу: "Адрес обезличен", в пределах ее стоимости взысканы в пользу ООО "... " - задолженность в сумме 61 081 руб. 15 коп, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 237 руб. 09 коп, в пользу ООО "... " - задолженность по договору купли-продажи квартиры с рассрочкой платежа от 11.06.2010 в сумме 648 891 руб. 60 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9 688 руб. 92 коп.
Также данным решением определен способ реализации имущества путем продажи с публичных торгов, начальная продажная стоимость установлена в сумме 1 490 772 руб.
Согласно мотивировочной части вышеприведенного решения от 18.12.2018 следует, что с учетом решения Сосногоркого городского суда от 24.10.2018 N "Номер обезличен" и определения о разъяснении порядка исполнения этого решения, установлено, что взыскиваемая в пользу ПАО "Сбербанк России" сумма задолженности по кредитному договору в сумме 114 664,16 руб. и размер государственной пошлины в сумме 3 493,28 руб. по делу N "Номер обезличен" не выходят за пределы стоимости наследственного имущества, поскольку рыночная стоимость квартиры, расположенной по адресу: Республика Коми г.Сыктывкар, ул. Пионерская, д. 5 кв. 12 составляет 1 863 465 руб, а начальная продажная стоимость установлена судом в сумме 1 490 772 руб.
Разрешая заявленные административным истцом требования и не находя правовых оснований для их удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что администрация МР "Сосногорск" является бюджетным учреждением, не имеющим счетов в Банке России или в иной кредитной организации, лицевые счета администрации МР "Сосногорск" открыты в Управлении Федерального казначейства по Республике Коми, предъявленный к исполнению исполнительный документ содержит указание на конкретную сумму, подлежащую взысканию, соответствует требованиям статьи 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", и подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, основания, установленные положениями статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ, перечень которых является исчерпывающим, для возвращения исполнительного документа взыскателю без исполнения у административного ответчика не имелось.
Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с приведенным выводом суда, находя его правильным, соответствующим установленным обстоятельствам дела, подтвержденным представленными сторонами доказательствами, оценка которым дана в соответствии с требованиями процессуального закона, обстоятельства, на которые указывает заявитель, не повлекли за собой неблагоприятных последствий для заявителя, его права и законные интересы оспариваемым постановлением не нарушены.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что данный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. Условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства, порядке.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ (пункт 3 статьи 239 данного Кодекса).
Администрация МР "Сосногорск", являясь органом местного самоуправления, наделенным правами юридического лица, согласно положениям статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" является муниципальным казенным учреждением.
Пунктом 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ установлено, что исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 поименованного Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику, как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
В рассматриваемых отношениях Управление Федерального казначейства по Республике Коми выступает в качестве специального органа власти, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, поскольку должником является получатель бюджетных средств, лицевой счет которого открыт в Управлении Федерального казначейства по Республике Коми.
Порядок подачи исполнительного документа в Управление Федерального казначейства по Республике Коми установлен частью 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ, основания для его возврата взыскателю приведены в частях 3, 3.2 указанной статьи Бюджетного кодекса РФ
С учетом анализа содержания норм вышеприведенного законодательства, установленных обстоятельств по делу и представленных доказательств, действия финансового органа по принятию к исполнению исполнительного документа исполнительного листа, выданного судебной инстанцией, подлежащего исполнению специальном органом власти, обеспечивающего исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, лицевой счет которого открыт в Управлении Федерального казначейства по Республике Коми в данном случае соответствует обстоятельствам дела, не противоречит закону, не нарушает прав должника и направлено на защиту прав взыскателя способом, предусмотренным законодательством, при соблюдении баланса интересов сторон данных правоотношений.
Доводы жалобы о том, что денежные средства, взысканные в пользу кредитной организации, подлежат выплате только по результатам реализации выморочного недвижимого имущества, являются необоснованными.
В пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что стоимость перешедшего к наследникам имущества, пределами которой ограничена их ответственность по долгам наследодателя, определяется его рыночной стоимостью на время открытия наследства вне зависимости от ее последующего изменения ко времени рассмотрения дела судом.
В решении Сосногорского городского суда Республики Коми от 18.12.2018 года, по которому был выдан исполнительный лист, предъявленный к исполнению в Управление Федерального казначейства по Республике Коми, указана рыночная стоимость выморочного недвижимого имущества. Кроме того, из содержания данного решения следует, что судом при рассмотрении гражданского дела кредитной организации о взыскании задолженности, учтен размер денежных требований, взыскных в пользу иных кредиторов, с учетом чего, суд пришел к выводу, что стоимость выморочного имущества позволяет удовлетворить требования всех кредиторов.
Таким образом, из материалов дела не следует, что оспариваемые действия финансового органа по принятию к исполнению исполнительного документа привели к нарушению прав административного истца.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене судебного решения, поскольку основаны на неверном толковании норм применяемого в настоящем деле законодательства.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ могли бы являться основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 10.07.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МР "Сосногорск" - оставить без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.