Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Юдин А.В., рассмотрев протест первого заместителя прокурора Республики Коми Нестерова М.А. на вступившее в законную силу постановление судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми N5-285/2019 от 13.05.2019
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.1 КоАП РФ в отношении Кожуховского А.П,
установил:
Постановлением судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми N5-285/2019 от 13.05.2019 Кожуховский А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
В протесте первый заместитель прокурора Республики Коми ставит вопрос об отмене указанного судебного акта и прекращении производства по делу по основаниям, предусмотренным пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Кожуховский А.П, в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уведомлен о подаче протеста на указанное выше постановление, возражений относительно доводов указанных в нем не представил.
Проверив материалы истребованного дела, изучив доводы протеста, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 20.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка, подлежат квалификации по части 2 статьи 20.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, 12.05.2019 в отношении Кожуховского А.П. составлен протокол об административном правонарушении УВ N002294 по факту совершения последним правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 20.1 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.
11.05.2019 в 22 часа 14 минут Кожуховский А.П. находясь около дома N "Адрес обезличен" п. Жешарт, вел себя нагло, вызывающе, агрессивно, на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои хулиганские действия не реагировал, чем нарушил общественный порядок.
Из представленных первым заместителем прокурора материалов следует, что 21.05.2019 следователем Канагиной Е.Н. вынесено постановление о возбуждении в отношении Кожуховского А.П. уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного частью 1 статьи 318 УК РФ, а именно: 11.05.2019 около 22 часов 00 минут участковый уполномоченный полиции ОМВД России по Усть-Вымскому району Воеводкин Д.В. совместно с сотрудниками ОВППСП ОМВД России по Усть-Вымскому району Мановым С.В. и Исангильдеевым А.М. прибыв по сообщению Груца В.В. во дворе домаN11 по ул. Пионерская п. Жешарт увидели Кожуховского А.П, в руках которого был нож и отвертка. Кожуховский А.П. будучи в состоянии алкогольного опьянения, осознавая, что Воеводкин Д.В, Манов С.В, Исангильдеев А.М. являются представителями власти, поскольку находятся в форменной одежде и действуют в пределах предоставленных им полномочий, желая наступления общественно-опасных последствий, с целью воспрепятствования осуществлению ими своих должностных обязанностей, держа в руках опасные для жизни и здоровья предметы - нож и отвертку высказывал в адрес сотрудников полиции угрозу применения насилия.
В соответствии со статьей 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод никакое лицо не должно быть повторно судимо или наказано в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое это лицо уже было окончательно оправдано или осуждено в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами этого государства.
Как следует из позиции Европейского Суда по правам человека, выраженной в постановлении по делу "Сергей Золотухин против Российской Федерации" (Страсбург, 10 февраля 2009 года), положения данной статьи подлежат применению, как в уголовном производстве, так и в производстве по делам об административных правонарушениях; статья 4 Протокола N 7 к Конвенции должна толковаться как запрещающая преследование или предание суду за второе преступление (правонарушение), "если они вытекают из идентичных фактов или фактов, которые в значительной степени являются теми же".
С указанными выше положениями корреспондирует пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в соответствии с которым производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Следовательно, при решении вопроса о прекращении производства по делу об административном правонарушении по указанному основанию, следует, в частности, установить, какие существенные признаки совершенного лицом противоправного деяния были учтены в целях его квалификации по статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации при вынесении постановления о возбуждении уголовного дела; совпадают ли какие-либо из них с признаками, положенными в основу квалификации действий лица при возбуждении дела об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 20.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена ответственность за мелкое хулиганство сопряженное с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка.
Часть 1 статьи 318 Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливает ответственность за применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угроза применения насилия в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
Из анализа представленных материалов следует, что при возбуждении административного дела и вынесении постановления о возбуждении уголовного дела, квалификация действий Кожуховского А.П. содержит одни и те же признаки объективной стороны составов части 2 статьи 20.1 КоАП РФ и части 1 статьи 318 УК РФ.
Таким образом, по одному и тому же факту противоправных действий Кожуховского А.П. вынесены постановление о назначении административного наказания и постановление о возбуждении уголовного дела.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При изложенных обстоятельствах постановление судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми N5-285/2019 от 13.05.2019, вынесенное в отношении Кожуховского А.П. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.1 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по настоящему делу прекращению на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,
постановил:
Протест первого заместителя прокурора Республики Коми Нестерова М.А. удовлетворить.
Постановление судьи Усть-Вымского районного суда Республики Коми N5-285/2019 от 13.05.2019 о привлечении Кожуховского А.П. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Заместитель председателя
Верховного Суда Республики Коми А.В. Юдин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.