Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Юдин А.С., рассмотрев жалобу ООО "Служба заказчика Плюс" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Первомайского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми N5-886/2018 от 25.09.2018 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми N12-510/2019 от 01.02.2019
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи Первомайского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми N5-886/2018 от 25.09.2018 ООО "Служба заказчика Плюс" признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми N12-510/2019 от 01.02.2019 приведенное постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе заявитель просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить, в связи с незаконностью выданного предписания. В обосновании жалобы приводит доводы и дает свою оценку обстоятельствам и доказательствам по делу.
Проверив материалы истребованного дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 24 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.
Из буквального толкования диспозиции части 24 статьи 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит проверка законности выданного предписания, а необходимым условием наступления административной ответственности по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ является законность выданного предписания, не выполненного виновным лицом.
Как следует из материалов дела, ООО "Служба заказчика Плюс" осуществляет лицензионный вид деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии N214 от 27.09.2017 года.
27.02.2018 государственной жилищной инспекцией по г. Сыктывкару ООО "Служба заказчика Плюс" выдано предписание N59 об устранении лицензиатом нарушений жилищного законодательства, связанных с управлением МКД, расположенного по адресу д. "Адрес обезличен" г. Сыктывкара в срок до 25.06.2018 года, а именно: привести приложение N3 к договору управления МКД в соответствии с требованиями пункта "е(1)" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491; привести абзац 2 пункта 3.3, пункт 4.2.9, абзац 2 пункта 4.3.8, пункт 4.2.8, пункт 5.3 договора управления многоквартирным домом 97 по ул. Интернациональная г. Сыктывкара в соответствие с требованиями Жилищного кодекса российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491, путем их редактирования или исключения; после изменения договора управления уведомить собственников помещений посредством направления уведомления собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 97, о необходимости проведения общего собрания собственников помещений указанного дома по вопросу утверждения условий договора управления многоквартирным домом..
В связи с неисполнением предписания N59 от 27.02.2018 Государственной жилищной инспекцией по г. Сыктывкару в отношении ООО "Служба заказчика Плюс" составлен протокол N76 от 16.07.2018, в связи с наличием в его действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ.
Признавая ООО "Служба заказчика Плюс" виновным в совершении вменяемого правонарушения, судьи нижестоящих инстанций пришли к выводу о правомерности вынесения предписания и доказанности наличия в действиях Общества состава вмененного правонарушения, так как Обществом не были устранены нарушения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491.
Однако с указанными выводами согласиться нельзя.
Материалами дела установлено, что 07.09.2017 между собственниками помещений многоквартирного дома "Адрес обезличен" г. Сыктывкара и ООО "Служба заказчика Плюс" заключен договор NУ/97-2018 управления многоквартирным домом, абзацем 2 пункта 3.3 которого установлено, что при выполнении непредвиденных или аварийных работ "Управляющая организация" может самостоятельно принимать решения по изменению графика оказания услуг, выполнения работ, включенных а Перечень работ и услуг. Выполнение непредвиденных работ, не относящихся к обязательным работам и услугам, допускается по решению общего собрания собственников путем изменения Перечня работ и услуг. При отсутствии такового - решение о выполнении таких работ "Управляющая организация" принимает в одностороннем порядке и их оплата собственниками производится отдельно.
Пунктами 4.2.8, 4.2.9 и абзацем 2 пункта 4.3.8 пунктом договора установлено, что в права и обязанности сторон входит: обязанность проводить один раз в год индексацию стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД в соответствии с пунктом 5.3 договора; при увеличении стоимости работ и услуг, которые предоставляются сторонними организациями и входят в структуру платы за "ремонт и содержание общего имущества" (вывоз ТБО, содержание и ремонт лифта, дератизация и дезинфекция, техническое обслуживание газового оборудования и т.п.) размер платы изменяется без согласования с "Собственником" путем уведомления в платежных документах для внесения платы за ЖКУ; строительный мусор, образовавшийся в процессе переустройства и (или) перепланировки, "Собственник" обязан утилизировать в кратчайший срок за свой счет с предоставлением в адрес "Управляющей организации" подтверждающих документов (талонов, чеков, путевых листов, расписок и т.п.).
Пунктом 5.3 договора установлено, что ежегодно размер стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД подлежит индексации не более чем в 1,2 раза. Заключения дополнительного соглашения Сторон о внесении соответствующих изменений в расчеты к настоящему Договору не требуется.
По мнению административного органа, приведенные пункты в части изменения размера платы за содержание жилого помещения без решения общего собрания собственников помещений МКД противоречат части 7 статьи 156 ЖК РФ и пункту 31 Правил N491.
В соответствии с пунктами 10 и 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса РФ отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
Согласно статье 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 года N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу статей 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Аналогичные требования содержат пункты 28 и 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491.
Обязанность по несению собственником помещения в многоквартирном доме расходов на содержание принадлежащего ему имущества, а также участии в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт предусмотрена частью 1 статьи 158 ЖК РФ.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Пунктом 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491 установлено, что при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей компании. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных тем же постановлением, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
Согласно пункту 17 Правил, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Принимая во внимание, что решение общего собрания (протокол б/н от 06.09.2017), на основании которого заключен договор управления в материалы дела не представлен, доказательств того, что приведенные в предписании пункты договора и порядок оплаты за услуги указанные в данных пунктах были внесены Управляющей компанией по собственной инициативе, без соответствующего решения принятого собственниками, не свидетельствует о неправомерности их включения в условия договора управления, а право определять размер платы за содержание и ремонт общего имущества МКД в соответствии с утвержденной методикой в одностороннем порядке без проведения общего собрания собственников, не противоречит положениям части 7 статьи 156 ЖК РФ и пункта 31 Правил N491.
Частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Приложение N3 к договору управления МКД, которое согласно предписанию N59 от 27.02.2018 необходимо было Обществу привести в соответствие с требованиями подпункта "е(1)" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491, материалы дела не содержат, что свидетельствует о том, что проверка законности выданного предписания в указанной части ни судом первой, ни апелляционной инстанции, не была проведена, тогда как это является необходимым условием наступления административной ответственности по части 24 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно частям 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Принимая во внимание изложенное, полагаю, что административным органом не доказана правомерность требований о приведении условий договора управления многоквартирным домом NУ/97-2018 от 07.09.2017 в соответствии с нормами жилищного законодательства Правил N491.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При установленных обстоятельствах постановление мирового судьи Первомайского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми N5-886/2018 от 25.09.2018 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми N12-510/2019 от 01.02.2019, вынесенные в отношении Общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ подлежат отмене, а производство по делу прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные акты.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,
постановил:
Постановление мирового судьи Первомайского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми N5-886/2018 от 25.09.2018 и решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми N12-510/2019 от 01.02.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении ООО "Служба заказчика Плюс" отменить, производство по делу в отношении ООО "Служба заказчика Плюс" прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные акты.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Заместитель председателя
Верховного Суда Республики Коми А.В. Юдин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.